Вавилон и другие

В 2006-м отечественный кинопрокат был отмечен умеренной скукой. Кассовые хиты, конечно же, встречались, но фильмов, которые запомнились бы надолго, не наблюдалось. 2007-й, похоже, обещает ситуацию исправить. Во всяком случае, несколько премьер нынешней зимы привлекают внимание хотя бы именами режиссеров

Related video

"Рокки Бальбоа", режиссер и сценарист Сильвестр Сталлоне
Премьера: 25 января

Талантливый боксер и нравственно безупречный Рокки Бальбоа, как думали многие, навсегда покинул нас 16 лет назад – ведь Сталлоне исполнилось 44. Но как только Слаю стукнуло 60, он решил, что свои легендарные перчатки Рокки повесил на гвоздь несколько преждевременно. И вот, как 30 лет назад, Бальбоа снова на ринге. Правда, этому предшествовали печальные будни пенсионера, который развлекает посетителей собственного ресторанчика рассказами о былых триумфах, каждое утро ходит на могилу жены, тоскует по отдалившемуся сыну и всячески пытается перебороть внутреннюю пустоту. Видимо, чтобы отправить ее хотя бы в кратковременный нокаут, Рокки и соглашается поучаствовать в благотворительном бое, где противник – ни много, ни мало – чемпион мира среди тяжеловесов.

Утративший популярность Сталлоне, безусловно, придумал удачный ход – напомнить о себе элегической и логически обоснованной историей о закате карьеры. Только на ринг ему, пожалуй, выходить не стоило. Грустнее, чем его партия в поединке с бодрым чемпионом, выглядят разве что отчаянные эротические экзерсисы 48-летней Шэрон Стоун в "Основном инстинкте-2".

"Вавилон", режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту ("Сука-любовь", "21 грамм"), сценарист Гиллермо Арриага ("Сука-любовь", "21 грамм", "Три могилы")
Премьера: 1 февраля

Гонсалес заявляет свой новый фильм как окончание своеобразной кинотрилогии, начатой "Сукой-любовью". Три картины связаны одной эмоциональной нитью, некой общей пронзительной идеей, наиболее мощно прозвучавшей в "Вавилоне". Кинодрама мексиканского режиссера, построенная на библейском материале, с философской образностью рассказывает, как просто сегодняшним людям утратить связи между собой. Трагическая история, случившаяся с американской супружеской парой в Марокко, – первое звено целой цепи событий, касающихся разных семей в различных частях света. Герои объединены обстоятельствами и разделены континентами, языками и культурой. Но каждый из них однажды поймет: именно семья дает спокойное и надежное пристанище в вихрях вавилонских столпотворений современного мира. В ролях – Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсия Берналь ("Наука сна", "Дурное воспитание", "Сука-любовь"), Кодзи Якусе ("Мемуары гейши"). "Вавилон" получил премию "Золотой глобус" в номинации "лучший фильм", три премии Канн-2006, включая приз за лучшую режиссуру, семь номинаций на "Оскар-2006".

"Кровавый алмаз", режиссер Эдвард Цвик, сценарист Чарльз Ливитт. Номинация на "Оскар-2006" "Лучший актер" (Леонардо Ди Каприо)
Премьера: 1 февраля

Прославившийся своим антиглобалистским посланием "Последний самурай" (с Томом Крузом в главной роли), Цвик выражает теперь сдержанно-гневный протест против гражданской войны в Сьерра-Леоне, развязанной ради контроля над добычей алмазов. Напряженные события происходят в 1999-м, когда конфликт между "революционными повстанцами" и правительством достиг апогея. Рыбак Соломон Ванди (Джимон Хунсу), спасая свою семью, попадает в рабство на алмазные копи. Он находит и прячет редкий розовый алмаз, который стоит сумасшедших денег. В итоге Соломон оказывается в тюрьме, где знакомится с родезийским наемником Дэнни Арчером (Леонардо Ди Каприо). Арчер, понимающий, что розовый алмаз – его последний шанс выбраться из Африки, обещает Ванди найти его семью, за что тот должен привести его к драгоценному камню. На пыльных и опасных дорогах своих приключений они встречают романтическую идеалистку Мэдди Боуэн (Дженнифер Конноли) – журналистку, стремящуюся вывести на чистую воду всех подряд.

Розовый самоцвет "исполняет" в драматургии картины роль так называемого "конфликтного алмаза". По словам режиссера, "это камни, вывезенные контрабандой из страны во время войны. Позже ими платят за оружие, повышающее смертность и разрушения в регионе: возможно, они составляют небольшой процент от мировых продаж, но, несмотря на это, индустрия стоит миллиарды долларов, за которые можно купить огромное количество оружия. В конце 1990-х некоторые международные организации дали имя этим камням, чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме. Они назвали их "кровавые алмазы".

Гражданская позиция бесстрашного Цвика привела к тому, что в ближайшее время спрос на драгоценности, в частности на алмазы и бриллианты, может снизиться. Во всяком случае, так считают некоторые аналитики алмазного рынка. А представитель крупнейшей в мире сети розничной продажи драгоценностей компании Tiffany, наоборот, уловил в "Кровавом алмазе" благородный посыл. По его мнению, фильм служит ужасающим напоминанием о том, что может происходить в индустрии добычи алмазов: "Мы надеемся, эта картина поможет поддержать усилия, направленные на искоренение ужасов, творившихся ранее".

"Черная книга", режиссер и сценарист Пол Верховен
Премьера: 15 февраля

Создатель главного, единственного и неповторимого "Основного инстинкта", знаменитый голландец Верховен, много лет работавший в Голливуде (причем столь успешно, что все его фильмы, кроме "Шоугерлз", удостоились сиквелов, которые, кстати, сам режиссер упорно отказывался снимать) вернулся на историческую родину. И посвятил ей военно-эротический триллер "Черная книга" – о немке еврейского происхождения, влившейся в движение Сопротивления и разыскивающей предателя, погубившего ее семью. 70-летний постановщик уверяет, что его новый фильм совершенно не вписывается в голливудскую киномодель, которая "лишена полутонов. Зритель должен мгновенно начать симпатизировать положительному герою, который никогда не совершает ошибок. "Черная книга" не такая. Плохие парни в ней оказываются не такими уж плохими, а хорошие – не такими уж хорошими. Я давно мечтал снять подобную картину после 20 лет работы в Голливуде. Я хотел сделать что-то… аморальное. Фильм, который обошелся бы без морали, вообще бы о ней не заботился! Хотел просто показать людей такими, какими их вижу. А какая у них мораль, мне совершенно наплевать. Мне хотелось хоть на время забыть о политкорректности, которая правит бал в голливудском кино. Поставить на ней крест!". Так Верховен и сделал. А американские киноакадемики, в свою очередь, поставили крест на "Книге", не включив ее в оскаровскую номинацию "Лучший иностранный фильм". Распределители "золотых дядюшек" на "аморалку" еще могут закрыть глаза, но на отсутствие политкоррекности – никогда.

"Ложное искушение", режиссер Роберт Де Ниро, сценарист Эрик Рот ("Мюнхен", "Форрест Гамп")

Премьера: 22 февраля

Эпическое полотно о холодной войне и становлении ЦРУ, снятое актером, не единожды отметившимся в эпических полотнах других режиссеров ("Однажды в Америке" Серджо Леоне, "ХХ век" Бернардо Бертоллуччи, "Крестный отец" Фрэнсиса Копполы, "Казино" Мартина Скорсезе). Как постановщик, Де Ниро удачно дебютировал в 1993-м с "Бронкской историей". И в "Искушении" он вновь демонстрирует режиссерское мастерство, подкрепленное талантом актера сложного психологического амплуа. Фильм разворачивает абсурдную историю послевоенного мира, сходящего ума от страха и подозрительности. Главный герой Эдвард Уилсон (Мэтт Дэймон) – один из лучших агентов ЦРУ – вышел из тайной молодежной организации "Череп и кости", воспитывавшей идеологов и лидеров будущей холодной войны. Изнурительные баталии с "врагами Америки", в частности с хитроумными советскими кагэбистами (а в "Искушении" они по-настоящему сильны и коварны, в отличие от тех идиотов, которые постоянно попадаются непобедимому Джеймсу Бонду), доводят Уилсона до нервного истощения. Он перестает верить всем – родным, близким и собственной тени. Все это сложное историко-политико-драматическое великолепие разыгрывает батальон первоклассных звезд: помимо Дэймона и самого Де Ниро, еще и Анджелина Джоли, Алек Болдуин, Джо Пеши, Владимир Машков (всего в картине задействовано 120 актеров мирового кино).