Днепр уже не украинский. Как новые виды захватывают наши реки, и кто будет в них жить через 20 лет

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

13 июля Ассоциация рыболовов Украины сообщила, что в Днепро-Бугском лимане выловили мохнаторуких китайских крабов. Это случилось уже не в первый раз. Но ситуация с "захватчиками" наших вод обостряется каждый год. Фокус поговорил с учеными о том, какой убыток "заезжие" рыбы наносят нашей экономике, а заодно узнал, что в будущем будут ловить рыбаки в Днепре

Related video

В Ассоциации рыболовов Украины бьют тревогу: мохнаторукие крабы чрезвычайно опасны и могут нанести серьезный урон отечественной флоре и фауне. Но, как оказалось, мохнаторукий захватчик не единственный из "иностранцев", кто в нашей стране борется за место под водой. Более того, чужеродные виды встречаются как в воде, так и на суше, и захватывают все больше территорий. Если дело пойдет так и дальше, через десятки лет Украина превратится в тропики с пальмами, пираньями в воде и скорпионами на песке.

Об опасности мохнаторукого китайского краба говорят не первый год, еще в начале нулевых о нем беспокойно рассказывали экологи. Но пока эта опасность для украинских реалий лишь в теории. Крабы в пресной воде для рыбы не опасны, но десятиногие считаются непревзойденными землекопами. Они вырывают длинные (более 5 м) разветвленные норы, в том числе в плотинах и других гидротехнических сооружениях. Это может привести к масштабным авариям.

— В 1912 году китайский краб попал в Европу, его случайно завезли через Дунай. За 50 лет он сильно распространился и встречается там в каждой речке. — Рассказывает Фокусу ихтиолог Роман Новицкий, кандидат биологических наук и опытный рыболов, заведующий кафедрой водных биоресурсов и аквакультуры Днепровского государственного аграрно-экономического университета, профессор. — Я впервые обнаружил этого краба в водохранилищах Днепровского каскада в октябре 2002 года. Его принесли мне рыболовы-любители, в сетях поймали. С тех пор мы все еще не можем сказать, сколько мохнаторуких в пресных водах Украины. Пока это разовые находки, но кое-что все же настораживает. Экземпляр, который мы обнаружили, был уже взрослой особью. Приехать на корабле, зацепившись клешнями, не мог, скорее всего, корабль привез личинок, но где-то же личинки должны были развиться в такой экземпляр. Поэтому если его вспышка численности произойдет, особенно в районе Днепровской ГЭС, думаю, будет очень опасно. А пока лишь в теории можем говорить о таких катастрофах.

Fullscreen

Амурский чебаток попал в Украину в 1960-х, когда начались массовые работы по вселению в водоемы крупных промысловых рыб

Караси в сметане отменяются

Если о мохнаторуком захватчике пока переживать особо не приходится, то об исчезновении исконно украинской рыбы — самое время. Инвазивные виды (чужеродные в конкретной среде) захватывают наши воды и "истребляют" аборигенную рыбу.

— Согласно фольклору, запорожские казаки ловили золотого карася. Именно его и готовили в сметане наши прадеды. А с 2009 года эта рыба занесена в Красную книгу Украины. Завезли к нам чужестранца, серебряного карася (его еще китайским называют), он и вытеснил золотого во всех биотопах, — продолжает ихтиолог Роман Новицкий.

Серебряный карась уступает золотому составом мяса, его полезными свойствами. Чужак же берет массовостью — попадается на удочку каждому рыбаку в любом водоеме, но все же мелковат. Не любите карасей из-за костлявости? Так это вы настоящего украинского злотого карася не пробовали. И уже, видимо, не попробуете.

— Амурский чебачок так же опасен. Толку от него мало, он относится к сорной рыбе, а вреда много — подъедает кормовую базу и составляет опасную конкуренции в воде. И получается ценные и традиционные виды — карп, судак, щука, плотва — медленно, но явно теряют свои позиции в водоемах. Замена их сорными видами абсолютно не полноценна, — говорит ихтиолог.

Fullscreen

Рапаны приплыли вместе с японскими кораблями и стали деликатесом для украинцев

Украинские устрицы — не миф, а прошлое

Когда-то Украина могла похвастаться черноморскими устрицами. Было даже полноценное устричное хозяйство на Кинбурнской косе. Уже нет — устрицы исчезли, и всему виной инвазивные моллюски.

— Мало кому известные гребневики (похожи на мелкие медузы) вместе с рапаном выедают банки (места обитания или выращивания) мидий и устриц, что приводит к снижению их улова раз в десять и по экономике бьет — убытки от расселения гребневика составляют около $400 млн в год, — рассказывает Роман Новицкий, ихтиолог, кандидат биологических наук.

По словам нашего эксперта, любой вид полезен для экосистемы — комары, клещи и даже паразиты, но если разнообразие видов уменьшается — значит, система становится неустойчивой и может привести к катастрофическим последствиям. Хорошая речка превратится в болото.

Fullscreen

Гребневик увидеть невооруженным глазом сложно, но это странное бесхребетное смогло уничтожить украинские устрицы

Ни тебе карпа, ни щуки

Изначально "нашим" карпом считался именно дунайский, но после одомашнивания появился каспийский. А вот дикого сазана уже в природе не существует.

— Его генетически полностью вывели, так что встречающийся во всех водоемах карп — прудовой, другого уже нет. Это проблема не инвазивных видов, а человечества и его активного вмешательства в природу, — говорит ихтиолог. — Зарыбление, переселение организмов было модно в 1950–1970-е годы. Мы очень сильно изменили нашу фауну и флору. Но если раньше за этим присматривала ихтиологическая комиссия, то сегодня многие виды могут просто выпускаться на свободу горе-аквариумнистами. Вот именно так у нас и появился в реках солнечный окунь.

Остается надеяться на щуку, все-таки хищник, сможет за себя постоять, но и здесь не все так радужно.

— К сожалению, у нас сейчас наблюдается кризис хищных видов рыбы. Они с удовольствием съедят туже плотву, но не солнечного окуня — колючего захватчика. К тому же хищников очень мало, за последние 10 лет щуку много вылавливали, выбивали на нерестилищах. И пока хищник воспроизведет себя до такого количества, чтобы поедать "чужих", пройдет не один десяток лет и лишь при хороших охранных мероприятиях, — сообщает нерадостный прогноз наш собеседник.

Fullscreen

Солнечный окунь одна из самых встречаемых в киевских озерах рыба

Как будем жить через двадцать лет

Роман Новицкий считает, что если не предпринимать никаких мер и оставить все на волю природы, через 10–20 лет Украина станет субтропической страной. Глобальное потепление — есть, инвазивные виды рыб — есть, а еще чужеземные животные и растения.

— Пауки "черная вдова", например, уже подползают к Киеву. Шакалы бегают по лесам и угрожают местным лисам и волкам. А какое количество "чужих" растений цветет и пахнет, в то время как иностранная моль поедает главный символ столицы — каштаны. Есть опасение, что через 50 лет в Украине с радостью поселятся скорпионы, смогут перезимовывать в водах пираньи, а пальмы с кокосами украсят побережье Черного моря, — говорит ихтиолог Роман Новицкий

Но это лишь предположения. Точно спрогнозировать, как изменится украинская флора и фауна, ученые не берутся, любая экосистема — индивидуальный организм, и спрогнозировать, как отреагирует на ту или иную инверсию, невозможно.

Сергей Афанасьев, гидробиолог, профессор, доктор биологических наук и директор Института гидробиологии НАН Украины, успокаивает:

— Проблема инвазивных видов шире и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Пока мохнаторукий краб не проблема, его будут вылавливать люди — он достаточно крупный и вкусный, вопреки мнению об опасности для здоровья человека, — уверяет гидробиолог, — но сам по себе чужой краб меняет экосистему, ее облик, рядовой состав фитоценозов. Если произойдут колоссальные изменения, она перестанет быть украинской и станет непонятно чем. И вот в этом опасность, ведь спрогнозировать, как она потом будет развиваться, абсолютно невозможно.

Fullscreen

Мохнаторукий краб может достигать в размерах 40 см - такого увидеть на берегу и испугаться - проще простого

Но есть и положительные моменты: украинцам не составит труда приспособиться к употреблению новых видов рыб и беспозвоночных. Да и вообще — жить в новой фауне.

— История с рапанами имеет две стороны. С одной — они съели всех фильтратов в Черном море, что привело к загрязнению того же одесского побережья. А с другой — хороший качественный продукт. Когда рапаны только появились, в 1970–1980-х годах никто в Украине их не ел, не понимал, что это вообще такое. А сейчас попробуй еще купи, кучу денег стоит. Да, возможно, будет как на Средиземноморье — свои деликатесы и редкие виды морских обитателей. Но это лишь в том случае, если не произойдет полная поломка экосистемы из-за этих чужаков, — говорит Сергей Афанасьев.