Красивая странаРейтинги фокуса

Рок-позитивист

Рок-позитивист
Под песни «ВВ» прошла молодость целого поколения. За период существования этой команды кто-то успел родиться и дожить до 20 лет. И этот «кто-то» относится к «вiдоплясовським воплям» с таким же почитанием, как и те, кто сходил с ума от их исторических «Танців». «ВВ» – это не просто рок и фолк. Это особое мировоззрение 
Поделиться: 00


—Олег, в 1987-м вы написали песню «Дитинство». Там есть строки: «Вже нас не буде на Землі… Тоді, може, вчені та дізнають у генах про те, що ми мали зараз у душі» А что у вас тогда было в душе?


«Були деньки»... Олег Скрипка, 2000 г.
«Були деньки»... Олег Скрипка, 2000 г.


—С годами вы не утратили способность верить в перемены? Многие считают, что любые перемены не несут ничего хорошего.
—Люди делятся на две большие армии. Первая — нигилисты, пессимисты, исповедующие идею апокалипсиса. Вторая — оптимисты, верящие в позитивное развитие истории, эволюцию. Я позитивист. Всё, что происходит — происходит к лучшему. Эта мысль — квинтэссенция позитивного мировосприятия. Понятно, что ничего не происходит сразу, всегда есть какой-то откат назад. Но спирали истории неизменно выводят на новый уровень. Опыт показывает: у жизни такие же модели поведения, как и у людей. Известно же: как ты относишься к человеку, так и он к тебе. Бытие — живое существо. Если ты положительно к нему относишься, оно ответит тем же. Это же очень просто.

—И бытие всегда на ваш позитив отвечало тем же?
—Жизнь, опять же, как и любой человек, имеет свой характер. Раз мы ищем подходы к различным людям, значит, надо искать и разные способы общения с жизнью. У нас, украинцев, есть одна особенность — наша печально известная толерантность. Но она имеет свой плюс: благодаря ей мы умеем найти контакт с другими. То есть, с людьми, которые от нас отличаются. Не приспособиться под них, а установить контакт. Без самоунижения, с уважением к другому. Находим душевные тоннели, по которым происходит взаимообщение.

—Можете вспомнить самые тяжёлые периоды вашей группы?
—…Не-а. Мы всегда ощущали энергию жизни, всегда было позитивное движение, перспектива. Мне сейчас в голову пришла простая мысль: тяжёлым считается состояние, когда у тебя нет перспективы. А если она есть, то может быть физически тяжело, даже морально, но этот объём надежды тебя затягивает, ты стремишься вперёд, строишь планы завтрашнего дня. Это ведь для человека самое главное.

В Bereznitsky Gallery на Андреевском спуске открылась фотовыставка, на которой поклонники «ВВ» увидят 500 снимков, запечатлевших 20-летнюю историю группы
В Bereznitsky Gallery на Андреевском спуске открылась фотовыставка, на которой поклонники «ВВ» увидят 500 снимков, запечатлевших 20-летнюю историю группы


—И у вас никогда не было ощущения полного бессилия, вы никогда не признавались себе: «Всё, не могу. Я сдался»?
—Конечно, такие ситуации были и есть. Но, как говорят самураи, надо уметь проигрывать. Надо овладеть великим искусством проигрыша. Тогда все твои будущие победы могут строиться на этом искусстве. Ко всему надо относиться конструктивно, даже к поражению. Я как-то прочитал статью под названием «Від Параски до поразки». Я аплодировал этому названию. В нём заключены все проблемы, вся истина нашего нынешнего состояния. С другой стороны, победы вредны и небезопасны. Из них тоже надо извлекать уроки. Победы могут развращать, особенно, если они лёгкие. Как сказал Конфуций, всё в мире превращается в свою противоположность. Если сегодня у тебя победа — завтра может быть поражение, и наоборот. Это просто надо знать.

Рок-команда “ВВ”
Основной состав: Олег Скрипка (вокал, баян, гитара, саксофон, труба), александр Пипа (бас-гитара), Евгений Рогачевский (гитара), Сергей Сахно (ударные).
В мае 1986 г
. после встречи её будущих участников в общежитии киевского Политехнического института возникла группа «воплi вiдоплясова». Названием обязана одному из героев Достоевского.
В октябре  1987 г. состоялось дебютное выступление в доме культуры «Большевик».
В конце 1980-х гг. «ВВ» обрели славу «отцов украинского панк-рока».
С осени 1991 г. по декабрь 1996 г. чаще выступали во Франции и других европейских странах, чем в Украине.
В 1993 г. вышел первый альбом «Або–або».
С начала 2000-х «ВВ» стилистически тяготеет к рок-мейнстриму и этномузыке.

—Мне кажется, сегодня рокеры не оперативно реагируют на события, происходящие в последние два года. По эмоциональному состоянию сейчас не менее насыщенное время, чем перестроечный рубеж.
—Рок сегодня — уже классическое искусство. В мире он был актуален в 1970-80-х, у нас — на рубеже 1980-90-х. Поэтому сегодня высокой динамики его развития, оперативного реагирования на жизненные события быть не может. И «ВВ» — уже классический коллектив. Актуальные тексты сейчас следует искать в жанрах хип-хопа, рэпа. Опять же, как я говорил, на рубеже 1980-90-х была господдержка. Без бюджета ничего не случается.

—И вдохновения тоже?
—Культурного феномена, прежде всего. Любое событие имеет свой бюджет. Если сегодня рок?музыка не имеет финансирования, то она и не способна на феномен.

—Во всём мире фестивали world music коммерчески успешны. Как обстоят дела с вашей «Країною мрій»?
—Это тоже коммерчески успешный фестиваль. Сегодня он один из самых больших международных форумов, объединяющий музыкантов, работающих с народной музыкой как в чистом виде, так и в плане эксперимента. «Країною мрій» очень интересуются и сами артисты, и публика, и потенциальные спонсоры.

—Подавляющая часть фестивальной публики — молодёжь. Чем бы вы объяснили её интерес к этно-музыке?
—В мире мода на этническую музыку существует уже пару десятилетий. И у нас такая музыка тоже становится модной. Интерес связан и с поиском современным человеком собственного мировоззрения. Музыкальное наследие даёт хороший культурный базис. Когда человек знает своё прошлое, он понимает современность, себя, и может прогнозировать будущее. Народная музыка, как мне кажется, несёт более глубокие эмоции, чем современная. Мы не можем написать новую мелодию, находясь в вакууме, — мы так или иначе опираемся на опыт других музыкантов. А каждая народная песня имеет свою историю. Изучая народную музыку, ты как археолог докапываешься до всё более древних пластов своей истории и культуры.

—Может, влечение к этно-музыке — своеобразный протест против влияния чужих культур?
—Протест, в принципе, вещь хорошая и полезная. Но только на определённом этапе развития общества. Он необходим, когда у тебя нет собственного пространства, когда надо серьёзно защищаться и что-то разрушать. Сегодня протест мне кажется неконструктивным. Сегодня ничего разрушать не надо. Надо строить своё культурное простран­ство, и всё. И мы его строим, опираясь на культурный опыт — соб­ственный и других стран. Россияне, французы, испанцы, жители балканских и арабских стран собственную песню культивируют и пропагандируют. И надо у них учиться, а не бороться с ними.

—«ВВ» — первая украинская рок-команда, выступившая в Москве. Как вас тогда, в 1988-м, восприняли?
—Это был взрыв. Россияне были просто шокированы. Они говорили: украинская рок-музыка опережает российскую. Они, кстати, и сейчас так считают. Россияне по этому поводу не комплексуют, а мы чрезмерно не гордимся. Когда все адекватны — есть прогресс в отношениях. Во время последних поездок в Москву я как-то особо остро почувствовал: образ России, представляемый в Украине, однобокий. Мы видим эту страну сквозь призму Кремля, но это далеко не вся Россия. Она не настолько враждебна по отношению к нам, как мы думаем. Там много людей, которые нас любят, сопереживают нам, много наших единомышленников и друзей. Нам надо умело построить отношения с российским культурным миром. Как и у нас, этот мир в своём развитии намного опережает государственное мышление. Многое из того, что делает Кремль, для россиян постыдно. Они не воспринимают мир так, как это преподносит их официальная пропаганда.
 


—20-летний юноша эксцентричен, полон энергии. Мир представляется бесконечной дорогой, полной чудес и ярких образов. Эта романтика связана и с любовными переживаниями (большая часть песен того периода — любовная лирика), и с рок-мировоззрением. Тогда был такой некровавый рок-героизм. Я заканчивал вуз и только начинал самостоятельную жизнь… На самом деле, то было очень хорошее время… Будучи взрослыми, мы несём ответственность: за родных и близких, за свой труд и карьеру. А когда ты молод, у тебя нет этой ответственности, ты свободен. Ведь ответственность — определённая форма несвободы. В молодости ты независимый. Может, у тебя нет опыта, творческого багажа, но ты независимый. Потому тогдашнее моё ощущение свободы, несмотря на то, что я жил в СССР, было сильным. К тому же, я учился в техническом вузе. Мне кажется, «технические» люди очень экспрессивные, творческие. Во всяком случае, рок-музыканты лучше всего получаются именно из технарей, а не из гуманитариев. Рок в то время был авангардным искусством, а в преподавании гуманитарных наук доминировал консерватизм, не позволявший человеку развиваться, экспериментируя. Технарей же во время учёбы нацеливают на поиски — ведь это основа их будущих профессий. Поиск новых теорий-теорем, законов строения мира — это помогает, стимулирует гибкость мышления. А творчество всегда должно быть живым. Если оно консервируется, то становится репродукцией, кустарным промыслом, фабрикой каких-то объектов, не имеющих отношения к искусству.

Наш альбом «Були деньки», выходящий по случаю 20-летия «ВВ», — попытка оценить опыт конца 1980-х. Я уверен: тогдашний взрыв рок-сознания, или сознания воли, произошёл в рамках большого проекта государства. То есть, это была воля государства. «Були деньки» — желание романтизировать тот период в глазах нынешнего поколения, потому что в том времени присутствовала сильная романтическая доминанта. И мы её сохранили и представляем теперь в своей арт-работе, стараясь донести позитив того периода, той музыки. Да, было влияние западной, американской рок-музыки, которое советское государство не смогло сдержать, но это влияние объединилось с нашей собственной идеологией. Получился такой советский романтизм.

—В одном интервью вы сказали: «Сейчас можно много спорить, кто вкладывал деньги в развитие рока в СССР, но это было» …
—Так называемая «красная рок-волна», существовавшая в СССР за несколько лет до его развала, финансировалась государством. О происхождении этих денег мы ничего не знаем, но факт остаётся фактом: с середины 1980-х аппаратура для музыкантов закупалась ЖЭКами, вузами. Рок-клубы основывались горкомами комсомола и большие фестивали по всей стране проходили за бюджетный счёт. Наш первый клип «Танцi» снят за госденьги: из Москвы позвонили, сказали, что надо снять и показать на первом телеканале. Сегодня для многих это нонсенс, но так было. В тоталитарном государстве ничего, в частности, серьёзное рок-движение, не может происходить само по себе. Ясно, что это было с подачи самого государства. Зачем это делалось — вопрос не ко мне. У меня могут быть только какие-то свои теории: «американское влияние», «вселенский заговор» и тому подобное. Развалился Советский Союз — господдержка рок-музыки прекратилась.

—Вам не кажется, что рокеров используют в определённые времена: то перед развалом государства, то на президентских выборах.
—Во все времена кто-то кого-то использует. Особенно людей искусства. Искусство находится в сфере идеологии, мировоззрения, религии. Поэтому всегда используется политическими, идеологическими или национальными силами. Оно не может не быть заангажированным. А если его таковым представляют — это миф. Я это осознаю. Просто у каждого творческого человека должны быть свои задачи, и он всегда должен чётко понимать, кто и с какой целью его использует. В самом факте заангажированности нет ничего плохого, если она не противоречит твоему мировоззрению. Сейчас в Украине идёт большая война двух мировоззрений. Первое заключается в том, что украинцы как нация не существуют и не существовали никогда. Второе — украинцы давняя нация с огромным культурным прошлым. И на этом фронте происходят все наши основные события: выборы, драки на Майдане в день годовщины УПА и 7 ноября, и так далее. С этой борьбой связано и отношение к украинской культуре: для первых это искусство малороссов, для вторых — великое искусство. И если мы во время этого интервью говорим с вами на украинском языке, мы уже не находимся вне этой войны. Думать иное — полная иллюзия: мы или на той стороне, или на этой. Мы можем стать украиноговорящими предателями (как многие политики, говорящие на государственном языке), или борцами за украинскую идею.
Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.