Устно или письменно. Что изменит закон о согласии на секс в жизни украинцев

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

11 января в силу вступают изменения в Уголовный кодекс, касающиеся сексуального насилия. Теперь секс без согласия в устной, письменной или невербальной форме считается изнасилованием

Related video

В Европе существует всего десять стран, где по действующему законодательству на секс необходимо получить согласие, среди них Великобритания, Ирландия, Германия, Кипр. Летом прошлого года соответствующий закон принял и парламент Швеции. Теперь к этому списку присоединилась Украина. Такие изменения в Уголовном кодексе связаны в первую очередь с процессом ратификации Стамбульской конвенции о предотвращении домашнего насилия и сексуальных преступлений в отношении женщин. Конечно, это не означает, что до этого принуждение к сексу у нас не классифицировалось как преступление. Но здесь в первую очередь важны нюансы.

Суть изменений можно свести к следующему: если женщина (в соответствии с законодательством пол жертвы не важен, пострадавшим может считаться и мужчина, однако очевидно, что на практике речь идет преимущественно о женщинах) не сопротивлялась, это вовсе не значит, что она была согласна на половой акт. Мужчина мог ее запугать, либо настоять на своем без применения силы, и это уже будет считаться насилием. Важно понимать, что пассивность партнера неравнозначна его согласию. Например, в советском фильме "Москва слезам не верит" есть эпизод, где Рудольф не обращает внимания на слова "Не надо", которые главная героиня Катя повторяет несколько раз, и совращает ее. То есть соблазнитель полностью игнорирует прямо высказанный дамой отказ от секса. Так вот по новому украинскому законодательству, коварному Рудику грозит от трех до пяти лет лишения свободы.

Преступлением будет и половой акт, совершенный со спящим человеком, так что партнерам лучше удостовериться заранее, что у них в этом плане достигнуто полное взаимопонимание, и подобные действия никого не оскорбят.

Особенно актуальным этот вопрос может стать для тех, кто предпочитает краткосрочные отношения. Пригласив понравившуюся в Tinder барышню к себе домой, мужчине стоит быть полностью уверенным, что он понимает ее намерения. И уж точно не стоит накачивать подругу алкоголем: если случится судебный процесс, это обстоятельство может сыграть решающую роль.

Обойдемся без нотариуса

Как мужчине вообще в таком случае быть уверенным, что женщина согласна на ночь любви и сексуальные ухаживания ему ничем не аукнутся? Остряки в соцсетях уже разразились тирадами на тему, что до прелюдии есть смысл заглянуть к нотариусу и официально удостоверить желание подруги. Или же создать коммунальное предприятие "Укргоссекс", выдающее лицензии на интим.

На первых порах с применением новых норм будут проблемы. Связано это с тем, что сама норма в законе выписана размыто

Однако законодательство трактует получение разрешения на секс довольно широко: подпись и печать в данном случае совсем не обязательны. Сгодится и лаконичное устное "да", и даже полностью невербальное согласие. То есть, если партнер принимает участие в процессе, это следует понимать как его разрешение на действия сексуального характера.

Невербальное согласие вещь хрупкая: один человек может трактовать "язык тела" так, а другой иначе. В связи с этим к новому закону возникает ряд закономерных вопросов. А если женщина затаила обиду на любовника и потом обвинит его в изнасиловании, сможет ли он оправдаться? "Это называется пробел в законодательстве. Но не про какие расписки речь, конечно, не может идти", – объясняет юрист Павел Богомазов. С ним согласна и главный юрисконсульт общественной организации "Центр "Женские перспективы", адвокат Галина Федькович. Она также считает, что на первых порах с применением новых норм будут проблемы. Связано это с тем, что сама норма в законе выписана размыто.

Но не стоит думать, что мужчины окажутся в каком-то уязвимом положении после 11 января. Одного слова женщины об изнасиловании будет недостаточно, чтобы обвинить партнера. "Презумпция невиновности никуда не делась. Должно проводиться следствие, все равно понадобятся доказательства: аудио-, видеофиксация, свидетели", – говорит Богомазов. Также надо понимать, добавляет Федькович, что за дачу ложных показаний тоже предусмотрена ответственность, что должно предостеречь женщин от такого вида мести в отношении не угодивших им мужчин.

Из-за того, что нет методики расследования таких преступлений в соответствии с новым законом, в виде доказательной базы будут использоваться прежние механизмы, а именно – наличие побоев, угрозы в адрес пострадавшего и так далее. При этом Павел Богомазов допускает, что это может стать еще одной лазейкой для коррупции в правоохранительных органах. Нечистые на руку полицейские, пользуясь размытыми формулировками закона, могут попытаться шантажировать обвиненных мужчин, вымогая у них деньги. В то же время он уверен, что изменения в законодательстве в целом для украинцев ничего особо не изменят. "Это просто хайповая тема, которую раскручивают", – подчеркивает Богомазов.

Между тем Галина Федькович надеется, что новый закон будут применять на практике. "Культура согласия вообще не свойственна нашему обществу, и мы должны это менять. Если на законодательном уровне закрепляются нормы, говорящие о том, что собственно согласие является определяющим моментом, то, думаю, это приведет к уменьшению сексуального насилия", – отмечает она.

По общемировой статистике только 5-7% жертв сексуального насилия обращаются в полицию. Возможно, новый закон позволит увеличить число женщин, готовых рассказать о произошедшем с ними. "Важно не то, внесли изменения или нет, тут скорее вопрос к работе полиции и к судам. Пострадавшие должны им больше доверять", – отмечает Павел Богомазов.

Брак – не индульгенция

Нечистые на руку полицейские, пользуясь размытыми формулировками закона, могут попытаться шантажировать обвиненных мужчин, вымогая у них деньги

Одним из главных преимуществ нового закона является более пристальное отношение к сексуальным отношениям в браке. Эксперты говорят, что изнасилования в семьях совсем не редкость, однако супруги обращаются с такими заявлениями в полицию в единичных случаях.

Исторически сложилось, что секс считается частью обязанностей жены, хочет она этого или нет. Даже сами жены не идентифицируют принуждение к сексу как насилие, не говоря уже о мужьях. Однако изменения в законодательстве позволят женщинам чувствовать себя более свободными. То есть они смогут надеться на полную юридическую защиту, если дело дойдет до суда.

Впрочем, изменения в Уголовном кодексе касаются не только этого. Есть также пункты о криминализации домашнего насилия и ответственности за принуждение к браку и аборту. Это не новые статьи для Украины, но по новому закону они значительно детализируются.

Электронный сервис

В европейских странах с аналогичным законодательством уже давно поняли необходимость расставить все точки над "i" до начала любовных игр. В частности работают сервисы, предоставляющие возможность виртуально зарегистрировать обеим сторонам свое согласие на секс. А голландский стартап LegalFling запустил блокчейн-приложение, позволяющее партнерам получить юридические оформленное разрешение на интимные отношения.