Укрзализныця переплатила за дизтопливо около 82 млн грн

Фото: facebook.com/Kravtsov.Evg
Фото: facebook.com/Kravtsov.Evg

Схемы вокруг закупок Укрзализныцей топлива по завышенным ценам существуют ровно столько же, сколько сама госкомпания

Related video

Видимые переплаты Укрзализныци за дизельное топливо, купленное в период с января по сентябрь 2018 года, составляют около 82 млн грн. Об этом говорится в материале Фокуса Не заправишь — не поедешь. Как Укрзализныця переплачивает за дизельное топливо.

В статье отмечается, что в самой госкомпании заверили, что начиная с февраля 2018 года УЗ на закупках топлива сэкономила до 70 млн грн, благодаря тому, что структура отныне закупает топливо по конкурентной цене, менять которую можно с учетом мировых котировок на нефтепродукты.

Схемы вокруг закупок Укрзализныцей топлива по завышенным ценам существуют ровно столько же, сколько сама госкомпания.

Например, в марте 2016 года "Вог Аэро Джет" выиграла тендер и заключила с железной дорогой договор о поставке дизтоплива по цене, ниже рыночной. Однако, впоследствии должностные лица УЗ и представители "Вог Аэро Джет" трижды заключали дополнительные соглашения к данному договору поставки. Благодаря этому Укрзализныця несколько раз увеличивала стоимость дизтоплива для железной дороги.

Хозяйственный суд Киева 27 июля прошлого года удовлетворил исковое заявление Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и признал недействительным дополнительное соглашение к договору о поставке дизельного топлива, заключенного весной 2016 года между Укрзализныцей и компанией "Вог Аэро Джет", что повлекло растрату 92 млн грн.

Положить конец схемам на заключении допдоговоров, в результате чего закупочная цена на топливо оказывалась выше рыночной, должно было введение формульного ценообразования на дизельное топливо, то есть вычисление справедливой цены по открытой формуле.

Основная идея таких закупок в привязке цен на дизельное топливо к курсу валют и мировых котировок в системе Platts.

Как пояснили Фокусу в госкомпании, только в феврале этого года нынешнему руководству УЗ удалось побороть лоббирование разных уровней и закупить первый литр топлива по формуле. Формульный расчет цены включает в себя: среднее арифметическое значение минимальных базисных котировок агентства Platts на эталонное дизтопливо (так называемый ULSD 10ppm по базису Mediterranean cargoes FOB Med (Italy) или ULSD 10ppm по базису Cargoes CIF NWE/Basis ARA или ULSD 10ppm по базису Northweast Europe barges FOB Rotterdam) за 10 дней, которые предшествуют отгрузке. Кроме того, в формулу заложен курс доллара по курсу НБУ на день получения разнарядки на отгрузку, размер акцизного налога, НДС, среднее значение плотности топлива и маржа поставщика. При этом какую маржу закладывает в формулу поставщик, неизвестно.

Первые тендеры на закупку ДТ с применением формульного расчета цены "Центр обеспечения производства" Укрзализныци провел в конце января 2018-го.

12 февраля этого года УЗ и "Анвитрейд" подписали договор на приобретение дизельного топлива с применением формульного изменения цены с учетом котировок Platts. Согласно ему Укрзализныця приобретала 40 тыс. т дизеля. Как говорят в УЗ, госкомпания стала первой структурой в Украине, которая смогла провести закупки по формульной цене. По их уверениям, структура практически на первой же закупке сэкономила более 70 млн грн.

30 января в двух тендерах на 40 тыс. т с применением формульного ценообразования победу одержала компания "Анвитрейд" (входит в Wexler Group), предложившая расчетную цену на день проведения торгов 28,6–28,8 тыс. грн/т. Право на поставку еще 20 тыс. т получила компания "Август Пром" (входит в группу "Трейд Коммодити"), которая победила в торгах с расчетной ценой 28,5 тыс. грн/т.

Однако, согласно копиям контрактов, опубликованных в системе ProZorrо, по указанной цене "Анвитрейд" поставил с 24 апреля только 3 тыс. т дизельного топлива. На 7 тыс. т продукта 27 апреля подписано дополнительное соглашение, согласно которому цена выросла до 28,9 тыс. грн/т. Притом, что рыночная стоимость ДТ в день подписания допконтракта, по данным "Консалтинговой группы А-95", составляла 28 тыс. грн/т. Таким образом на каждой тонне топлива по этому контракту Укрзализныця потеряла более 900 грн.

Около 1,4 тыс. грн на тонне дизельного топлива железнодорожный монополист потерял и по договору с компанией "Август Пром". В апреле стороны договорились о поставке 10 тыс. т дизтоплива по 28,2 тыс. грн/т. Но 12 сентября подписали дополнительное соглашение, которое предполагает поставку уже по 32,6 тыс. грн/т., а рыночная цена в день подписания допсоглашения составляла 31,2 тыс. грн/т.

Всего на каждой тонне из законтрактованных 90 тыс. т на протяжении I–III кварталов 2018 года Укрзализныця переплатила от 373 до 1,5 тыс. грн, а общая сумма потерь составила 81,7 млн грн.

При этом в госкомпании утверждают, что эта информация не соответствует действительности. По мнению УЗ, дополнительный контракт с "Анвитрейдом" подписали до иного контракта с этой же структурой, который заключен по итогам другого тендера, аукцион прошел 2 апреля. Цена по итогам аукциона действительно составила 28,2 тыс. грн за тонну дизельного топлива, соглашаются в УЗ. Но, как поясняют в госкомпании, с даты аукциона до 27 апреля показатели Platts выросли приблизительно на 6%. Цена контракта же увеличилась всего на 2,5%.

Отметим, ранее Укрзализныця презентовала обновленный логотип. По словам и. о. главы правления УЗ Евгения Кравцова, обновленный логотип является "символом перемен" компании. Его уже можно увидеть на новом подвижном составе.