Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Ни с места. Почему новый закон о парковке не очистит тротуары от внедорожников

Ни с места. Почему новый закон о парковке не очистит тротуары от внедорожников

Сегодня вступают в силу новые правила парковки. Ожидается, что автомобили нарушителей будут эвакуировать быстрее и чаще, чем сейчас, а новые штрафы помогут привить водителям уважение к правилам дорожного движения. Почему эти ожидания завышены, рассказывает Фокус

000

Новые нормы закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств" меняют принципы наложения штрафов за нарушение правил парковки и четко определяют, когда автомобиль следует эвакуировать. Принимать решение об эвакуации теперь смогут не только полицейские, но и муниципальные инспекторы, которые должны работать при горадминистрации. А виновными будут признавать не только водителей, но и владельцев авто, даже если те не были за рулем. Это, однако, не означает, что с завтрашнего дня узкие улицы городов будут очищены от стихийно припаркованных автомобилей.

Убедительный перечень

До сегодняшнего дня полномочия по борьбе со стихийной парковкой были полностью в руках патрульной полиции. И решение о том, нужно ли эвакуировать тот или иной автомобиль из-за того, что он мешает дорожному движению, каждый полицейский должен был принимать самостоятельно. Важное и действительно значимое новшество закона – это точное определение оснований для того, чтобы увезти автомобиль на штрафплощадку. Их 17.

Итак, автомобиль можно эвакуировать "без суда и следствия", если он расположен:

  • на проезжей части в два и более рядов;
  • на железнодорожных переездах;
  • на трамвайных путях;
  • на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, в тоннелях;
  • на пешеходных переходах и ближе 10 метров к ним с обеих сторон, кроме случаев остановки для предоставления преимущества в движении;
  • на перекрестках и ближе 10 метров от края пересекаемой проезжей части при отсутствии на ней пешеходного перехода, за исключением остановки для предоставления преимущества в движении и остановки против бокового проезда на Т-образных перекрестках, где есть сплошная линия разметки или разделительная полоса;
  • на проезжей части, где расстояние между сплошной линией разметки или противоположным краем проезжей части и транспортным средством, которое остановилось, менее 3 метров;
  • ближе 30 метров от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а при их отсутствии - ближе 30 метров от дорожного знака такой остановки с обеих сторон;
  • ближе 10 метров от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения;
  • в местах, где будет невозможным встречный разъезд или объезд транспортного средства, которое остановилось;
  • ближе 10 метров от выездов с прилегающих территорий и непосредственно в месте выезда;
  • на выделенной полосе для движения общественного маршрутного транспорта;
  • на обозначенной соответствующими дорожными знаками и/или дорожной разметкой велодорожке;

Или если автомобиль:

  • своим расположением делает невозможным движение других транспортных средств или создает препятствие для движения пешеходов, в том числе лиц с инвалидностью на специальных средствах передвижения и пешеходов с детскими колясками;
  • препятствует движению или работе снегоуборочного и другого технологического коммунального транспорта в случае введения чрезвычайного положения или в случае объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации;
  • нарушает схему парковки транспортных средств таким образом, что он блокирует проезд по двум или более полосам движения.

Точная классификация нарушений – главное новшество закона, который, однако, будет довольно сложно выполнить на практике по причине банальной нехватки техники. "Сейчас эвакуаторы, которые есть в наличии, загружены на 100%. По сути, этот закон на количество эвакуаций не влияет. Сегодня в Киеве в день с улиц забирают около 40 автомобилей. Если увеличится количество эвакуторов, то увеличится и количество эвакуаций", – рассказывает Фокусу патрульный полицейский Евгений Зборовский.

Потому, скорее всего, увеличится только количество штрафов. Они останутся небольшими: 255-510 грн. Со скидкой в 50% в случае оплаты в первые 10 дней после штрафа.

Стоит добавить, что вводятся и новые штрафы за нарушение правил использования парковочной площадки: за неоплаченный простой более 10 минут нужно будет заплатить 20-кратный размер одного часа парковки. За занятое парковочное место лица с инвалидностью нужно будет оплатить 30-кратный размер одного часа парковки – 150-300 грн (для Киева).

Бумажный инспектор

Согласно новому закону, на помощь полицейским в борьбе со стихийной парковкой придут муниципальные инспекторы. По идее, это будет специализированное подразделение при горадминистрациях, призванное разгрузить правоохранителей, которым и так работы хватает.

Инспектор должен будет снимать на камеру неправильно припаркованный автомобиль и вызывать эвакуатор. Съемка нужна для того, чтобы обезопасить владельцев и водителей машины от ошибки или произвола нового контролера правил парковки.

"Я думаю, что сегодня точно ничего не изменится. Про инспекторов в Киеве нет никакой информации. Фактически, работу будут выполнять полицейские, а их достаточно немного, и у них другая работа есть – выезды на ДТП, например", – объясняет Фокусу аналитик кампании "За безопасные дороги" Андрей Климчук.

При этом чтобы муниципальные инспекторы начали работать необходимо решить две проблемы

Во-первых, требуется урегулировать правила отбора новых должностных лиц и провести конкурс. В Киеве, к примеру, конкурс все еще не объявлен. А ведь инспекторов еще нужно отобрать и обучить.

Во-вторых, сегодня инспекторы не смогли бы выйти на улицы и выполнять свои обязанности из-за отсутствия у них средств фото- и видеофиксации. Просто снять нарушение на телефон или планшет не выйдет – по закону это должны быть сертифицированные устройства или специальные приложения, утвержденные нормативно-правовыми актами. Их, как и можно предположить, нет.

"В Кабмине лежат правки к постановлению 94, которое регулирует сертификацию устройств фото- и видеофиксации. За счет этих изменений можно будет получать сертификаты на камеры, с которыми будут ходить инспекторы. Но это постановление заработает только через 6 месяцев после подписания. Если я правильно поняла МВД и департамент транспорта, то так оно и будет", – говорит координатор транспортного направления организации "Экодия" Анна Гузь, добавляя, что между ведомствами вполне могут быть какие-то несогласованные моменты.

Нарушаем… Конституцию

До сегодняшнего дня штрафовать нарушителей парковки можно было только в его присутствии. То есть патрульному необходимо было стоять возле автомобиля и ждать водителя. Закон меняет эту схему. Теперь полицейские смогут оставить постановление о штрафе прямо под дворник на лобовое стекло, а его копию отправить владельцу автомобиля. На первый взгляд, выглядит конструктивно: полицейские не тратят время, нарушителя наказывают, а в случае неуплаты штрафа справедливость восстановит исполнительная служба.

Однако юристы отмечают, что такие нормы закона нарушают Конституцию. Ведь если за рулем автомобиля сидел не его владелец, то, выходит, полицейские будут штрафовать не нарушителя, а невиновного человека.

"Такое уже было в 2008 году, когда ввели видеофиксацию превышения скорости. Конституционный суд признал тот закон неконституционным. С новым законом может случиться то же самое, но это долгий процесс", – рассуждает Андрей Климчук. Подавать жалобы, по его словам, может любой гражданин, который считает, что его права нарушили.

При этом юридические вопросы есть и к процессу возвращения автомобиля со штрафплощадки.

"Изменяется условие возвращения эвакуированного автомобиля. Раньше если вы приехали и заплатили за стоимость эвакуатора и простой машины на штрафплощадке, то автомобиль можно забирать. С новым законом для того, чтобы забрать автомобиль, нужно обязательно заплатить штраф", – говорит юрист Богдан Глядык. И в этом, по его словам, нет никакой логики, ведь эвакуация – это не санкция за нарушение закона, а просто способ устранить препятствие с дороги.

Так что большинство опрошенных Фокусом экспертов уверены: если сегодня ситуация с парковкой не изменится из-за нехватки техники и отсутствия отобранных и обученных инспекторов, то завтра она может остаться неизменной из-за юридических коллизий.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.