Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Russian bordel. Интервью с Владимиром Спиваковым

Russian bordel. Интервью с Владимиром Спиваковым
Накануне концерта в Киеве российский дирижёр и скрипач Владимир Спиваков рассказал Фокусу о первом в жизни выступлении, опыте разгрузки арбузов и боксёрских победах
000

Завтра, 9 ноября, зал Национальной филармонии заполнят полтысячи представителей украинского истеблишмента, а на сцену выйдут будущие звёзды классической музыки из Украины и России. Концерт юных исполнителей «Единый мир творчества» организован «Виртуозами Москвы» под управлением Владимира Спивакова вместе с Фондом социальных инициатив. «Сегодня отношения наших стран нельзя назвать идеальными. Это не может не тревожить. Хочется сделать так, чтобы вокруг было как можно больше добра. Музыка – одно из самых сильных его орудий, она может выразить то, что бессильно выразить даже слово», – сказал маэстро.

– Russian bordel – так характеризовал ваши деловые способности импресарио Мишель Глотц. Как вы при этом умудряетесь возглавлять два оркестра, Московский дом музыки и Международный благотворительный фонд?

– Когда Мишель заходил ко мне в кабинет и видел натюрморт на рабочем столе, он говорил, что это russian bordel. Ну не дружу я с бумагами! Не складываю их, не храню, не собираю фотографии и газетные вырезки. Иногда забываю даже чек за концерт взять. Не могу сказать, что легко руководить одновременно всем. Не всё проходит гладко. Иногда в моём расписании случаются накладки, и получается так, что в один день я должен быть в Париже и в Астрахани. А однажды мне и вовсе пришлось снять 50 концертов на Западе. Всё это и заставляет импресарио переживать.

– Во время первого в жизни выступления на публике вы развеселили зал тем, что, выйдя на сцену, положили скрипку на рояль и деловито подтянули штаны. С тех пор никогда не возникало желания повторить этот жест в зале, заполненном статусной публикой?

– Тогда мне было всего шесть лет. Я был маленьким, просто крошечным. На выступление я надел новые штаны, которые немного спадали. И подтягивал их не только перед выступлением, но и во время. Прижимал скрипку к плечу подбородком и, продолжая играть, то и дело подтягивал штаны левой рукой. Сейчас всё изменилось – приходится держать себя в форме и заботиться о том, чтобы штаны не оказались малы.

– Вашу биографию украшают, мягко говоря, не совсем типичные для музыканта эпизоды. То вы убегали из интерната при Центральной музыкальной школе, чтобы подработать грузчиком, то отправляли в нокаут распоясавшихся хулиганов. Что это – фатализм или безответственное отношение к главному инструменту скрипача – рукам?

– Безответственность, протест, который всегда возникает у детей, обстоятельства, неспособность пройти мимо несправедливости – всё вместе. В интернате нас кормили на 56 копеек в день, и мы просто недоедали. Однажды ночью с приятелем Женей Луцковским мы сбежали по пожарной лестнице и пошли подрабатывать – разгружать арбузы на станции Москва-Сортировочная. Платили три рубля за смену. Потом пошли в «ночнушку» – закусочную в Хрустальном проезде, около МХАТа, где собирались разношерстые ночные обитатели: таксисты, военные, проститутки. Там ели сосиски с капустой, и это было невероятно вкусно. Подрабатывали мы потом регулярно. Покупали сосиски, пельмени с уксусом и горчицей. Я до сих пор всё это люблю. И до сих пор вспоминаю время учёбы в интернате с удовольствием. В нашей комнате жили 18 человек, у нас были самые разные интересы. Это моя страна детства, с которой я никогда не расстанусь. Как корни у дерева – куда бы его ни пересаживали, оно всегда помнит первое место. Тем, кому удаётся сохранить в себе это детство, очень повезло.

– Корни вашего увлечения боксом – оттуда же родом?

– Боксом я начал заниматься, потому что был тщедушным. В какой-то момент что-то во мне стало протестовать против того, чтобы другие мальчишки били меня или моих друзей. Я об этом не жалею, потому что полученные навыки пару раз спасали мне жизнь. Мой учитель, профессор Юрий Исаевич Янкелевич, не одобрял моё увлечение, но большой угрозы для рук бокс не представлял – во время тренировок все пальцы бинтуются, и это спасает их от повреждений. Другое дело – когда приходится драться с хулиганами. Как, например, в Буэнос-Айресе, в аэропорту, перед рейсом в Рио. В самолёт ввалилась компания подвыпивших французов, и они стали приставать к пассажирам. Один всё время наваливался на женщину с грудным ребёнком. Когда я вижу, что ребёнок в опасности, у меня внутри всё переворачивается. Я обратился к нему на французском – он не отреагировал. Потом швырнул в него букет цветов. И этот аргумент не подействовал. Пришлось как следует ему врезать, но руки всё-таки постарался сберечь, поэтому ударил левой в печень. Он был здоровенный и пошёл на меня как танк. Пришлось врезать ещё раз. Мои совершенно обалдевшие музыканты схватили бугая сзади и буквально повисли на нем. Вылет задержали на час. Он так разбушевался, что пять человек с трудом вывели его из самолёта.

– Какой рингтон стоит на вашем мобильном телефоне? Что вы чувствуете, когда рядом раздаётся звонок мобильного телефона с музыкальной фразой из классики?

– Сам я ничего не ставил. Сати (супруга Владимира Спивакова. – Фокус) поставила мне на мобильный голос Андрея Миронова: «Молчите, молчите, прошу, не надо слов». А звонок на втором телефоне в традиционном ля мажоре. На рингтоны других людей обращаю внимание, только если они звучат у меня на концерте. Однажды я прервал исполнение и повторил раздавшуюся из телефона мелодию на своей скрипке. Зал откликнулся хохотом. Иногда лучше посмеяться, чем бросить негодующий взгляд.

Сближение под музыку

Выступление «Виртуозов Москвы» в Киеве пройдёт при поддержке Фонда социальных инициатив инвестора и бизнесмена Кирилла Дмитриева. Как признаётся г-н Дмитриев, его крайне беспокоит, что «многие украинские политики продолжают наносить серьёзнейший урон Украине, разрушая экономические связи с Россией». Он считает, что Украина вышла из кризиса быстрее, если бы смогла объединить усилия с Россией по ряду направлений. Толчком к экономическому сближению, по мнению Кирилла Дмитриева, могут стать яркие культурные события, поскольку «они помогают вспомнить о нашей общности и о наших талантах, о позитивных эмоциях и новых идеях». «Именно музыка способна влиять на поступки людей, менять подходы к решению проблем, дарить новые идеи», – говорит бизнесмен. Музыка сыграла решающую роль и в судьбе самого Кирилла Дмитриева. «Когда я окончил Гарвардскую школу бизнеса и размышлял, оставаться ли работать на Западе, или вернуться в Россию и Украину, решение пришло как раз на концерте юных музыкантов из Благотворительного фонда Спивакова, – рассказывает он. – Я остро почувствовал и гениальность наших народов, и сложности, мешающие гениальности перерасти в качественную жизнь для большинства, и роль одного человека, который может кардинально изменить множество судеб, дав музыкантам шанс и сделав нас добрее. Гений Спивакова может заставить нас задуматься о том, как созидать, а не разрушать».

Сергей Птицын, для Фокуса

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.