Пол не указан. Нужно ли современным детям внегендерное воспитание

Фото: Getty Images, Никита Гончарук
Фото: Getty Images, Никита Гончарук

По мере взросления наша жизнь обрастает тысячами ограничений, связанных с общепринятыми стандартами поведения для определенного пола. Нужно ли эти стереотипы ломать, разбирался Фокус

Related video

"Не плачь! Ты же мальчик"… "Лазала по гаражам?! Ты же девочка"... Сколько раз в детстве мы слышали такие фразы от взрослых и не могли понять: при чем тут "мальчик" или "девочка"? Мой отец прекрасно вышивал, но никогда не демонстрировал свои работы ни друзьям, ни коллегам, ни даже родственникам, ведь вышивка не считалась подходящим хобби для мужчины. Близкая подруга уже полгода не может набраться смелости, чтобы рассказать жениху о своем увлечении мотоциклами. Отправляясь в байкерское путешествие по стране, она говорит ему, что едет с подругами на море.

Прокрустово ложе

Вроде бы современная массовая культура пронизана идеей самореализации. Все вокруг говорят о свободе быть собой, об уважении к особенностям каждого человека, об уникальности личности и прочих прекрасных вещах. Однако стоит личности выйти за пределы общепринятых стандартов поведения для своего пола, свобода оказывается очень условной. Это даже не вопрос защиты прав женщин. Мужчине, чьи свойства и устремления не вписываются в понятие "сильный пол", живется ничуть не легче. Американский социолог Эмили Кейн в своей книге The Gender Trap подчеркивает, что перед мальчиком с самых ранних лет возникает даже больше искусственно созданных ограничений и навязанных стандартов, чем перед девочкой. Это особенно явственно проявляется в том, как родители реагируют на выбор будущей профессии своего ребенка. "Во многих семьях дочери, выбравшие традиционно мужскую профессию, получают поддержку близких, но желание сыновей, которые хотят заняться тем, что считается женским делом, почти всегда вызывает неодобрение", — отмечает доктор Кейн.

Кристина Браун, психолог из University of Kentucky, недавно опубликовала статью о буллинге и сексуальной агрессии среди школьников, в которой говорится, что корень этих бед в навязывании мальчикам жестких гендерных стереотипов. Среди одноклассников можно быть либо "крутым парнем", либо объектом насмешек и оскорблений. С 11 лет и старше тот, кто не стремится вести себя как "настоящий мужик", получает обидные прозвища и тычки. Стандарты мужского поведения в подростковой среде утрируются. Рамки становятся гораздо более узкими, чем принято среди взрослых. Избегание конфликтов, проявление мягкости характера и нейтрально-дружеское общение с противоположным полом кажется чем-то на грани нетрадиционной сексуальной ориентации.

Если сын накроет стол к обеду, а дочь поможет ремонтировать машину, это будет маленьким шагом в формировании новой модели сознания, в которой нет места гендерным стереотипам

"Некоторые мальчики ведут себя агрессивно, унижают младших и пристают к девочкам просто для того, чтобы их самих не подвергли буллингу те, кто старше и сильнее. В средней школе большинству девочек приходится испытать на себе сексуальную агрессию или преследование в той или иной форме, однако это не исключительно женская проблема. С мальчиком дело может дойти до настоящей травли на почве гомофобии, даже если он вовсе не гей, просто ведет себя "не по-пацански", — пишет Браун.

Вне гендера

Питер Глик, психолог из Lawrence University, разработал целую систему воспитания детей вне гендерных шаблонов. В его методике многое определяет подбор формулировок. Речь идет не просто об отказе от стандартных фраз вроде "Не плачь. Будь мужчиной!", а об удалении из родительской речи даже отдаленных признаков сексизма. С точки зрения Глика, даже безобидные на первый взгляд вербальные конструкции и действия нуждаются в коррекции, если они по умолчанию предполагают, что возможности мальчиков и девочек неодинаковы. "Многие родители считают, что учат сына быть джентльменом, рассказывая, что к девочкам требуется особое отношение, на самом же деле это еще одна ловушка сексизма, — говорит Глик. — Вроде бы женщину ставят на пьедестал, но в действительности речь идет только о той, кто соответствует определенному идеализированному женскому образу. Если она выглядит или ведет себя иначе, обращение с ней становится пренебрежительным или вовсе жестоким".

По мнению доктора психологии Кемпбелла Липера из University of California, объективизация женского начала в массовой культуре — один из мощнейших катализаторов подростковой и детской агрессии обоих полов. Эротизированные образы актрис и моделей в кино и рекламе провоцируют развитие комплексов и у девочек, которые не могут быть такими же, и у мальчиков, которые усваивают искаженные представления о женском и о мужском. Изолировать ребенка от этого невозможно.

Доктор Липер предлагает приучать детей иначе смотреть на киношных персонажей. Один из его воспитательных трюков — во время фильма попросить ребенка посчитать количество женских и мужских персонажей, и если женские окажутся в меньшинстве, спросить: "Как, думаешь, они себя при этом чувствуют?"

Кристина Браун рекомендует родителям постепенно размывать границы гендерных стереотипов, поручая мальчикам те домашние задачи, которые обычно достаются девочкам, и наоборот. Если сын накроет стол к обеду, а дочь поможет ремонтировать машину, это будет маленьким шагом в формировании новой модели сознания, в которой нет места гендерным стереотипам.

Fullscreen

All you need is love. Елена Рыхальская уверена, что недостаток любви в семье приводит к детской агрессии

Не мама мыла раму

Мысль о том, что в воспитании детей следует избегать дискриминационных мотивов, не нова. Однако именно теперь она приобрела как никогда много сторонников, а в некоторых странах даже стала официальной позицией министерств образования. Учебные программы и школьные уставы корректируются таким образом, чтобы исключить какие-либо ущемления, в том числе по гендерному принципу. Великобритания, например, отказалась от юбок в школьной форме. Этот шаг восприняли неоднозначно, даже в феминистском движении он пришелся по душе далеко не всем. Многие активистки в публичных выступлениях акцентировали внимание на том, что департамент образования спутал равенство и уравнивание. Суть антидискриминационного воспитания не в том, чтобы стереть разницу между мужчинами и женщинами, а в том, чтобы обеспечить им равную степень уважения и обозначить их равную ценность для общества. Для этого совершенно необязательно одинаково их одевать.

В Украине общественное возмущение вызвали гораздо менее радикальные меры. Летом родители школьников вышли на улицы Киева, протестуя против внесения некоторых правок в рамках антидискриминационной экспертизы, организованной Министерством образования и науки. "Негативная реакция на в общем-то безобидные правки, явно никого не обижающие, — показатель неприятия инаковости, к сожалению, доставшегося нам в наследство от СССР, — говорит Елена Зайцева, представительница феминистической образовательной группы "Резистанта". — Изменения, которые я видела, не были радикальными. Некоторые вещи и вправду касались традиционных представлений о роли женщины в семье, но точно не являлись попыткой навязать какую-то другую модель. Их суть заключалась в том, чтобы показать: люди разные, семьи разные, и все имеют право на существование".

Социолог Людмила Малес — участница рабочей группы по совершенствованию учебно-методических материалов и осуществлению антидискриминационной экспертизы. По ее мнению, в Украине совершенно напрасно дискредитируется понятие "гендер". Например, люди не понимают, зачем использовать феминитивы, почему из-за них иногда стоит полностью переписать текст. Чтобы оценить возможные пагубные последствия той ситуации, когда реальность не отражается в словах, достаточно вспомнить наше советское прошлое. Никто не акцентировал внимание на этнической принадлежности жителей СССР, все были заменены этнонимом "русские" потому что "какая разница". В итоге получилось, что других народов как бы и не существует, а значит, их интересы можно игнорировать.

"Учить мальчика вести себя по-мужски не вредно, но только при условии, что у него есть адекватные примеры такого поведения. Тогда он запомнит, что "быть мужиком" означает не обижать, а защищать, не подавлять, а заботиться"

"То же касается стереотипных представлений о профессиях и семейных обязанностях мужчин и женщин, которыми пестрят учебники, — говорит Малес. — В современных домах окна часто моют мужчины, имеющие подготовку промышленных альпинистов, но в букварях продолжают печатать милое сердцу многим "мама мыла раму". Изображение женщин в качестве традиционно бесплатной обслуживающей рабочей силы создает определенные представления о норме и ненормальности. Например, ситуация, когда мама сидит в интернете, а папа печет пирожки, кажется странной, даже если супруги чувствуют себя в ней вполне гармонично. Результат — несправедливое распределение ресурсов в семье и обществе".

Риски перемен

По мнению психотерапевта Елены Рыхальской, резкий отказ от привычных стереотипов о семье и гендерных ролях может привести к печальным последствиям. Социум требует четких рамок и правил. Даже если привычные модели семейных отношений несовершенны, опасно разрушать их, не создав замены. "Пока новые представления о семейной жизни не оформились, не получили исторического и ценностного подкрепления, это не более чем идея, которой пытаются подменить нечто стабильное, устоявшееся, — говорит Рыхальская. — Это всегда чревато повышением уровня тревожности и агрессии. Обратная сторона медали — проблема на уровне гендерных отношений, возникающая из-за попытки поменяться ролями. Мужское начало в женщинах развивается до такой степени, что они начинают обесценивать и подавлять мужчин, а те в свою очередь становятся либо инфантильными, либо социально агрессивными. Одни выбирают путь бесцельного существования, другие, наоборот, идут к успеху по чужим головам".

Психотерапевт убеждена в том, что корень проблемы школьного буллинга не в узости рамок мужского поведения, а в негармоничных отношениях и недостатке любви в семье. Получая эмоциональную поддержку от родителей, ребенок чувствует себя защищенным. В такой ситуации он не станет ни агрессором, ни жертвой. Даже если кто-то из одноклассников попытается над ним издеваться, это не понизит его самооценку. "Учить мальчика вести себя по-мужски не вредно, скорее наоборот, но только при условии, что у него перед глазами есть здоровые и адекватные примеры такого поведения, — утверждает Рыхальская. — Тогда он запомнит, что "быть мужиком" означает не обижать, а защищать, не подавлять, а заботиться".