Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Остановите самолёт

Остановите самолёт
Авиалайнеры – самый надёжный вид транспорта. Но ультрасовременные самолёты по-прежнему разбиваются по невыясненным причинам
000

Чаще всего авиакатастрофы происходят во время взлёта или посадки лайнера. В 25% случаев причиной происшествия становится неправильное маневрирование, которое приводит к выкатыванию самолёта за пределы взлётно-посадочной полосы. Но вопреки сложившемуся мнению, если самолёт идёт на небольшой высоте, с низкой скоростью и при небольшом количестве топлива на борту, многим пассажирам удаётся спастись. Именно так произошло с крушением лайнера компании Turkish Airlines в аэропорту Схипхол в Амстердаме в феврале этого года.
 
Развалившийся на три части корпус не загорелся, что спасло немало жизней. Кстати, использовать огнеупорные материалы в корпусах и фурнитуре самолётов авиастроители стали всего пару десятков лет назад. И толчком к этому послужила катастрофа в Манчестере в 80-х годах, когда на взлётно-посадочной полосе загорелся «Боинг-737», принадлежащий британской авиакомпании.
Главная причина крушения самолётов, согласно статистике, это человеческий фактор.

Так что «гудзонское чудо», случившееся в январе этого года, – удачная посадка Airbus A320 на воду на реке Гудзон – исключение из правил. Но зачастую действия пилотов или диспетчеров не только не выводят самолёт из критической ситуации, но и могут стать причиной катастрофы. Именно поэтому авиастроители львиную долю работы перекладывают на электронику, пытаясь минимизировать зависимость лайнера от действий человека.

Иду на грозу
Привычка полагаться на технику иной раз играет с пилотами злую шутку.

«Здесь есть психологический момент, – говорит обозреватель российского журнала «Взлёт» Александр Велович. – Современные самолёты настолько хорошо защищены, что у экипажа, даже если он видит на экране какой-то грозовой фронт, возникает мысль: у нас хороший самолёт, он пройдёт грозу».

Г-н Велович считает, что недавний случай с пропажей над Атлантикой аэробуса А-330 французской авиакомпании Air France приведёт к ужесточению правил эксплуатации лайнеров и требований к экипажам в условиях непогоды. Хотя и сегодняшние инструкции запрещают пилотам входить в грозовой фронт.
В то же время никто из специалистов не берётся с точностью назвать причины трагедии 1 июня. Одной из первых версий было попадание в корпус самолёта молнии. Однако эксперты уверяют: современные лайнеры сконструированы так, что даже прямое попадание молнии не может повредить корпус. Так что развалиться на части судно никак не могло.

«Самолёты оборудованы специальной системой защиты от молний – шинами вдоль фюзеляжа и разрядниками на концах крыльев, – объясняет Александр Велович. – За последние 50 лет по причине попадания молнии было не больше пяти катастроф».

Ещё в 80-х годах прошлого века в США была запущена программа Национального управления аэронавтики и космических исследований: специально оборудованный истребитель тогда прошёл через 1400 грозовых областей, в него более 700 раз ударяла молния. Результаты этого исследования были положены в основу требований по безопасности, предъявляемых к авиалайнерам. Это не значит, что удар молнии не причиняет самолёту вреда. Специалисты не исключают, что после удара на борту может выйти из строя электрическое оборудование. Но гроза таит в себе и более страшные неприятности, чем молнии, – турбулентность.

«Это делает самолёт травинкой, пушинкой, может поломать его на части, – утверждает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Тогда никакой грозы и молнии не надо, судно и так станет неуправляемым».

Неблагоприятные погодные условия занимают среди причин авиакатастроф второе место. Одной из самых опасных зон для дальних перелётов считается экватор. Так называемая межтропическая конвергентная зона – район ураганов, где северные воздушные потоки сталкиваются с южными и, разогреваемые солнцем, создают высокий грозовой фронт. Эту зону, известную как «тёмный котёл», предпочитают обходить стороной как пилоты, так и моряки. Дело в том, что в этом районе могут неожиданно возникать мини-циклоны с высокой турбулентностью. Здесь может формироваться град размером с теннисный мяч.

Но многие специалисты уверены, что даже при повреждении системы автопилота самолётом можно управлять.

«На всех современных авиалайнерах система управления четырёхкратно резервирована», – говорит Александр Велович.

Аэробусы, аналогичные пропавшему над Атлантикой, оснащены системой fly by wire (электродистанционной системой управления), которая посылает сигнал с бортового компьютера центральной системе контроля на земле. И хотя в редких случаях удар молнии способен вывести бортовую систему из строя, пилоты могут воспользоваться ручным управлением и посадить самолёт на воду. Ещё на этапе проектирования воздушного судна обеспечивается его плавучесть минимум на пять часов. На авиалайнерах, летающих через Атлантику, есть плоты с оборудованием, подающим сигналы на спутник. На борту имеется необходимое количество пресной воды и продуктов. Так что при удачной посадке пассажиры могут эвакуироваться и ждать, когда их спасут.

Летать нельзя бояться
В текущем году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) собирается внедрить Программу по безопасности ВПП (взлётно-посадочной полосы), разработанную совместно со Всемирным фондом безопасности полётов. На 2009 год также запланировано открытие Всемирного информационного центра по безопасности полётов. По расчётам IATA за этот год услугами авиакомпаний воспользуются 2,2 млрд. пассажиров. Это всего на 1 млн. меньше, чем в прошлом году. В условиях, когда работающий персонал авиакомпаний неуклонно сокращается, а объёмы выручки падают, проблема безопасности полётов станет особо актуальной, ведь авиафобия – по-прежнему один из самых распространённых навязчивых страхов. Летать боятся четверо из десяти пассажиров авиалайнеров. Так что авиаперевозчикам придётся потрудиться, чтобы убедить своих потенциальных клиентов в том, что на борту самолёта они могут чувствовать себя безопаснее, чем в собственной ванной комнате.

Самые опасные самолёты

Модель
самолёта
Процент самолётов,
попавших в катастрофу,
от общего числа самолётов
этой модели
Число
авиакатастроф
Число погибших
Boeing–70719%1633150
Fokker–2818%44769
Boeing–72015,6%24302
Douglas DC–815,3%852497
Ильюшин Ил–76 M11,4%57837
Boeing 737–10/–
200/T–43 M
11,3%1333314
ВАС 1–1111,1%26304
Douglas DC–9 M10,7%1052426
Яковлев Як–409,2%93888
Антонов АН–1248,9%552

Самые безопасные самолёты

Модель
самолёта

Процент самолётов,
попавших в катастрофу,
от общего числа самолётов
этой модели

Число
авиакатастроф
Число погибших 
Boeing 7170% 0 0
Fairchild Dornier Do 328 Jet0% 0 0
Туполев Ту–204/Tу–214* 0% 0 0
Airbus A319*0,08% 1 0
Boeing 777*0,13% 1 0
Airbus A321*0,19% 1 0
Canadair Regional Jet 700–900* 0,2% 1 0
Embraer RJ 135/–145*М0,3% 3 0
Embraer RJ 170/–195*0,4% 1 0
Airbus A340*1,11% 4 0

* — самолет ещё производят

М — военные модели включительно

Источник: www.jacdec.de

 

Журнал Economist приводит следующую характеристику лётных происшествий:

При наборе скорости 19%
При взлёте  11%
При наборе высоты 7%
При полёте 6%
При снижении 4%
При заходе на посадку 12%
При посадке 41%

Причины авиакатастроф

80% катастроф приходится на долю человеческого фактора и лишь 20% происходит из-за отказа техники и погодных условий

Неадекватное принятие решений экипажем
Неправильные или недостаточно оперативные действия экипажа
Неправильное восприятие информации пилотом или диспетчером на земле
Недостатки в управлении безопасностью на уровне авиакомпаний
Выкатывание самолёта за пределы взлётно-посадочной полосы
Повреждения самолётов, полученные на земле
Трудности, связанные с управлением

Источник: Международная ассоциация воздушного транспорта

 

Яна Седова

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.