Дорогого стоит

Швейцарию по праву называют Меккой горнолыжного туризма. Церматт, Давос и Санкт-Мориц — это всемирно известные бренды вроде шоколада Lindt или часов Patek Philipp 

Related video

В Швейцарии есть около десяти первоклассных горнолыжных курортов. Главные из них, конечно же, Санкт-Мориц и Церматт. Но также пользуются огромной популярностью и Саас-Фе, Гринденвальд, Давос, Ароза и др. Среди обеспеченных украинцев зимний отдых в здешних Альпах уже успел стать неотъемлемой частью образа жизни, а не только средством формирования имиджа. Недавнее, к примеру, замужество старшей дочери Виктора Медведчука не обошлось без упоминаний о некоей "яме" на одной из трасс в Санкт-Морице, куда якобы свалилась Ирина Медведчук и ее будущий муж, московский предприниматель.

Сложно себе представить, как надо было ездить, чтобы найти здесь "яму"… Санкт-Мориц — почти рай на земле. Правда для тех, кто изрядно зарабатывает. Можно, конечно, и здесь найти студенческий хостел, где в комнате на восьмерых койко-место будет стоить 35-50 евро, но ради ли этого наши люди едут в Швейцарию?

Это не просто красивое, фантастическое место, но и очень престижный курорт. Всего пять тысяч местных жителей, без особого напряжения обслуживающих десятки тысяч отдыхающих. Если верить швейцарскому административному делению, это не городок, а деревня. Правда, в этом селе есть несколько пятизвездочных гостиниц, бутики Cartier, Prada, Gucci, Louis Vuitton, магазины всех часовых мегабрендов. Есть даже икорный бутик, где можно купить Caviar, белужью икру из Ирана и Азербайджана.

В Kulm, престижной и некогда самой первой гостинице курорта, номер "дабл" стоит от 520 до 880 франков (1 франк — 4,2 грн.) в сутки. В стоящем неподалеку Badrutt"s Palace — самый дешевый аналогичный номер обойдется в 780 франков. Именно в стилизованном под старину замке "Бадрутт" останавливаются випы со всего мира. На горе — еще одно привлекающее глаз строение, напоминающее спелую оранжевую тыкву. Это дом, который построил для себя легендарный архитектор Норманн Фостер — тот самый, который придал современный хайтековский вид берлинскому рейхстагу, а сейчас работает над Сити в Москве.

Санкт-Мориц в саморекламе использует слоган Top of the World?– "Вершина мира". Тут дважды, в 1928 и 1948 гг., проводились зимние Олимпийские игры и еще несколько раз — чемпионаты мира. Почувствовать себя олимпиоником не сложно. Нужно пройти буквально пару сотен метров от центра города и обнаружить одну из длиннейших в мире природных бобслейных трасс Olympia Bob Run.

В середине позапрошлого века первооткрывателями курорта были англичане. Отсюда и главные изюминки зимнего отдыха — гольф, поло и крикет на льду здешнего озера (толщина льда достигает метра и более). Известен также знаменитый лыжный марафон долины Энгадин, в котором принимает участие более 13 тыс. человек. Но главное, что манит сюда людей со всего мира, — это 350 км горнолыжных трасс. На все вкусы. От "синих", самых простых, для любителей-новичков — до так называемых "черных", высшей сложности. В районе Санкт-Морица действуют 56 бугельных и подвесных подъемников, которые могут доставить на склоны около 65 тыс. человек в час. За год это место в немецкоговорящем кантоне Граубюнден посещает до полутора миллионов человек.

Церматт — конкурент, но в то же время полная противоположность Санкт-Морица. Хотя местного населения здесь практически столько же, но выглядит он как традиционная швейцарская деревенька. Здесь особая радушная атмосфера — без снобизма и "понтов". В отличие от Санкт-Морица, где на улицах можно встретить миллионера на "майбахе" или "ягуаре", тут все передвигаются на своих двоих.

"Фишка" Церматта — экологичность. Приехать сюда на своем автомобиле нельзя. Машину придется оставить в нескольких километрах на станции Тэш и пересесть на электричку. По деревеньке же ездят на электромобильчиках — у каждой гостиницы они свои. Правда, довелось видеть и обычные авто — полицейские и… мусоровоз.

Большинство домиков стилизованы под старину. Не поленитесь прогуляться по затерявшейся среди новых строений некогда главной улице. Страна в ХІХ в. была очень бедной, и горянам приходилось скотину на зиму забирать в дом, чтобы было теплее. Вместо окон — узкие щели между бревнами. А само строение стояло на хлипких с виду каменных "ножках" с поперечной плитой — чтобы мыши добро не портили.

В этом районе есть три зоны для катания — Ротхорн (3103 м над уровнем моря), Горнерграт (3100 м) и Кляйн Маттерхорн (3885 м). Ледник позволяет совершать спуски и летом, но помешанные на сохранении природного равновесия швейцарцы дают возможность горам немного отдохнуть. И в середине лета делается небольшой перерыв буквально на несколько недель. В это время курорт работает на любителей пешеходного туризма — хайкинга, то есть ходьбы по горным тропам.

В Церматте 73 подъемника, в том числе 2 фуникулера. Шик — поездка на "зубчатом колесе". На самом деле — это обычная по местным меркам комфортабельная электричка с большими панорамными окнами, через которые удобно фотографировать горные пики. Поезд по мере необходимости на высотах начинает цепляться за специальный металлический выступ между рельсами. Пропустить остановку очень сложно, так как все объявления делаются на 35 языках — английском, немецком, французском, итальянском и даже японском.

Общая длина горнолыжных трасс — 245 км. Из них легких — они на картах обозначаются синим цветом — 23%, средних ("красных") — 44%, и "черных" — треть от общего количества. Есть и "целинные трассы". Популярное в среде экстремалов развлечение, когда человека сбрасывают на целину с вертолета, в Швейцарии запрещено, но находятся оригиналы, которым и Альпы по колено. Желающим пощекотать нервы стоит перед вылазкой в горы заглянуть на ухоженное кладбище возле евангелической церкви в центре деревни. Там лежат иностранцы, погибшие в окрестных горах. Особенно часто встречается слово Маттерхорн. Название этой горы выговорить сложно, но профиль вершины известен практически каждому сладкоежке. Знаете шоколад под маркой Tobleron? На нем как раз и изображена малоприступная гора.

Вокруг Церматта — 36 вершин, все выше трех километров. Чуть южнее — Кляйн, "малый", Маттерхорн (3885 м). Прекрасное место для катания — даже для новичков. Правда, здесь часто бывают ураганные ветры. Переждать снежную бурю, кстати, можно в… леднике. На самой верхушке горы есть глетчер, в котором сделали тоннель, уходящий в глубину на 20 метров. А в нем — выставка ледовых скульптур. Рассказывают, что здесь даже корпоративные мероприятия устраивают с распитием специального "ледяного вина".

С Кляйн Маттерхорна можно спуститься в Италию и покататься над альпийским курортом Червиния. Коридоры, ведущие на юг, украшены итальянским триколором — перепутать невозможно. Но для этого, кроме лыж, стоит иметь шенгенскую визу.

Цены в сезон "кусаются". Номер на двоих в трех-, четырехзвездочной гостинице в Церматте обойдется примерно в 300 швейцарских франков. В "пяти звездах" — около 500. Дети до 6 лет — бесплатно, в более дешевых отелях — могут и двенадцатилетнего пустить без денег или предоставить большую скидку. Стоимость skipass, абонемента на подъемники, на 6 дней составляет 241 швейцарский франк.

Кто не хочет переплачивать за "имя", может выбрать по желанию и по кошельку другое место. К примеру, Вербье. По словам знающих, место нетусовочное, недорогое и очень комфортное. Четыреста километров горнолыжных трасс, из которых где-то треть — для аматеров. Есть трассы для тех, кто любит беговые лыжи и санный спорт. Более ста подъемников.

В Швейцарии много мест, заслуживающих звания "самый-самый". В Саас-Фэ, к примеру, это самый высокогорный подъемник Metro Alpin, на котором можно подняться на высоту 3500 м над уровнем моря. В Кран-Монтана — 160 км горных спусков, 50 км равнинных лыжней, 42 подъемника с пропускной способностью 41 тыс. человек в час. В Гриндельвальде — уникальная 15-километровая саночная трасса с горы Faulhorn (2681 м).

В отличие от других альпийских стран, в Швейцарии снег есть. В Санкт-Морице выпал 20-сантиметровый снег. Люди потянулись к подъемникам.

Фокус благодарит Марию Макарову, менеджера по маркетингу московского офиса Швейцарской Национальной Туристической корпорации, а также авиакомпанию "Люфтганза" за помощь в подготовке материала.

Все фото см. в №12 еженедельника "Фокус" от 16 декабря 2006 г.