Отдых в Крыму. Специальный репортаж

Чтобы понять, чего ждать от Крыма этим летом, Фокус пересек полуостров с северо-запада на юго-восток. С остановками в Евпатории, Алуште и Ялте

Related video

"Если сорвется курортный сезон, до следующего лета будем лапу сосать", – замечает разговорчивый Арсен Аблялимов, за 250 гривен взявшийся доставить корреспондента Фокуса из Симферополя в поселок Мирный на западном побережье. В докрымской жизни таксист был кандидатом технических наук и автором 12 запатентованных изобретений. Извозом занялся семь лет назад, когда вместе с семейством вернулся на полуостров из Узбекистана. Выехав на трассу, километров 20 пути водитель дребезжащей "восьмерки" напряженно размышляет. После чего снова включается в общение: "Знаете, что такое интернационализм по-крымски? Это когда местные – русские, украинцы, татары – на три месяца в году объединяются для охоты на туристов. Потом сезон охоты заканчивается и все возвращается на круги своя. Кто бы что ни говорил, а отстаивать историческую справедливость, которая у каждого своя, более приятно на сытый желудок".

Добравшись до места, Арсен, слегка смущаясь, поинтересовался, нельзя ли набросить гривен 15–20 сверх оговоренной суммы: "Резина горит, пальцы стучат, менты озверели – своих и чужих штрафуют без разбора".

В этот момент стало понятно: вопреки прогнозам скептиков курортный сезон в Крыму все-таки открылся.

Степь да степь
Поедут ли на полуостров туристы, избалованные турецко-египетским сервисом, сегодня не берутся предсказать даже астрологи. Оптимисты вроде хозяйки евпаторийской турфирмы "Соната" Надежды Семеновой надеются, что потрепанные кризисом украинцы и россияне сочтут Крым лучшим вариантом бюджетного отдыха. Ее оптимизм основан на том, что большая часть постоянных клиентов уже подтвердила приезд. Чтобы заинтересовать их, Надежда заморозила цены на жилье – как и год назад отдельная однокомнатная квартира обойдется в $30–35 за ночь, двухкомнатная потянет $40–55, трехкомнатная – $60–85.

Ситуация вынуждает хозяйку "Сонаты" искать и другие способы заманить туриста. Например, этим летом она решила удивить отдыхающих невиданной в здешних краях щедростью. Все, кто закажет ее турфирме двухнедельный отдых, могут рассчитывать на бонус – автобусную экскурсию на водопад Учан-Су.

Ольга Васильченко, хозяйка небольшого коттеджа в эллинге "Парус" на берегу солевого озера Донузлав в нескольких десятках километров от Евпатории, делать прогнозы не рискует. "Каким будет лето, сейчас сложно сказать, – говорит она. – Цены на жилье для отдыхающих по сравнению с прошлым годом пока поднялись ненамного – на 1–2 доллара. Зато почти в два раза подорожали продукты в магазине на территории эллинга. Пол-литра кефира теперь стоит 6 грн., литр молока – 6–7, батон потянет не меньше 4. Значит, и жилье будет дорожать, иначе сдавать его станет просто невыгодно". Одна из ее гостей – 19-летняя студентка филфака Донецкого университета Татьяна Фоменко – предпочитает Донузлав всем прочим крымским красотам. "В сравнении с южнобережьем здешние цены на жилье – 8–15 долларов за ночь – просто умиляют, – говорит Татьяна. – Сначала может показаться, что в степном Крыму меньше развлечений, чем на Южном берегу, но это только до тех пор, пока не открылся "КаZантип" по соседству".

По мнению большинства тур­операторов, западное побережье меньше других регионов Крыма может пострадать от отсутствия туристов. Не только из-за демократичных цен, но и благодаря проверенным временем фанатам здешних мест. Побережье с песочными пляжами и мелким теплым морем традиционно привлекает не только любителей семейного отдыха с детьми, но и участников всевозможных байкер-слетов, рок-фестивалей и прочих беспокойных тусовок.

Безумству храбрых
"Граждане отдыхающие! Не выбрасывайте руки и ноги за габариты кабины", – от старательности высунув язык, выводит на куске фанеры 23-летний Стас. Закончив труд, он торжественно прибивает табличку перед колесом обозрения в одном из парков Алушты. Житомирянин в Крыму вторую неделю – пока были деньги, тусовался со знакомыми музыкантами в Коктебеле. Потом решил перебраться на ЮБК. В парке аттракционов предложили койко-место в общежитии и даже пообещали зарплату 800 грн. в месяц за необременительную работу "куда пошлют". Суммы, которую Стас может позволить себе ежедневно тратить на жизнь, хватает на обед в столовой (салат из свежих овощей – 5,70, борщ "Украинский" – 7,60, зразы мясные – 8,10, итого 21,40). Раз в несколько дней пьет пиво. Домой он не спешит – после окончания иняза летом прошлого года Стас так и не нашел работу по специальности. Почти год прожил на родительских хлебах, а в начале июня подался на юг. По его словам, к началу августа в Крым на заработки подтянутся еще десятка два земляков. Всего же, по прогнозам крымской милиции, этим летом на полуострове ожидают до 30 тысяч искателей сезонной работы из всех регионов Украины.

Надолго задерживаться в Алуште Стас не собирается, благо знакомые подсказали нового работодателя – хозяина одного из ресторанов между Судаком и Новым Светом.

"Если по пути, подбросьте до Судака", – попросил Стас корреспондента Фокуса. Местом, где парень решил поискать новую работу, оказался крохотный ресторанчик с веселым названием "Под Мухой". Делами в этом заведении заправляет Петр Муха. 57-летний авантюрист с американским паспортом решил устроить посреди Крыма образцово-показательную закусочную с арахисовым супом (34 грн.), острыми крылышками "баффало" (28 грн.) и чизкейками в меню. По словам Петра, только на решение оргвопросов до открытия ресторанчика ушло почти $30 тысяч. Это не считая расходов на строительство и закупку оборудования. "Я хочу платить все положенные налоги, но не могу же я все время бесплатно угощать всех полицейских и пожарных Крыма", – возмущается он.

Увы, Стас Мухе не пригодился. Поговорив десять минут, американец сунул парню 20 долларов, сказал sorry и отправил с миром. "Вьетнама на вас нет!" – мрачно пробормотал на прощанье политически грамотный житомирянин.

Шанхай блюз
Ужас Петра Мухи от общения с крымскими чиновниками разделяют и сами крымские чиновники. "Мы плохо выглядим и совсем плохо себя ведем. Деньги к нам не идут, потому что они любят определенную питательную среду", – жалуется замминистра строительной политики и архитектуры Крыма Степан Лапычак.

Сосуществование с крымской бюрократией, которое проблематично для американца Мухи, по силам разве что крупнейшим российским инвесторам. Особенно заметны в Крыму Национальная резервная корпорация (НРК) Александра Лебедева и нефтяная компания "Лукойл" Вагита Алекперова. В послужном списке "Лукойла" санаторий "Карасан" и единственный на полуострове отель, вошедший в международную гостиничную сеть – "Крымская Ривьера – Radisson". НРК вложила более $55 млн. долл. в туристические объекты Рабочего уголка под Алуштой, а также потратилась на воссоздание театра им. Чехова в Ялте. Принадлежит россиянам и знаменитая ялтинская гостиница "Ореанда". Статусность диктует и цены: начиная с 20 июня самый дешевый одноместный номер "Классик" в "Ореанде" потянет 1500 грн. в сутки, а любимое жилье российских випов – "Апартамент империал" обойдется в 12500 грн. Несмотря на кризис, не торопятся снижать цены и рядовые владельцы местной недвижимости. Найти однокомнатную квартиру меньше чем за 300 грн. в сутки, почти нереально.

Впрочем, новые времена отлично уживаются с главной ялтинской достопримечательностью прошлого – аллеей сувениров на городской набережной. Таксисты по-прежнему называют ее Шанхаем. Как и четверть века назад, самый ходовой товар на Шанхае – изображения Ласточкиного гнезда. Цена стартует от 10 грн. и зависит только от размера произведения. Один из торговцев сувенирами, назвавшийся Ромой, разрешил Фокусу понаблюдать за процессом торговли. Главными орудиями труда парня были краски и клей. С их помощью он реставрировал рассыпавшиеся на глазах керамические изыски. Чаще всего Рома произносил фразу: "Довезете. Хорошо упакуем!". Торговец явно обладал даром убеждения, лихо выдавая криво покрашенную глину за полудрагоценный камень гематит. Из прочих мифов Шанхая чаще всего звучали три. Все камни вымываются весной под Карадагом, можжевельник – панацея от всех болезней и, наконец, все кораллы выужены из Черного моря.

Всезнаек, начинавших доказывать, что кораллы в Черном море не растут, Рома тихо, но твердо просил не умничать.

Михаил Кригель