Берега понта

Отдых на сверхдорогой яхте в акваториях Днепра или Черного моря сравним с ездой на Lamborghini по украинским дорогам. Он преследует лишь одну цель — подчеркнуть статус владельца. У нас нет ни яхт-сервиса, ни настроенных на покупку яхт кредитных программ. Тем не менее, наши скромные воды бороздят суда, сделавшие бы честь и Средиземноморью, и Багамам с Гавайами

Related video

Один из самых престижных в стране яхт-клубов, где швартуют свои суда народные депутаты, банкиры и высокопоставленные чиновники, носит скромное название "Маячок". Он расположен на Жуковом острове — в черте Киева, вниз по Днепру.

При въезде туда висит табличка с перечеркнутым фотоаппаратом. Клуб считается закрытым: его члены не желают огласки своего увлечения.

Миновав пустующую площадку ресторана и автостоянку с парой родстеров, спускаемся к причалу. На воде покачиваются два десятка моторных яхт (которые в народе называют катерами), на полированных бортах играют солнечные блики. Их силуэты не менее хищны, чем у эсминцев, а воплощенная в них инженерная мысль впечатлила бы и создателей атомоходов. Среди этих корабликов нет ни одного дешевле 500 тыс. евро.

Мелким яхтам здесь не место: у них небольшие топливные баки, которые пришлось бы заливать из канистр прямо на причале. А с бензиновой вонью и масляными пятнами здешние "моряки" мириться не намерены. Сами они берут топливо на водной заправке в столичном районе Оболони, в нескольких километрах вверх, за один подход заливая тонну горючего.

Марины и деньги
Загорелые люди на причале "Маячка" — нанятые капитаны; судовладельцы же в яхт-клуб наведываются нечасто.

— Я вообще никого из них не знаю, — рассказывает Богдан, раньше ходивший на грузовых судах, а ныне работающий в "Маячке". — Хозяева могут неделями здесь не показываться, а когда приезжают, то катаются всего несколько часов.

Такой интерес к собственным яхтам объясняется просто: полноценно отдохнуть на дорогом и требующем соответственного обслуживания судне в Украине невозможно из-за отсутствия яхтенной инфраструктуры. Смысл отдыха заключается в путешествии от одной бухты к другой. Для этого идеально подходит побережье Средиземного моря, изобилующее маринами — оборудованными стоянками, где можно подключиться к электричеству, провести ремонт, заправить бак, купить продукты, переночевать в отеле или сходить в ресторан.

— Подобная инфраструктура есть в Испании, Греции, Италии, Хорватии, отчасти в Турции, — подчеркнул владелец фирмы "Промтранс" (официальный дилер итальянской компании Azimut Benetti, строящей яхты) Юрий Непокрытый. — Но на Крымском побережье, не говоря уже о Днепре, такого сервиса нет, и в ближайшие пять лет не будет.

По мнению г-на Непокрытого, этому есть несколько причин. Во-первых, Украина — не Италия: нашему человеку ничего не стоит запастись ящиками с провиантом, канистрами с топливом и всем остальным, что может понадобиться в пути. Во-вторых, Черное море — не Средиземное: украинские пограничники останавливают яхтсмена едва ли не ежечасно. В-третьих, многие владельцы дорогих яхт не нуждаются в сервисе, потому что даже не собираются выходить на большую воду. Яхта для них — лишь символ величия:

— Люди, купившие яхту для демонстрации своей значимости, сейчас ищут, кому бы продать судно. Ведь за дорогой лодкой нужно ухаживать, консервировать ее на зиму — все это стоит немалых денег. В результате яхта превращается в затратную статью. Сегодня вторичный рынок яхт пошел уже по третьему кругу.

Киевская компания "Промтранс" в год продает до 10 яхт, большинство — по цене от $500 тыс. до $1млн. Всего в Украине представлено 5 основных мировых яхтенных брендов, которые в общей сложности продают украинцам до 40 лодок в год (например, в США только одна Azimut Benetti сбывает 200). При этом многие соотечественники покупают яхты за рубежом и не ввозят их в страну, предпочитая Средиземное море или Атлантический океан. Причем — не только из-за хорошего сервиса в упомянутых водах, но и потому, что ввезти яхту в Украину — крайне дорогая затея. Ведь в этом случае 44% к ее стоимости добавляют таможенное оформление и налоги. Плюс страховка и транспортные расходы. В результате, за судно ценой в $750 тыс. украинец, желающий держать его дома, вынужден заплатить $1  млн. Именно поэтому большинство дорогих яхт в Украине ходят под флагами офшорных государств.

Хоть цены и заоблачные, Юрий Непокрытый уверен, что хорошая яхта может и должна быть доступной. Европейцы свои лодки стоимостью $1  млн. покупают благодаря лизинговым программам и выгодным кредитам, но в Украине системы кредитования яхт не существует. И наши банки можно понять: нет компаний, которые брались бы страховать яхты, нет служб, которые могли бы оценивать состояние лодок, нет базы запасных частей.

Маленькое судно строят 8-12 месяцев, большое — 3-4 года, так что даже тот, кто при деньгах, не получит хорошую яхту сразу. Ближайшую у Azimut Benetti возможно купить только в 2011 г., такие же очереди и на других верфях.

— Некоторые готовы платить и 60-70  млн. евро, но все равно вынуждены ждать, — отмечает Юрий Непокрытый.

Самая дешевая яхта от Azimut Benetti стоит 450 тыс. евро, самая дорогая — 11 млн.

Цена на мегаяхты (их длина свыше 50  м) может доходить и до 100  млн. евро — все зависит от проекта.

Пластик и красное дерево
С парусными яхтами все обстоит проще, но — ненамного. Сейчас в стране немало частных верфей строят парусники с деревянными корпусами. Впрочем, по мнению Павла Лебедева, долгое время работавшего с элитными судами на финской судоверфи, деревянные лодки — вчерашний день. В Европе они давно не пользуются спросом из-за своей тяжести и долгостроя.

— Когда мы с николаевскими ребятами сделали в Финляндии свою первую пластиковую яхту, просто смеялись, — поделился мастер. — Она казалась нам игрушкой. Шеф дал мне молоток и говорит: бей в борт. Я долго отказывался, но в итоге ударил. Оказалось, что после шестисуточной термической обработки пластик превосходит в прочности сталь.

Производство стеклопластиковых яхт приносит солидную прибыль: себестоимость лодок финской судоверфи — 168 тыс. евро, а продают их за 460 тыс. Спрос колоссальный: за финскими яхтами от известного дизайнера Роджера Мартина всегда стоит очередь. Павел Лебедев утверждает, что именно финны строили яхты для Виктора Януковича и Георгия Кирпы. Херсонская судоверфь "Марина груп" от традиционного материала не отказывается: тут строят яхты длиной от 12 до 35  м из красного дерева. По словам директора предприятия Владимира Николаева, такое строительство не только трудоемкое, но и необычно дорогое:

— Мы используем такие ценные породы дерева: кхая, сипо, тик — их стоимость порой доходит до 25 тыс. евро за куб.

Владимир Николаев рассказывает: у яхты из красного дерева много преимуществ. Она долговечна — красное дерево после специальной обработки может служить дольше столетия. В деревянном корпусе нет конденсата, запаха пластмассы, комфортнее, лучше тепло- и звукоизоляция.

Объемы производства частной судоверфи пока невелики — на воду спущены четыре яхты, еще пять — строятся.

Павел Лебедев вспоминает, что финн долго не хотел отпускать украинских мастеров в родной Николаев, а когда те все же уехали, решил перенести бизнес в Украину. Но здесь он столкнулся с такими препятствиями, что вести дела ему быстро перехотелось.

Возможно, эти препятствия и по зубам людям, чьи яхты швартуются у наших причалов. Но и те, кто эти суда строит, и те, кто их водит, утверждают: золотоносный ресурс в виде выхода к Черному морю и протекающей через всю страну полноводной реки пока простаивает.

О сложных вещах, которые делают с яхтами попроще

Умнее шахматистаФокус

На своей четырехместной яхте класса Melges г-н Гуреев тренируется в акватории Киевского моря. Сам шкипер парусным спортом начал заниматься в восемь лет.

— Признаюсь, времени на учебу не хватало. А парус требует полной самоотдачи, — говорит нардеп, ныне возглавляющий федерацию парусного спорта Украины.

Неоднократный победитель международных регат Василий Гуреев тщательно следит за своим весом — он не должен превышать 90  кг, иначе об участии в соревнованиях можно забыть. Спортсмен взвешивается по три раза в день, и когда замечает, что потяжелел хотя бы на 100 г, усиливает утреннюю зарядку.

— Если и физические упражнения не помогают — просто прекращаю есть, — улыбнулся он.

Сейчас народный депутат готовится к соревнованиям в Дании. По его словам, шансы на победу велики: в парусном спорте сильнее украинцев лишь австралийцы и французы. Наши в любой регате берут призовые места.

Василий Гуреев убежден, что яхтсмен в минуту принимает значительно больше решений, чем шахматист. Он видит ветер в цвете: его плотность, потоки. Когда паруснику приходится лавировать против ветра, без таких навыков не обойтись.

— Мы соревнуемся с королями, наследными принцами, — без тени хвастовства рассказывает Василий Гуреев. — Для них яхтинг — это не мода, не статусный спорт. Просто человек, который однажды ощутил себя яхтсменом, уже никогда не вылезет из лодки, будь он хоть президентом, хоть королем.

Яхта Ее Величества