Время выбирать. Иванна Коберник: "Школа должна закрепить у ребенка понимание — учиться нужно всю жизнь"

Фото: Дмитрий Ларин
Фото: Дмитрий Ларин

Эксперт в сфере образования Иванна Коберник рассказала Фокусу, как должны измениться средняя и старшая школа и на что стоит обращать внимание родителям при выборе учебного заведения

Related video

Реформа среднего образования началась с младших классов: уже полгода первоклассники учатся по новым игровым методикам в обновленных классах. Поэтому все внимание образовательного сообщества приковано к начальной школе и тем процессам, которые в ней происходят. Средние и старшие классы все еще учатся по старым программам, однако Министерство образования и науки утверждает, что их тоже ждут изменения. Эксперт в сфере образования Иванна Коберник рассказала Фокусу о том, как изменится образовательный процесс и на что стоит обращать внимание при выборе школы, пока реформа на начальной стадии.

КТО ОНА

Советница министра образования и науки по вопросам коммуникаций

ПОЧЕМУ ОНА

Участвует в разработке новых принципов, по которым должна развиваться средняя школа

Путь к профессии

Если цель начальной школы (1–4 классы) состоит в том, чтобы ребенок полюбил учиться, то главное задание средней школы — развить это желание, поддержать интерес к сфере знаний и деятельности, предусмотренной школьной программой. Так говорится в концепции реформы Новой украинской школы. Базовая средняя школа (5–9 классы) делится на два цикла. Первый из них (5–6 классы) адаптационный, чтобы ребенок постепенно привык к большему количеству предметов. Именно поэтому во многих странах с успешными образовательными системами значительная часть учебного процесса проходит интегрированно, когда одной темой объединяют информацию из нескольких учебных дисциплин. Это дает детям комплексное видение процессов и явлений. Второй цикл средней школы (7–9 классы) предусматривает базовое обучение по разным предметам для получения более глубоких знаний. Кроме того, у школьников появляется возможность выбирать предметы.

Современный образовательный процесс обязательно должен формировать так называемые мягкие навыки и универсальные умения. Это критическое мышление, умение комплексно решать проблемы, креативность, способность брать на себя ответственность и работать в команде. Также школа должна прививать ребенку навыки ответственного гражданина или гражданки, которые могут самостоятельно принимать решения и выбирать, как и чему учиться дальше в соответствии с собственными интересами и способностями.

По окончании девятого класса ученики должны быть готовы принять первое важное решение в их жизни: выбрать направление профильного обу­чения. Ведь в старшей школе (10–12 классы) обучение должно стать профильным, как это происходит в странах с успешными образовательными системами. Можно будет выбрать академическое или профессиональное направление. Первое подразумевает углубленное изучение выбранных предметов, чтобы потом продолжить обучение в университете. Второе направление означает, что школьник наряду со средним образованием получает первую профессию.

"Школа должна закрепить у ребенка понимание — учиться нужно всю жизнь. Школьными годами обучение в XXI веке не ограничивается"

Внедрение профильной школы должно наконец-то покончить с невыносимой многопредметностью. Сейчас старшеклассники изучают по 20, а иногда и больше предметов в год. Что это такое, я знаю не понаслышке, так как мой сын — старшеклассник. По нынешнему плану реформы профильная школа стартует с 2027 года. Лично я хотела бы, чтобы это случилось раньше, но надежды мало. Ведь нужно сформировать сеть профильных школ (лицеев), а также написать Государственный стандарт старшей профильной школы, новые программы и учебники. В этом вопросе будет нелегко достичь консенсуса: на данный момент закончились неудачей практически все попытки облегчить программы средней и старшей школы. Автор каждой программы считает свой предмет самым главным и воспринимает как уничтожение науки попытки забрать хоть несколько часов, например, на изучение какой-либо темы или литературного произведения. Пока не подействовали аргументы о том, что ни один живой человек физически не может изучить абсолютно все, что предусмотрено нынешней программой средней и старшей школы.

Определенные надежды лично я возлагаю на результаты международного исследования PISA, которое проводит сравнительный анализ компетентностей 15-летних подростков в разных странах. В 2018 году Украина впервые участвовала в таком мероприятии, его результаты будут обнародованы в конце нынешнего года. По ним мы увидим объе­ктивное место нашей страны на образовательной карте мира. И это уже не будет слово учеников и их родителей против слова академиков или чиновников. Это будут признанные в мире научные данные. Все страны, которые в последние десятилетия улучшили качество образования в своих школах, сделали это на основании исследования PISA. Очень надеюсь, что украинским чиновникам, представителям сферы образования и ученым хватит мудрости воспользоваться этим исследованием для принятия решений, которые сделают образование в украинских школах современнее и эффективнее.

Дожить до аттестата

С одной стороны, школа не может решить все проблемы общества и быть на порядок лучше, чем общество в целом. Чтобы атмосфера в школах повсеместно изменилась, должны измениться все мы — стать добрее, толерантнее, научиться доверять друг другу.

С другой стороны, наша общественная организация "Смарт освіта" реализует проект, который направлен на продвижение педагогики партнерства в школах. Должна сказать, что мы открыли для себя довольно много школ, где создана отзывчивая, доверительная, здоровая атмосфера — как для детей и родителей, так и для учителей. В таких школах дети раскованны, родители доверяют и помогают, а учителя готовы к конструктивному сотрудничеству.

Fullscreen

Самое поразительное открытие в том, что эти позитивные примеры демонстрируют обычные, часто довольно бедные учебные заведения, а не престижные спецшколы или гимназии. Нашим вторым открытием стало то, что ключевую роль в создании здоровой атмосферы играет директор школы. От руководителя зависит 70% успеха в этом предприятии. Проводя проект, мы также увидели, насколько сильно можно изменить школу, просто посадив все стороны за круглый стол и помогая организовать честный, откровенный диалог. Директор, учителя, родители и дети быстро находят общий язык, если в центре их внимания не чьи-то частные или профессиональные интересы, а сами дети: их образование, безопасность и будущее.

Выбрать школу

Говоря о ВНО, нужно помнить, с какой целью внедрялось независимое тестирование более десяти лет назад. Тогда было важно создать инструмент справедливого доступа к высшему образованию, и эта цель достигнута. ВНО продолжает выполнять свою функцию: преодолена коррупция при поступлении в университеты, кроме того, ВНО получило наибольшую поддержку общества среди всех реформ за годы независимости Украины. Я могу догадаться, почему ВНО стало критерием оценки школы, — потому что не были созданы другие. Но неправильно называть ВНО официальным критерием, ведь государство или МОН никогда не составляли рейтинги школ на основе результатов ВНО. Этим преимущественно занимаются журналисты.

Новый Закон "Об образовании" предусматривает создание Государственной службы качества образования. Эта служба будет проверять качество образования в школах, и вот наконец сейчас разрабатываются и обсуждаются критерии этой оценки.

"По нынешнему плану реформы профильная школа стартует с 2027 года. Лично я хотела бы, чтобы это случилось раньше, но надежды мало"

Они еще не утверждены, но я могу назвать некоторые направления. Это, например, качество образовательной среды: является ли школа безо­пасной, комфортной, мотивирует ли она к обучению, свободна ли от каких-либо форм дискриминации и насилия. Еще один критерий — является ли школа инклюзивной, дает ли возможность развиваться каждому ребенку. Важно, работают ли учителя над тем, чтобы ребенок овладел ключевыми компетентностями, а также повышают ли они сами свое профессио­нальное мастерство. Немаловажный критерий — система оценивания учебных достижений ученика, она должна быть открытой, прозрачной и понятной детям. С другой стороны, система оценивания должна формировать в ученике ответственность за результаты его обучения. Кроме того, ориентирами для родителей могут быть политика честности в школе (неприемлемость списывания и плагиата), педагогика партнерства (диалог между учителями, родителями и учениками), демократическая система управления. Это не все критерии, но даже из такого перечня, надеюсь, становится понятно, насколько сложный и на самом деле комплексный вопрос оценки качества образования в школе.