Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Правила движения. Урбанист Линда Куммель: "Важно забрать городское пространство у автомобилей и отдать его пешеходам и велосипедистам"

Правила движения. Урбанист Линда Куммель: "Важно забрать городское пространство у автомобилей и отдать его пешеходам и велосипедистам"

Шведский урбанист из Стокгольма рассказала Фокусу о том, зачем скандинавские города подстраивают под пешеходов, как они борются со снегом и чему Киев может поучиться у Стокгольма

00

Шведские города постоянно фигурируют в рейтингах наиболее дружелюбных для пешеходов и велосипедистов. В Скандинавии многое делается для комфорта горожан, в частности, в Стокгольме реализуют стратегию мобильности, где приоритетом выступает инфраструктура как раз для пеших и велосипедных прогулок. Стокгольм — самый крупный город Скандинавии, где живёт почти миллион человек. По статистике мэрии, уже сейчас 38% передвижений горожан приходятся на пешие прогулки, а к 2030 году в столице Швеции планируют увеличить этот показатель до 60%. Чтобы его добиться, городское пространство забирают у автомобилистов. О том, как это происходит, Фокус поговорил с Линдой Куммель, которая занимается вопросами городского планирования, комфортного для людей.

КТО ОНА


Архитектор, стратег ArkDes Шведского национального центра архитектуры и дизайна

ПОЧЕМУ ОНА


Участвовала в форуме "Демократизация административных зданий в Украине — архитектурный ракурс", организованном Программой "U-LEAD с Европой"

Горожане и мобильность

Когда жители Стокгольма стали пересаживаться на велосипеды?

— За последние 15–20 лет произошло много перемен в способах передвижения по городу, причём не только в Стокгольме, но и во всей Швеции. Раньше автомобили считались естественным способом передвижения. Но затем горожане пересели на велосипеды и стали гораздо больше ходить пешком. Поэтому автомобильные полосы в городе были переделаны под велосипедные, а тротуары расширены. Это сделано в большей мере в  центре Стокгольма.

Как убедить горожанина отказаться от машины?

— Если вы в Стокгольме едете на автомобиле в центр, то много времени проводите в пробках. На велосипеде тот же маршрут гарантированно займёт 30 минут, а не час или полтора. А когда вы точно знаете, сколько времени потратите на путь до работы, то чувствуете себя комфортнее.

Ещё один фактор в пользу решения сменить вид транспорта — стоимость парковки. В центре Стокгольма она высокая, парковочных мест не так много. Это значит, что если вы передвигаетесь на машине, то стоите в пробках, едва находите, где припарковаться, и за это вам нужно дорого заплатить. Для города это ещё один способ контролировать, сколько автомобилей использует. Эти трудности стали для шведов поводом избавляться от автомобилей, потому что ими неудобно пользоваться.

Проводите ли вы исследования об актуальности тех или иных видов транспорта?

— В Швеции есть общенациональные опросы о путешествиях — например, сколько времени у вас занимает дорога в школу или магазин. Так мы понимаем модели, по которым люди передвигаются. В результате оказывается, что большинство маршрутов короткие: человек едет на автомобиле километр, но он мог бы пройти это расстояние пешком. Тогда мы анализируем, как устроен этот короткий маршрут: приятно ли там гулять либо эта местность не обу­строена для людей.

Снег убирают специальные машины. Большие щётки сметают снег, попутно на поверхность проезжей части и тротуаров очень тонким слоем разбрызгивают жидкий солевой раствор, поэтому асфальт постоянно чистый

В том, что горожане пересаживаются с автомобилей на другие виды транспорта, есть польза для всего общества. Воздух в городе становится чище, так как сокращаются выбросы, особенно такие вредные, как от автомобилей на дизеле. Ещё один результат — улучшение здоровья горожан, которые передвигаются активно, с физическими усилиями. Мы проводили исследования, подсчитывали выгоду езды на велосипедах. Экономия существенна — 25 крон, или 2,5 евро за каждый километр, который человек проезжает на велосипеде. Причём экономит не только горожанин, но и город, ведь, к примеру, чем меньше человек болеет, тем меньше денег нужно больницам, а сэкономленные средства можно тратить на другие нужды общества. Трудность заключается в том, чтобы забрать городское пространство у автомобилей и отдать его пешеходам и велосипедистам. Это политическая проблема, городские власти должны иметь смелость, чтобы её решить.

В Киеве центральная часть города и окраины разительно отличаются, в том числе по доступности разных видов транспорта. Какова ситуация в Стокгольме?

— У нас всё примерно так же. Есть старый город в центре и спальные районы, откуда горожане едут на работу. Большинство компаний сосредоточены в центре, а так как Стокгольм стоит на островах, с окраины бывает трудно добраться. У нас острова соединяют мосты, в этих «узких» местах скапливаются пробки. Поэтому горожане добираются с разных островов на общественном транспорте, для которого выделены отдельные мосты. В некоторых районах такой инфраструктуры нет и автобусы стоят по утрам в пробках вместе с остальным транспортом. Поэтому жители Стокгольма высказываются за то, чтобы в такие районы провести метро.

Если человек, живущий на окраине, едет на велосипеде на работу, как для него устроена дорога?

— У нас запрещено провозить велосипеды в метро, и я считаю, что это очень глупое правило. На своём велосипеде на работу вы не доберётесь, и сейчас горожане активно обсуждают эту проблему. Однако в центре у нас хорошо развита система аренды велосипедов. Выйдя из метро, можете взять его со стоянки и спокойно передвигаться по центру.

Горожане и парковки

Как соблюсти баланс разных видов транспорта? Возьмём, к примеру, улицу Большую Житомирскую в Киеве. Кажется, что она слишком узкая, чтобы расширять тротуары и делать дорожки для велосипедов. Каким может быть решение?

— Чтобы проанализировать улицу, нужно рассматривать её как одно целое: не только проезжую часть и тротуары, но и фасады домов. Если мы представим эту улицу как комнату, где асфальт — это пол, а фасады — стены, то нужно проанализировать, как наполняется это пространство, чем оно «меблировано». На Большой Житомирской есть две полосы дороги, по которым движутся автомобили, но ещё две заполнены припаркованными машинами, они занимают много пространства. Если его освободить и использовать иначе, в распоряжении общественного транспорта и велосипедистов окажется много места, выяснится, что у этой улицы отличные пропорции, она вовсе не узкая.

"Мы начали подходить к вопросу организации админзданий комплексно: в одном месте объединять и социальные службы, и культурно-образовательные центры"

Здесь важно определиться с приоритетами: под какую аудиторию вы отводите ту или иную улицу. Нельзя установить сразу несколько приоритетов, нужно выбирать. К примеру, на одной улице у вас главные автомобили, а на другой — пешеходы и велосипедисты. Так у вас появляется свободное место, которое можно предоставить, к примеру, ресторанам для террас. А на других улицах это будет невозможно из-за того, что они, например, затенены, там спёртый воздух и гулять или пить кофе на террасе некомфортно.

Киевляне не привыкли платить за парковки. Как с этим обстоят дела у вас?

— В Швеции была такая же проблема, в небольших городках она до сих пор актуальна, но в больших городах, таких как Стокгольм, Гетеборг, Мальме, уже решена. Я считаю, что плата за парковку — это правильно: если вы используете наше общее городское пространство, за это нужно заплатить. Если бы там не было парковки, город мог бы использовать это место для других нужд — отдать под детскую площадку или ресторан. И в этом сила города и горожан: вы устанавливаете правила. В то же время, если город требует плату за парковку на улице, то, строя новые жилые дома, он должен обеспечивать их подземными паркингами, чтобы люди не бросали машины и не нарушали правила.

Горожане и зима

Для Киева зима — это катастрофа. Каждый год, как только выпадает первый снег, город останавливается в пробках. Как решают эту проблему в Стокгольме?

— Это тоже недавняя перемена в жизни города, связанная с новой системой очистки улиц от снега. Его убирают специальные машины: большие щётки сметают снег, попутно на поверхность проезжей части и тротуаров очень тонким слоем разбрызгивают жидкий солевой раствор. Когда выпадает новый снег, этот раствор заставляет его сразу таять, поэтому асфальт постоянно чистый.

Кроме того, зимой в городе утверждён плавающий график парковок на улицах. Один раз в неделю на определённой улице нельзя парковаться ночью, так как в это время её чистят: с полуночи до шести утра приезжают машины и имеют возможность подъехать очень близко к домам, убрать весь снег. На случай, если вы всё же оставили машину в это время на стоянке, вместе с коммунальщиками приходит инспектор по парковке, который выписывает штрафы.

Уютный фон. Городские власти Стокгольма заботятся о комфорте горожан, объединяя муниципальные службы с образовательно-культурными центрами

Какие архитектурные, технологические решения вы используете, чтобы с комфортом пережить зиму?

— Швеция — северная страна, поэтому мы традиционно строим надёжные дома с толстыми стенами, которые не теряют тепло. С той же целью используют специальные окна с несколькими слоями стекла и газом между ними. Поэтому в наших домах одновременно много света и тепла. Но в последнее время у нас другая проблема: летом становится слишком жарко. Мы пытаемся найти баланс и не впускать жару в дом — например, используем светлые цвета для крыши, чтобы она отражала солнечные лучи. Также стараемся внедрить как можно больше солнечных панелей. Погода и климат меняются, поэтому и мы должны меняться, быть гибче.

Возвращаясь к зиме, скажу, что шведы её любят, в частности потому, что снег приглушает городской шум, делает его мягче. А вот конец зимы никто не любит, так как звук капели раздражает.

Уличный шум — большая проблема для Киева. Например, многие магазины и кафе транслируют музыку прямо на улицу.

— У нас это запрещено. Чтобы вынести динамик на улицу, нужно специальное разрешение от города. В связи с этим у нас есть проблемы, так как за последние годы в Стокгольме появилось множество эмигрантов-мусульман, которым подают сигнал с минарета о молитве, и всё происходит на улице. Некоторые горожане называют это «звуковым загрязнением», так как мусульманская культура им не близка и они не хотели бы слышать такие звуки. Поэтому в Стокгольме огромное количество людей ходят по улицам в наушниках, чтобы заблокировать звуки города.

Горожане и мэрия

Как горожане коммуницируют с властью?

— Личное общение горожан с властями происходит редко, ведь в большинстве случаев шведы используют электронные сервисы. Для получения разных видов разрешений нужно зайти на веб-страницу службы, ввести свои данные, нажать кнопку «отправить», и на этом всё. Есть случаи, когда личная встреча необходима — при переоформлении паспорта, к примеру. Административные центры функционируют, но фокус их деятельности сместился от предоставления админуслуг к помощи и консультациям.

"Трудность заключается в том, чтобы забрать городское пространство у автомобилей и отдать его пешеходам и велосипедистам. Это политическая проблема, и городские власти должны иметь смелость, чтобы её решить"

Большинство этих вопросов можно решить онлайн. Если горожанин хочет общения, для него обустроены библиотеки, театры, кинотеатры. Мы начали подходить к вопросу организации админзданий комплексно: в одном месте объединять и социальные службы, и культурно-образовательные центры. Если человек пришёл за разрешением, попутно он может почитать книгу или посмотреть театральное представление. Это создаёт естественный, уютный фон коммуникации горожан и городских властей. Такой подход отлично работает в Швеции, и у него есть перспективы в маленьких городах и сёлах Украины.

Если горожане редко обращаются к властям, не становятся ли стороны некой абстракцией друг для друга?

— Это проблема, поэтому коммуникация важна. К примеру, если департамент транспорта что-то меняет в городе, ему нужно рассказать горожанам, почему и как это делается. В таких случаях муниципалитеты организовывают встречи с жителями того или иного района и выслушивают их соображения о том, куда, к примеру, переместить парковку или стоит вообще её убрать. Такие же встречи проводят, если планируют строительство нового здания, причём задолго до начала. Жители района рассказывают о том, какие магазины или услуги они хотели бы видеть в этом здании.

Но для Швеции нехарактерно строить что-то новое. Если мы можем использовать старые здания, переосмыслить их назначение, привлечь людей, то делаем это.

Как с помощью архитектуры показать демократичность, открытость власти?

— Очевидный шаг — открыть здание, использовать много стекла и так показать людям, что происходит внутри. Но важно думать и о том, чтобы посетители такого центра чувствовали себя в безопасности. Поэтому кроме прозрачности нужно также обустроить места, где можно сохранить приватность. Ведь если человек приходит в центр, чтобы просить о защите или финансовой помощи, ему может быть некомфортно, когда его слышат и видят другие люди. И городские власти заботятся о том, чтобы горожанам было не стыдно и удобно приходить за подобными услугами.

0
Делятся
Show
Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.