Как работает инициатива ЕС EU4Business, которая способствует становлению малых и средних предприятий в Украине

Спецпроект Фокус В 2016 году было подписано соглашение между Европейским Союзом и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) относительно предоставления консультационной, информационной, образовательной и другой поддержки малому и среднему бизнесу (МСБ) в Украине. На данный момент инициатива ЕС EU4Business, которая частично реализуется ЕБРР в Украине, способствует  активному развитию украинских компаний. Фокус узнавал, как бизнес может начать играть по европейским правилам внутри страны и побывал на предприятии, сделавшем существенный шаг вперед в развитии благодаря гранту на консалтинговый проект

Related video

По неофициальным данным большинство малых и средних предприятий Украины обеспечивают занятость более четырех миллионов граждан, формируя около 20% ВВП страны. На сегодня грантами, предоставляемыми ЕБРР малым и средним предприятиям, воспользовались более 1000 украинских компаний. ЕБРР запланировал на 2019 год около 160 грантовых проектов для поддержки малого и среднего бизнеса.

Фокус охвата – страны Восточного партнерства

На данный момент механизм предоставления грантов для финансирования консалтинговых проектов в рамках работы инициативы EU4Business – применяется на практике в Украине, Грузии, Республике Молдова, Беларуси, Азербайджане и Армении. EU4Business – это инициатива Европейского Союза, нацеленная на поддержку МСП в странах Восточного партнерства, включает 43 проекта. "Общий активный портфель поддержки ЕС в рамках инициативы EU4Business составляет почти 320 млн евро, которые помогли дополнительно привлечь более 1,96 млрд евро в виде кредитов, предоставленных банками-партнерами для МСП в регионе", - говорится в сообщении на сайте EU4Business.

ЕБРР в рамках инициативы ЕС EU4Business предоставляет гранты, на 50% покрывающие стоимость консалтинговых проектов, за счет финансирования ЕС. МСП получают возможность реализовать консалтинговый проект на условиях совместного участия в затратах. Консалтинговый проект, прежде всего, облегчает доступ МСП к финансовым ресурсам, влияет на их конкурентоспособность, оказывает поддержку деятельности, связанной с выходом на зарубежные рынки, а также укрепление и усовершенствование инфраструктуры бизнеса.

В таких проектах речь идет как о создании нового веб-сайта, так и о маркетинговом исследовании, системе управления качеством, коммуникационной стратегией, CRM- системе или IT-проектах. На начальном этапе представитель ЕБРР работает с МСП, чтобы определить суть проблемы, с который столкнулось предприятие, затем контролирует весь процесс от подписания контракта с консультантами до завершения самого консалтингового проекта. А через год ЕБРР проводит контрольную оценку эффективности проекта.

Об эффективности инициативы EU4Business в странах Восточного партнерства в целом свидетельствуют данные отчета Евросоюза : "В течение девяти лет 1919 МСП получили консультационную поддержку, 72% увеличили оборот в течение года с момента завершения проекта и 60% МСП увеличили количество сотрудников."

Fullscreen

Путь к созданию узнаваемого бренда лежит через цех

Для того, чтобы убедиться, как работает программа поддержки ЕБРР в рамках инициативы ЕС EU4Business, Фокус отправился с пресс-туром в село Семиполки Броварского района Киевской области на предприятие "Агрико Украина", созданное в 2007 году Николаем Гордейчуком и являющееся поставщиком высококачественного семенного материала картофеля из Нидерландов.

Предприниматель встречает журналистов возле входа в производственный комплекс, где осуществляется прием, сортировка, расфасовка и хранение картофеля, выращенного из семян "Агрико Украина". В двухстах метрах за помещением виднеется поле, засаженное 32 сортами картофеля. "Первый урожай ожидается в июле", - вводит в курс дела представителей СМИ Гордейчук. В это время агроном Игорь Мотько выносит "образец" материнского клубня, а Гордейчук поясняет на наглядном примере, что он принесет от 10 до 15 картофелин среднераннего сорта картофеля "Эсми". К слову, этот, как и другие сорта картофеля "Агрико Украина", будут храниться в ящиках, большинство из которых выставлены на открытом воздухе. Ящики моют мини-мойкой "Керхер", а затем обрабатывают перекисью водорода. "Какая по размеру тара?" - спрашивает Фокус у агронома Мотько и слышит ответ: "1.60 на 1.20 на 1.20. В общей сложности тут две тысячи ящиков".

Гордейчук, провожая журналистов в главный цех, указывает на расположенную в помещении линию для сортировки картофеля, станцию взвешивания и фасовки продукции, инспекционный стол, приемочный бункер, контейнер-передатчик, автопогрузчик. Ему помогает вводить гостей в курс дела агроном: "Первое хранилище было построено в 2010 году. Картофель здесь хранится при температуре от 3 до 6 градусов. Сейчас оно разделено на две камеры хранения размером 18 на 24 квадратных метров. В августе, когда начнется сезон и будет собран урожай, в одно хранилище можно будет поместить 800 ящиков, каждый из которых вместит до 1200 килограммов картофеля". Гордейчук при этом акцентирует на мультисервере - автоматической системе хранения продукции, контролирующей влажность с помощью датчиков. "Идея упаковывать картофель у нас появилась в 2017 году, - рассказывает предприниматель. – Сейчас ежегодный оборот компании достигает 30 млн гривен. В среднем период окупаемости аграрной компании составляет 5-10 лет". А агроном Мотько добавляет, что за такой же период происходит выведение нового сорта картофеля. Из его слов журналисты узнают о том, что "Ривьера" считается наилучшим сортом по срокам дозревания, а "Рудольф" - наиболее стойким к механическим повреждениям.

Fullscreen

Консалтинг нужен "малым" фермерам

Основатель "Агрико Украина" поясняет журналистам, что экскурсия по территории проводилась для того, чтобы показать наглядно, как компания смогла стать лидером на рынке в своем сегменте. "Отправной точкой на пути к успеху стала торговая марка (ТМ), созданная компанией в августе 2018 года в ходе реализации консалтингового проекта при поддержке ЕБРР, а результатом – картофель, выращенный из собственных семян. Сейчас продукция этой ТМ, расфасованная по два килограмма в трехслойные высококачественные упаковки, реализовывается в трех торговых сетях . Мы рассчитываем, что в следующем году сможем продать в два раза больше картофеля под своей собственной торговой маркой", - поясняет Гордейчук.

Отвечая на вопрос Фокуса, каков главный результат от сотрудничества с ЕБРР у "Агрико Украина", ее основатель выделил разработку торговой марки и систематизацию рабочих процессов. "Сейчас мы начали вести переговоры с торговыми сетями. Без торговой марки мы бы продолжали продавать картофель просто насыпом и, практически, не получали бы прибыли. Бренд дает возможность сделать так, чтобы тебя узнавали, выстраивать долгосрочные товарные отношение с потребителями продукции", - пояснил суть вопроса Гордейчук.

По его словам, половину средств на разработку торговой марки удалось компенсировать за счет гранта ЕБРР на консалтинговый проект в рамках инициативы ЕС EU4Business. Компенсация была получена после окончания проекта, в краткие сроки - 14 дней. Для этого необходимо было предоставить полный пакет документов, в частности, акты по выполнению услуг, подтверждения оплаты.

"Мы получили грант на 50% финансирование разработки торговой марки, а большинство фермеров даже не знает о такой возможности. К примеру, мы разослали информацию о нашем проекте с ЕБРР 35 различным фермерским хозяйствам, но никто даже не попробовал подать заявку. Считаю, что малым фермерским хозяйствам нужна поддержка финансовой грамотности, консультационная и информационная помощь, чтобы они понимали важность таких инструментов, и могли пользоваться ими"".

Прежде чем попрощаться, основатель "Агрико Украина", приглашает представителей СМИ на День поля.