Бурлят гормоны. Что побуждает людей штрумовать "Зону 51" и участвовать в сетевых флешмобах

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Related video

"Разве ни странно, армии маркетологов трудятся, чтобы привлечь людей на публичные мероприятия. Размещают платную рекламу, где только могут, организуют развлечения и угощения для тех, кто придет, и не всегда получается собрать много народу. А тут какой-то чудак пишет пару фраз в социальной сети, и целая толпа готова ехать невесть куда, зная, что там их не ждет ничего кроме неприятностей". Так американский комик Уитни Каммингс иронизировала об одном из самых резонансных сетевых событий года – попытке штурма бывшего полигона ядерных испытаний в 134 км от Лас-Вегаса, который до сих пор остается секретным объектом под контролем вооруженных сил США.

Речь о той самой легендарной "Зоне 51", где по слухам были обнаружены обломки инопланетного космического аппарата, а по официальным данным – тестировали системы технологической разведки для ВВС. Охранникам зоны разрешено применять огнестрельное оружие против нарушителей ее границ, до сих пор все непрошенные гости отделывались денежными штрафами, впрочем, никто из них так и не выяснил, что за объекты находятся на охраняемой территории.

Этим летом двадцатилетний пользователь Facebook создал открытый event "Штурм зоны 51", в котором приглашал всех желающих присоединиться к штурму 20 сентября. Желание участвовать изъявили более 2 млн пользователей Сети. Правда, в назначенный день к границам зоны приехали только 2 тыс. человек. Но и это немало, учитывая, что добраться до закрытой зоны было совсем непросто, а сам инициатор мероприятия незадолго до этого объявил свою идею шуткой, подчеркнув, что не собирается ее реализовывать.

Собственно, вместо штурма состоялось костюмированное шествие, некоторые участники изображали инопланетян, которых якобы пришли вызволять из зоны. В ближайшем к секретному объекту населенном пункте, провинциальном городке Рейчел (60 тыс. жителей) по такому случаю устроили фестиваль Alienstock, который, к слову, стал самым масштабным массовым празднеством в истории городка.

Непредсказуемая сила

По оценкам аналитиков консалтинговой компании ACE Intelligence, на оффлайн-мероприятия в среднем приходят до 30% из тех, кто в сети отметил, что собирается его посетить. И то при условии легко доступной локации. Если предложить потенциальным участникам заполнить регистрационную форму онлайн и выслать зарегистрировавшимся сообщения-приглашения, явку можно повысить до 50%. Впрочем, в отчетах ACE нет ни слова о том, от чего зависит или с чем коррелирует изначальный уровень интереса пользователей Сети к тому или иному флешмобу. Так что секрета популярности "штурма зоны 51" они не раскрывают, и прогнозировать отклик Facebook-мероприятий в будущем не берутся. А жаль: будь реакция аудитории социальных сетей приглашения в оффлайн более предсказуемой, они могли бы стать мощнейшим инструментом управления массами. В Украине о том, какой эффект можно получить, опубликовав онлайн-призыв, знают лучше, чем где бы то ни было. Революция Достоинства, изменившая ход истории нашей страны в 2013-ом, по сути, началась с протестного флешмоба. Однако после этого десятки общественных деятелей и представителей различных организаций по разным причинам призывали людей выйти протестовать, используя очень похожую риторику и те же сетевые инструменты, но не добились ничего даже отдаленно напоминающего революцию. Многие из этих обращений пользователи вовсе проигнорировали.

Магия сопричастности

Самым массовым непротестным флешмобом в истории Украины считается танцевальное мероприятие на 22,5 тыс. участников, организованное в Харькове. Украинские журналисты поспешили сравнить его с легендарным танцевальным флешмобом с участием Опры Уинфри в Чикаго в 2009 году на концерте хип-хоп группы Black Eyed Peas, собравшем 21 тыс. участников, и вошедшем в "Книгу рекордов Гиннеса". Однако главное отличие в том, что в Харькове добровольцев, откликнувшихся на призыв Сети, было всего около тысячи человек. Основную "массовку" составляли первокурсники многочисленных высших учебных заведений города, которых мотивировали преподаватели. Так что "чистый" флешмоб оказался гораздо скромнее образовательно-административного.

Такие мероприятия – находка для инфантила: можно не строить собственных планов, а присоединиться к тому, что спланировал кто-то другой

Психотерапевт Елена Рыхальская считает, что число желающих принять участие в массовом мероприятии всегда многократно возрастает, если к нему присоединяются знаменитости и другие лидеры мнений – те, на кого рядовые участники могли бы переложить ответственность за собственный выбор. В этом смысле показательно, что в Чикаго в 2009-м собравшиеся не начинали танцевать до тех пор, пока сама Опра не показала пример. "Мы живем в эпоху инфантильности, множество людей выстраивают свою жизнь так, чтобы принимать как можно меньше самостоятельных решений, условия жизни человека в современном западном обществе больше не способствуют взрослению, это одна из причин того, что принцип флешмоба оказался таким востребованным, - говорит психотерапевт. – Даже без знаменитостей такие мероприятия – находка для инфантила: можно не строить собственных планов, а присоединиться к тому, что спланировал кто-то другой. Количество участников как бы подтверждает, что идея хороша и избавляет от необходимости давать ей собственную критическую оценку".

Тяга к негативу

По мнению Елены Рыхальской, сетевые флешмобы чаще всего притягивают людей, лишенных активной социальной жизни. Они стремятся избавиться от ощущения одиночества, став причастными к чему-то большому, но настоящая общность предполагает ответственность, поэтому ее заменяют ни к чему не обязывающим суррогатом. "Реальную социальную активность подменяют флешмобами примерно так же, как живое общение подменяют виртуальным, - подчеркивает Рыхальская. – Кажется, что интернет-технологии дают нам возможность пользоваться преимуществами социализации, избегая связанных с ней неудобств. В действительности, это очередной самообман. В какой-то момент и правда возникает иллюзия сопричастности, но хватает ее ненадолго, очень скоро одиночество и эмоциональных голод вновь дают о себе знать".

Психотерапевт убеждена в том, что у флешмоба, акцентирующего внимание на негативном явлении, по определению больше шансов приобрести стихийную массовую популярность. Протесты, штурмы, бунты и призывы что-то разрушить всегда получают более активный отклик, чем созидательные мероприятия. Негативные эмоции, по словам Рыхальской, действуют на человека сильнее и дольше, чем позитивные.

Столкновение с негативом провоцирует мощный выброс адреналина – гормона риска. Так работают биологические механизмы, сформированные эволюцией. Состояние человека меняется быстро и разительно, это можно почувствовать физически, мобилизуются все системы организма. Возникает ощущение "настоящей жизни", насыщенной событиями. Участие в позитивном созидательном действии тоже влияет на содержание гормонального коктейля в нашей крови. В такие моменты выделяется дофамин – гормон счастья. Его действие гораздо приятнее, но далеко не так мощно и гораздо более скоротечно. К тому же при следующем выбросе того же адреналина дофамин резко поглощается.

Доказательством притягательности отрицательного может служить популярность флешмоба, призванного испортить настроение веганке Cиллы Карден из австралийского города Перт. Она подала в суд на своих соседей из-за сигаретного дыма и запаха барбекю возле дома. Иск отклонили, но историей заинтересовались журналисты и неудачливую истицу попросили прокомментировать свои претензии в новостном телевизионном сюжете. После этого в Facebook появилось мероприятие "Барбекю для Силлы Карден", намеченное на 19 октября. Инициаторы предложили всем желающим пожарить мясо у дома веганки. Мероприятие вскоре заблокировали, но до этого 4 тыс. пользователей успели отметить, что хотят присоединиться к затее, еще 10 тысяч уведомили, что она их интересует.