Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

3D-анимация: отечественные студии без внешнего заказчика с трудом переживают кризис

3D-анимация: отечественные студии без внешнего заказчика с трудом переживают кризис
Пока американские 3D-мультфильмы собирают внушительную кассу, отечественные аниматоры строят амбициозные планы, но опыт нарабатывают в других сферах
000

Моду на объёмную компьютерную графику задаёт Голливуд, здесь 3D-анимация за последние несколько лет из малоразвитой сферы превратилась в мейнстрим. Анимированные ленты уже догнали художественные и по бюджетам, и по сборам. В прошлом году среди лидеров проката значились «Валл-И», «Панда кунг-фу» и «Мадагаскар-2», в этом первые строчки мирового бокс-офиса оккупировали «Вперёд и вверх» и «Ледниковый период-3».

Отечественные специалисты по 3D-анимации (трёхмерной компьютерной графике) осознают коммерческий потенциал мультипликации не хуже прокатчиков. «Идея давно витает в воздухе, все хотят сделать большой, красивый, полный анимационный метр, – говорит супервайзер визуальных эффектов студии «Синемен» Алексей Приходько. – И теоретически это возможно. Однако есть одно большое но: у нас практически нет специалистов, которые могут управлять таким крупным проектом».

Такого же мнения придерживаются на большинстве отечественных студий, занимающихся 3D-анимацией. И в ожидании хороших менеджеров работают в смежных сферах.


И нашим, и вашим
Студия «Бабич дизайн» под руководством Валерия Бабича успевает делать трёхмерную графику и для украинского, и для российского ТВ

Мастера на все руки
Отечественные 3D-аниматоры до сих пор вспоминают российский «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. «Да, над ним работали практически все, кто сейчас этим занимается, – рассказывает Алексей Приходько. – После него в Киеве вместо трёх студий стало восемь».

Со временем количество студий увеличилось до нескольких десятков, и из хобби отдельных маньяков производство 3D-графики превратилось в достаточно стабильный поток. Сегодня аниматоры и моделлеры (специалисты, которые создают объёмные графические объекты – 3D-модели) рисуют спец­эффекты для рекламы и музыкальных клипов, графику для компьютерных игр и заставки для телеканалов.

Причём до недавнего времени значительная часть этой продукции шла на экспорт. К примеру, студия «Бабич дизайн» (входит в украинскую компанию Star Media) создала для российского ТВ сериал «История государства Российского» – 500 3D-эпизодов.

Активно развивался рынок компьютерных игр: работа отечественных графиков стоит дешевле, а их уровень при этом не уступает западным коллегам. Более того, немало украинских специалистов набивали руку именно за рубежом. «Это народ молодой, энергичный, очень многие режиссёры-аниматоры и специалисты по 3D-графике уже поработали на Западе, – рассказывает генеральный директор «Бабич дизайн» Валерий Бабич. – Сегодня, конечно, условия не самые лучшие, но вот ещё года полтора назад у такого рода людей с их квалификацией был довольно большой выбор».

Востребованы наши специалисты были в России, Польше, Франции. Но сегодня ехать за границу им нет смысла, работа там есть только для своих, сетует Виктор Слепцов, основатель студии «Борисфен-С». «С нашего рынка ушли многие европейские студии, которые тут были, – обрисовывает он довольно печальную картину. – Если раньше Россия давала мне 30% работы, то сегодня – ноль. В России вообще делали гигантские инвестиции в анимацию, это был как маленький Голливуд, но сейчас – абсолютная катастрофа. Внутренний инвестор тоже вымер, его не существует, и я не представляю, когда он появится».

На сократившемся рынке соотношение внутреннего и экспортного производства, по словам Алексея Приходько, можно оценить как 80% к 20%. Значительную часть из этих восьмидесяти составляет реклама, а в этой сфере зарубежные компании никогда особо не сотрудничали с отечественными 3D- графиками.


Создание 3D-персонажа

«Суть в том, что для западных товарищей очень важно стабильное качество. А у нас пока рынок новый, вся отрасль существует меньше 15 лет, поэтому бывает, что люди делают просто суперскую вещь, а следующий проект – такой ужасный, что все просто в шоке», – объясняет специфику Алексей Приходько.
«Мы возвращаемся на десять лет назад, когда здесь всё начиналось с адаптации роликов, – констатирует Мария Москаленко, генеральный продюсер киевской студии FX Film Production. – То есть международные сетевые рекламные агентства снимают не здесь, а затем делают новые титры, надписи на упаковках. Так что, в принципе, с 3D-анимацией дела обстоят, по сравнению со всем остальным, прекрасно».

Важнейшее из искусств
К кино украинские студии тоже время от времени возвращаются. Однако далеко не все готовы афишировать свою работу, поскольку значительная её часть делается неофициально или под большим секретом. Если верить слухам, то по первой схеме несколько киевских студий работали над фильмом «Особо опасен». А по второй – наши студии сейчас работают над американским мультфильмом «Где живут чудовища».

Официально или неофициально, но участие украинской студии в большом зарубежном проекте ограничивается обычно небольшими эпизодами. Впрочем, даже несколько кадров в фильме с обилием спецэффектов – это не так уж и мало работы. Да и привлечение к одному проекту множества студий, каждая из которых специализируется на одном узком сегменте, – нормальная мировая практика. Одна студия занимается, к примеру, анимацией животных и рисованием текстур меха, другая – батальными сценами.


Не верь глазам
Толпа на трибуне стадиона и красиво льющиеся потоки воды
иногда совсем не то, чем кажутся. Фокус показывает, что такое
3D-модели и как они создаются

К тому же у украинских 3D-аниматоров пока недостаточно мощности, чтобы самостоятельно сделать постпродакшн большого проекта «под ключ». «Фильм с большим объёмом сложной компьютерной графики мы бы вряд ли потянули, даже если бы все собрались, – рассуждает Алексей Приходько. – Но простой какой-нибудь – запросто».

Свои возможности в полной мере показала пока лишь киевская студия Mental dRive, в подчинении которой находится FX Film Production. На её счету – работа над отечественной картиной «Иллюзия страха».

«Начиная с предпродакшна, съёмок и наблюдения на площадке и заканчивая моделлингом, анимацией и печатью копий для кинотеатров, – всё делали мы, – перечисляет Мария Москаленко. – Это едва ли не единственный проект, который делала одна студия, но там и объём работ был не настолько большой, как в том же «Дозоре».

Других таких же крупных проектов в планах студии нет, зато есть оптимистичный настрой. «Ничего невозможного нет. Даже при отсутствии большого количества высококлассных специалистов, имея двух толковых супервайзеров (руководителей), можно обучить команду достаточно быстро», – уверена Мария Москаленко.

Её оптимизм разделяет и Валерий Бабич. «В Украине 3D-анимация давно имеет предпосылки к тому, чтобы развиться в интересную индустрию, цельную, с хорошей отдачей. Есть заинтересованность зрителей, и самое главное – квалифицированные люди», – уверенно заявляет он.

Юлия Куприна, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.