Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Большой прыжок маленькой школы. Как скромная гимназия растит лидеров ВНО

Большой прыжок маленькой школы. Как скромная гимназия растит лидеров ВНО

Пять секретов успеха гимназии им. О. Партицкого из города Жидачова

4200

В небольшом городке Жидачове Львовской области с населением около 11 тыс. человек есть, казалось бы, обычная гимназия. Но в этом году в рейтинге "100 лучших школ Украины" она продемонстрировала самый высокий рост среди всех номинантов, поднявшись на 831 позицию (с 925-го на 94-е место). Фокус отправился в гимназию, чтобы расспросить педагогов и учеников о секретах их успеха.

Кадры решают всё

Так считает директор гимназии, кандидат исторических наук Василий Благый. Существует только один критерий, по которому учителя возьмут на работу или нет: он должен уметь и хотеть дать детям знания, ну и, конечно же, любить их. Аргумент, что претендент на вакансию — чей-то сын или друг, а его родственник торгует нефтью или занимает влиятельную должность в госструктуре, на директора не действует.

"В первый же рабочий день, когда вы проведёте пять уроков в разных классах, вас увидят и оценят 150 человек, — говорит он кандидатам на собеседовании. — И учтите, что наверняка каждый второй школьник поделится впечатлениями о новом учителе со своими родителями. В маленьком городе, где все на виду, о вашем профессионализме сразу же утвердится то или иное мнение. Вы точно готовы к этому испытанию?"

Кто-то после такого разговора уходит. Тот, кто остаётся, как правило, прикипает к школе душой на долгие годы. Так случилось, к примеру, с учителями английского языка Аллой Денис и Ирэной Коханевич, которые пришли в гимназию сразу после университета.

— Гимназия в то время только становилась на ноги, были трудности с учебниками, ведь они абсолютно не соответствовали нашему уровню, — вспоминает Алла.

— Мы ездили в специализированные школы Львова, консультировались с коллегами, ксерили оксфордские учебники, что-то интересное из разных источников. Нам хотелось, чтобы учёба не была скучной, — добавляет Ирэна.

Довольно скоро хлопоты педагогов дали результат: их ученики стали постоянными победителями и призёрами областных и районных олимпиад по английскому и немецкому языкам.

— Как шутят наши выпускники, после участия в олимпиаде любые тесты ВНО — цветочки, — говорит учитель Наталия Винтонюк. — Ведь на независимом тестировании у тебя проверяют знания по школьной программе, а олимпиадная закалка оттачивает логику, быстроту мысли. В нашей работе мы ориентируемся именно на логические и нестандартные задания.

Подбор детей

"Получив плохую отметку, ребёнок никогда уже не засядет за невыученный материал. А если ты в чём-то идёшь на уступки партнёру, он заинтересован оправдать свою репутацию добросовестного человека"

Леся Баранкевич, учитель химии

В ноябре гимназия отпразднует 25-летие. Сейчас в ней учатся 339 учеников, в среднем по 28 человек в каждом классе.

— С 1994-го по 2001 год мы работали без начальной школы, — вспоминает Василий Благый. — Было сложно "выравнивать" в пятом классе школьников, пришедших из разных школ, особенно тех, кто в первых–четвёртых классах не изучал иностранный язык. К тому же нам пришлось пережить настоящую "битву" за сильных учеников с двумя другими школами. Мы выстояли не благодаря тому, что к нам шли дети, а вопреки тому, что их не хватало.

В маленьком городке, объясняет Благый, на "рынке школьного интеллекта" большая конкуренция: каждая школа заинтересована удержать у себя сильного ученика. Иначе есть риск расформирования классов, сокращения часов для учителей, а то и закрытия школы. В итоге в гимназии приняли решение набирать своих первоклашек, и этот фактор тоже сработал на повышение успеваемости. Сегодня 27% учеников гимназии им. О. Партицкого — жители не Жидачова, а 15 окрестных сёл района. Родителям не жаль будить своих чад спозаранку и везти в учебное заведение с хорошей репутацией. Ради этого можно пожертвовать часиком-другим сна.

Атмосфера партнёрства

— Если ты не выучил урок, учитель не поставит тебе плохую оценку, — говорит десятиклассница Наталия Середня. — Но всё же перед началом урока стоит подойти и предупредить, что ты не выполнил задание, а в следующий раз его сдать. Такая у нас договорённость, мы даже подписываем символический контракт.

Учителя гимназии придерживаются мнения, что незачем подлавливать и уличать школьников в лени и недобросовестности.

— Какой в этом смысл? — пожимает плечами учитель химии Леся Баранкевич. — Ведь, получив плохую отметку, ребёнок никогда уже не засядет за невыученный материал. А если ты в чём-то идёшь на уступки партнёру, он заинтересован оправдать свою репутацию добросовестного человека.

Партнёрство — именно так характеризуют в гимназии взаимоотношения между педагогами и учениками. Доверие и открытость здесь ставят превыше всего.

В школе ощущаешь на редкость позитивную, даже домашнюю атмосферу, которую невозможно "слепить" на полдня для столичного журналиста и его фотокамеры. Все участники учебного процесса привыкли изо дня в день жить по принципу: "Ты учишь — я учусь, у нас одна цель. Давай работать!"

Гимназия неплохо оснащена технически. Что-то может даже показаться роскошью для районной школы, но конкурировать со столичными или даже многими областными школами гимназии нелегко. Так что не новомодная техника, а человеческий фактор определяет желание учить и учиться, а оно есть, причём обоюдное.

Рефераты? Нет, не слышали

Лекции и рефераты — вчерашний день, это не для поколения Z. А вот интеллектуальные игры "Что? Где? Когда?" — школьная традиция. Можно скучно рассказывать о кислороде как химическом элементе, а можно объединить урок химии с правоведением, выискивая на занятии нарушения экологических законов в том или ином регионе. Можно рассказать, как выживать в лесу, а можно пойти с детьми в длительный поход, где они научатся готовить еду на костре. Искать, соревноваться гораздо интереснее, чем бить баклуши на уроке.

Ученикам важно чувствовать себя нужными. К примеру, плести маскировочные сети для воинов на уроках труда, устраивать благотворительные ярмарки.

Открытость миру

Несколько лет назад гимназия им. О. Партицкого первой в районе занялась проектной деятельностью, позже её примеру последовали другие школы. Ученики принимают участие и во всеукраинских, и в международных проектах.

— Сейчас модно говорить о том, что нужно воспитывать лидера, но сколько таких лидеров на самом деле можно воспитать? И нужно ли это? — говорит Леся Баранкевич. — Каждый ли из нас лидер по своей сути? Конечно, нет! Между тем каждый ребёнок должен найти и проявить себя в любимом занятии, а участие в различных проектах формирует в детях уверенность, раскованность, конкурентоспособность в жёстком современном мире.

Например, при поддержке Центра гражданских инициатив города Перечина Закарпатской области и финансовой помощи Лесной службы США в школе создали клуб "Юные лесные рейнджеры". Детям нравится высаживать деревья и бывать в поездках по лесам Волыни, в Карпатах, а также узнавать информацию не только от учителя и из учебника, но и от настоящих экологов и работников заповедников — так куда интереснее.

Школа приняла участие во Всеукраинской программе поддержки образовательных реформ "Демократическая школа 2017–2021" при содействии министерства иностранных дел Норвегии. В рамках программы в гимназии сначала оценили свои плюсы и минусы, определили, куда и как двигаться дальше. Расставили приоритеты: развитие ученического самоуправления, открытость громаде, более тесное сотрудничество с родителями.

Все участники учебного процесса привыкли изо дня в день жить по принципу: "Ты учишь — я учусь, у нас одна цель. Давай работать!"

Таких проектов в гимназии много — один интереснее другого.

Так что же произошло в 2018 году, когда школа вдруг "подпрыгнула" в рейтинге так высоко и резко, чем он запомнился ученикам?

Десятиклассник Саша Найдух вспоминает, что в гимназии стал лучше работать интернет. Шестиклассница София Сивик восторженно отзывается о школьных туристических играх. Девятиклассник Слава Демко рассказывает об открытии школьного кинотеатра.

Наверное, все перечисленные события повлияли на общие результаты — в школьной жизни нет ничего маловажного, даже если мы не всегда это понимаем. А ещё, без сомнения, сказались долгие годы кропотливого труда и любовь к своему делу: затраченные усилия в итоге повлияли на качество.

— Хотя в целом к любым рейтингам я отношусь философски, — резюмирует Василий Благый. — Идём дальше, а там посмотрим.

420
Делятся
Show
Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.