Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Трудности перехода. Какие опасности ждут верующих при попытке сменить церковь на Православную украинскую

Трудности перехода. Какие опасности ждут верующих при попытке сменить церковь на Православную украинскую

5 и 6 января в Стамбуле проходят торжественные мероприятия по вручению томоса митрополиту ПЦУ Епифанию. Фокус попытался выяснить, насколько велика вероятность того, что переход церковных громад в украинскую поместную церковь будет сопровождаться силовым противостоянием

2500

Муссирование темы силового противостояния давно стало одним из ключевых элементов кампании по дискредитации идеи создания Православной церкви Украины (ПЦУ). Прогнозы о "неизбежности кровопролития" после получения ею томоса чаще всего доносятся либо из России, либо из уст промосковских политиков и религиозных деятелей внутри Украины. Судя по всему, эта проблема обещает стать серьезным тестом для официального Киева, в интересах которого не допустить силового противостояния при переходах церковных громад из Московского патриархата под юрисдикцию ПЦУ.

И опыт – сын ошибок трудных…

Процесс перехода церковных общин из Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) под юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) активизировался после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе. В период с 2014 года и до Объединительного собора произошло около 70 таких переходов. И далеко не все они проходили тихо и спокойно. Многие сопровождались стычками, захватом храмов, уголовными делами и долгими судебными разбирательствами.

Пожалуй, наиболее горячей точкой религиозного противостояния в Украине за последние пять лет стало село Птича Ровенской области. В конце 2014 года 400 его жителей высказались за переход церковной общины Свято-Успенского храма в Киевский патриархат, в то время как 200 селян выступили против этого. Камнем преткновения, как и в других подобных случаях, стал вопрос о том, в чьем ведении останется храм: тех, кто пожелал выйти из-под покровительства МП, или тех, кто решил остаться.

Попытки договориться, обращения в суд и даже решение райрады о поочередной службе в церкви ни к чему не привели. Конфликт в итоге вылился в драку с применением палок, комьев земли, газовых баллончиков, электрошокеров и "коктейлей Молотова".

Были истории, в которых удавалось не доводить конфликтную ситуацию до применения враждующими сторонами силы. Но происходило это преимущественно за счет строительства нового храма для парафиян УПЦ МП. Нередко, впрочем, церковные громады демонстрировали единство, и переход происходил мирным путем. Но при всем при этом УПЦ МП продолжала доминировать над УПЦ КП. Если в первой насчитывалось около 12,5 тысяч приходов, то во второй их было менее пяти тысяч. И еще чуть больше тысячи приходов было у Украинской автокефальной православной церкви.

По вновь открывшимся обстоятельствам

Прогнозы о "неизбежности кровопролития" после получения томоса чаще всего доносятся либо из России, либо из уст промосковских политиков и религиозных деятелей внутри Украины

Еще прошлым летом Патриарх Филарет выразил уверенность в том, что после получения томоса об автокефалии в новую украинскую церковь могут перейти более половины всех приходов УПЦ МП. Ускорению процесса, кроме всего прочего, должен поспособствовать закон, который Верховная Рада приняла сразу после Объединительного собора и объявления о создании единой Православной Церкви. Речь идет об утверждении изменений в законе о свободе совести и религиозных организациях, согласно которым УПЦ МП будет вынуждена указать в своем названии принадлежность к структуре Русской православной церкви.

Чтобы выполнить требование этого закона и изменить название, религиозные организации, имеющие принадлежность к УПЦ МП, должны перерегистрировать свои документы. В первую очередь, уставы. Причем не только устав УПЦ МП как таковой – в Украине церковь в целом не является юридическим лицом. Вопрос о придании церковным структурам в целом статуса юридического лица в Украине обсуждался не раз, но до его решения дело так и не дошло. В результате теперь перерегистрация – проблема каждой отельной религиозной организации, входящей в структуру УПЦ МП: каждого прихода, монастыря, епархиального управления.

Они, конечно, могут и не перерегистрироваться и даже вообще не регистрироваться – закон не предполагает обязательно регистрации для религиозных организаций. Но она необходима в том случае, если организация имеет в своем распоряжении или владении какую-либо собственность или осуществляет хозяйственную деятельность.

В Киевской митрополии МП уже заявили, что менять название церкви не станут – не обязаны. Может, и правда, не станут. Но как быть общине в райцентре, на которую зарегистрирован храм, воскресная школа, маленькая типография в качестве "подсобного хозяйства" и двадцать пять соток огорода, с которого кормят по воскресеньям бездомных? Эта община будет вынуждена перерегистрироваться. Потому что иначе вся их хозяйственная деятельность остановится. А если дело затянется, то организация, утратив регистрацию, рискует лишиться и всего своего имущества.

Поэтому она будет перерегистрироваться. Вопрос – под каким названием? В местной администрации помогут – предложат на выбор или "Н-ский приход Н-ской епархии Русской православной церкви в Украине", или "Н-ский приход Н-ской епархии Православной церкви Украины". И в том, и в другом случае может быть вытребован протокол собрания прихода, на котором прихожане сделали выбор между той или иной "принадлежностью".

Дилемма может быть решена на уровне епархиального начальства, с которым приходы будут согласовывать свое новое название. Но если в Киеве скажут, что название не менять нельзя, как поступит архиерей? У епархиальных управлений тоже есть и имущество, и хозяйство. Да и приходы могут начать разбегаться, если будут сложности с перерегистрацией. А приходы для епископа – источник дохода. Поэтому столичное начальство, конечно, может стоять на своем, не желая переименовываться. Но если это "стояние" затянется, поток переходов из УПЦ МП в ПЦУ вскоре станет лавинообразным.

Узаконенный раздел имущества

Переходить из одной церковной структуры в другую организации будут вместе со своим имуществом, поскольку в абсолютном большинстве случаев оно находится в собственности общины

Создание независимой поместной церкви в Украине и принятие закона о переименовании подтолкнут верян приходов, в которых вопрос о юрисдикции до сих пор не выходил в первые строки повестки дня, к решению этого вопроса. Теперь они будут вынуждены выбирать – переходить в ПЦУ или перерегистрироваться в качества прихода РПЦ в Украине. То есть "бегать по инстанциям" придется в любом случае, оставить все, как есть, не получится ни у кого. Расколет ли это общины? Спровоцирует ли очередной всплеск конфессиональных конфликтов? Скорее всего, да. Тот вопрос, который во многих общинах был загнан под спуд и превратился в фигуру умолчания ради общего блага, теперь встанет ребром, и вероятность возникновения конфликта в общине существенно возрастет.

Уменьшить эту вероятность украинские власти рассчитывают с помощью еще одного закона, проект которого ожидает своего рассмотрения в парламенте с 2016 года. Как рассказал Фокусу один из соавторов законопроекта народный депутат Виктор Еленский (фракция "Народного фронта"), статьей 8 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях" предусмотрена возможность свободной смены религиозной общиной своей подчиненности в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами центрам. Но в то же время не обусловлена процедура и не уточнен механизм такой смены. Это, по мнению Еленского, и приводило к конфликтам и судебным спорам. "Предложенный нами законопроект предусматривает, что решение о смене подчиненности утверждается на общем собрании религиозной громады большинством присутствующих на нем. После принятия такого решения громада меняет свой устав и перерегистрирует его в областной госадминистрации", – сообщил нам парламентарий.

По его словам, инициаторы законопроекта готовы дополнить его положением о том, что новая редакция устава скрепляется подписями членов этой конкретной религиозной общины, присутствующих на собрании с указанием их паспортных данных. Кроме того, хотят предусмотреть, чтобы правомерность общего собрания громады определял компетентный орган управления этой общины – будь то церковный комитет, парафиальное собрание или братский совет.

Переходить из одной церковной структуры в другую организации будут вместе со своим имуществом, поскольку в абсолютном большинстве случаев оно находится в собственности общины. И вот здесь, как показал опыт предыдущих переходов, самое уязвимое место. Синоидальное управление военного духовенства (СУВД) Православной церкви Украины недавно сделало заявление о том, что при каждой епархии РПЦ в Украине формируются "отделы правового обеспечения имущественных прав", в состав которых входит "специалист в сфере права и несколько мужчин спортивного телосложения". По сведениям СУВД, эти группы предназначены для установления физического контроля над храмом, прихожане которого примут решение о выходе из Московского патриархата и присоединении к ПЦУ. "Фактически формируется чрезвычайно опасная ситуация, когда РПЦ в Украине хочет сделать из верян и священников своих крепостных", – бьют тревогу в СУВД.

Насколько эта тревога оправданна? "В Украине с ее чрезвычайно слабой правоохранительной системой Москва может без особых усилий устраивать любые провокации. Успокаивает то, что украинское общество, которое в своем большинстве не поддерживает пророссийские идеи, через различного рода общественные структуры готово противостоять подобным действиям", – поделился соображениями с Фокусом Василий Лабайчук, заместитель партии "Правый сектор".

"Фактически формируется чрезвычайно опасная ситуация, когда Российская православная церковь в Украине хочет сделать из верян и священников своих крепостных"

По его мнению, отдельные точечные конфликты, возможно, и возникнут. Но уровень сознательности наших граждан достаточен для того, чтобы эти конфликты загасить в их начальной стадии, убежден Лабайчук. "У украинцев хватит мудрости и человеческих ресурсов, чтобы переход общин в ПЦУ проходил спокойно и мирно. В свою очередь, "Правый сектор" готов и дальше помогать верянам в этом вопросе", – заверил он.

В ответ на вопрос, принимал ли "Правый сектор" участие в силовых противостояниях по поводу принадлежности храмов, наш собеседник признал, что громады, решившие перейти из УПЦ МП, часто обращались к его организации с просьбой о поддержке. Но при этом акцентировал внимание на том, что в принятие решений громады "Правый сектор" не вмешивается. "Мы лишь обеспечиваем защиту громады, которая хочет перейти из УПЦ МП, от титушек. Наиболее яркий случай – село Катериновка на Тернопольщине, где большинство верян в 2015 году приняло решение о переходе в Киевский Патриархат. Потом было заключено трехстороннее соглашение между госадминистрацией, УПЦ КП и УПЦ МП на поочередную службу в храме. А когда наступила очередь Киевского Патриархата, состоялась попытка захвата храма Московским Патриархатом. В село, где живет около ста человек, были привезены 300 титушек. Жителей села пришлось защищать от приезжих", – рассказал Лабайчук. И уточнил: "Мы никогда нигде и ничего не захватывали. И это подтверждает отсутствие уголовных дел против нас".

Мы мирные люди, но наш бронепоезд…

"Раскольники возьмут контроль над большими монастырями, такими, как Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра. Тогда, конечно, православные веряне будут защищать эти святые места и может начаться кровопролитие", – заявил глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион в интервью одному из российских телеканалов.

Примечательно, что в тексте решения синода Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии Православной церкви Украины отдельным пунктом содержится призыв воздержаться от захвата церквей, монастырей и другого имущества, а также от каких-либо насильственных действий и мести. Официальный Киев всеми возможными способами старается заверить всех в том, что подобная опасность не может исходить от украинской стороны. Говоря о возможности возникновения очагов напряжения после получения украинской церковью томоса, президент Украины Петр Порошенко предупредил: "Как только где увидите людей, призывающих взять силой лавру, монастырь или храм, знайте, то – московская агентура".

Видит в сегодняшней межцерковной ситуации в Украине источник дестабилизации и министр внутренних дел Арсен Аваков. Назвав в интервью "Интерфакс-Украина" создание украинской поместной церкви "стратегически очень правильным и хорошим делом для Украины", он признал его потенциально очень опасным. "Это ответственность обеих сторон, в том числе, участвующих в этом процессе церквей. Одни не должны форсировать процесс и привлекать к нему экстремистские радикальные силы, а другие должны понимать объективность процесса. Я хочу подчеркнуть, что мы никому не позволим применять силовые варианты. Не надо нанимать отряды, чтобы охранять Лавру или какой-то храм, отряды с любой из сторон будут нами разоружены, а все силовые попытки будут жестко пресечены", – заявил глава МВД.

Кому достанутся лавры?

РПЦ и ее филиал УПЦ МП показательно готовятся к "гонениям", и даже при отсутствии таковых способны их довольно убедительно изобразить

Вопрос вероятного перехода в единую поместную церковь двух крупнейших объектов УПЦ МП – Почаевской и Киево-Печерской лавр – является одним из наиболее острых в церковных спорах. Минувшим летом Патриарх Филарет назвал обе лавры украинскими святынями, к которым ни Россия, ни Московский патриархат не имеют никакого отношения. Однако украинские власти даже при том, что оба монастыря принадлежат государству, которое передало их церкви в безвозмездную аренду (Почаевскую лавру – до 2052 года, Киево-Печерскую – бессрочно), пока избегают однозначных высказываний по этому поводу.

По словам Владимира Пищиды, юриста судебного блока Investment service Ukraine, поскольку владельцем данных зданий является государство в лице Министерства культуры Украины, государство же имеет право реализовывать на практике основные принципы права собственности – владения, пользования и распоряжения имуществом. "Поэтому в случае передачи зданий иной религиозной организации распоряжение Кабмина, которым они были переданы в 2013 году УПЦ МП, может быть отменено решением нынешнего премьер-министра, а здания переданы ПЦУ на основании нового распоряжения", – говорит юрист.

Но проблема в том, что даже если Министерство культуры разорвет договор аренды с монастырем УПЦ МП, возглавляемым владыкой Павлом Лебедем, насельники с этим не смирятся и не уйдут миром. Силового противостояния вряд ли удастся избежать. Как выразился кто-то из "эмпэшных" спикеров, "у нас тут каждый – Усик". Имея в виду абсолютного чемпиона мира по боксу Александра Усика, который отвечая на вопрос журналистов, что он будет делать в случае нападения на Киево-Печерскую Лавру радикально настроенных людей, заявил: "Я стану на сторону монахов". И этим "усикам" будет совершенно безразличны законные основания – они будут "стоять до конца".

Пока вопрос о том, как передать лавры – на практике, а не на бумаге – из одной юрисдикции в другую, не имеет четкого ответа. "Но по мере того, как украинские православные будут освобождаться от московского влияния и осознавать, что Москва тут не имеет каких-то эксклюзивных прав, российская пропаганда будет переставать действовать на этих людей. Они не будут реагировать, когда им будут говорить, что это раскол, что нет благодати и это не канонично", – прогнозирует архиепископ Черниговский Евстратий Зоря.

Со временем, когда прихожан ПЦУ будет становиться больше, а сторонников "русского мира" – меньше, эти святыни перейдут Украинской Церкви. Произойдет это, по мнению Зори, естественным образом. Не завтра, не послезавтра, не через месяц, возможно, даже не через год и не через три, но спокойно, без какого-либо насилия и противостояния. Возможно, по решению тамошних монахов.

А пока РПЦ и ее филиал УПЦ МП показательно готовятся к "гонениям", и даже при отсутствии таковых способны их довольно убедительно изобразить, лучше подождать.

25
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.