Ошибка Маска. Чем обернется взрыв ракеты Falcon 9

Пуск ракеты Falcon 9 / Фото: naked-science.ru
Пуск ракеты Falcon 9 / Фото: naked-science.ru

Журналист Time Джефри Клагер о том, что сегодня препятствует освоению космоса, и насколько разрушительной окажется авария американской ракеты Falcon 9 для будущего Международной космической станции

Related video

Авария американской ракеты Falcon 9 производства компании SpaceX Элона Маска произошла в воскресенье через три минуты после запуска. Это привело к потере корабля Dragon с грузом для Международной космической станции. От ракеты ничего не осталось — она разлетелась на куски и упала в Атлантический океан недалеко от побережья Кейп Канаверал. В NASA этот провал назвали "нештатным стартом", позднее назвав его "разочарованием".

"Мы будем работать в тесном сотрудничестве с SpaceX, чтобы понять, что произошло, решить проблему и восстановить то, чего лишились, — сказал представитель NASA. — Это напоминание о том, что космические полеты — невероятно сложная задача, но мы выносим урок из каждого успеха и каждой неудачи".

Сам Маск был чуть более откровенен: "С Falcon 9 были проблемы еще до запуска. Подробности сообщим, когда разберемся". Точнее всех описал случившееся астронавт Скотт Келли, завершающий сейчас третий месяц своего годичного марафона на борту Международной космической станции: "Видел запуск Dragon. Печальный провал. Освоение космоса — сложное дело".

Освоение космоса, действительно, дается недешево. В апреле грузовое транспортное средство "Русский Прогресс", перевозившее тысячи фунтов оборудования и расходных материалов на орбиту, вышло из-под контроля и сгорело вместе с грузом.

В октябре 2014 года ракета "Антарес" — созданный Маском грузовой конкурент детища Orbital Sciences — взорвалась всего в шести секундах полета от площадки. Однако взрыв Falcon 9 обойдется дороже всех. Разрушенный Dragon вез первую из двух частей конструкции, которая должна была соединиться на орбите с модулем Harmony и стать узлом крепления для частных кораблей в 2017 году.

Маск переживает свой первый крупный провал. Освоение космоса всегда было трудным делом. Иногда даже слишком

Две компании получили контракты на строительство нового Craft SpaceX: "Драгон Крафт" делает орбитальную часть, а Боинг — новый движущий механизм, который назвали CST-100. Насколько разрушительным окажется этот удар для будущего станции не ясно. Экипаж пока вне опасности. В июле после запуска экспедиционного корабля из Казахстана количество людей на борту должно увеличиться с трех человек до шести. Риска нехватки предметов первой необходимости, таких как продукты питания, вода, кислород, пока нет. Однако роскошь вроде передачи личных посылок от членов семьи и свежих фруктов возможна только при условии успешной организации регулярных грузовых перевозок.

Белый дом, да и NASA в своей космической стратегии сделали ставку на плавный переход к частным поставщикам для полетов в низкой околоземной орбите. Таким образом можно было бы "разгрузить" космическое агентство, чтобы сосредоточиться на беспилотных миссиях к планетам и в конечном счете пилотируемых полетах в далекий космос. Последовательные неудачи по Orbital Sciences и SpaceX не прибавляют уверенности в реалистичности этого плана.

Определенную роль здесь сыграла и геополитика — натянутые отношения между Вашингтоном и Москвой. Заземляя шаттлы, США полностью зависят от российских ракет "Союз", доставляющих астронавтов в космос.

В ответ на американские и европейские санкции в отношении российской банковской системы и зарубежных активов, вызванные вторжением в Украину, вице-премьер-министр России Дмитрий Рогозин съязвил: "Проанализировав санкции против нашей космической отрасли, я предлагаю США доставлять своих астронавтов на Международную космическую станцию, используя батут". Рогозин блефует. Россия получает от США за полеты на "Союзе" более $70 млн. Учитывая серьезность нынешних финансовых проблем, Кремль явно не намерен отказываться от живых денег. Это заявление вызвало волну возмущения в США. Ни в Вашингтоне, ни в NASA теперь не хотят прибегать к помощи россиян в тех случаях, когда этого можно избежать.

Впрочем, все это вопросы завтрашнего дня. Сегодня Маск переживает свой первый крупный провал. Копается в телеметрии своей ракеты и пытается понять, что пошло не так. Не он первый вынужден проводить такое послеполетное вскрытие, не он последний. Освоение космоса всегда было трудным делом. Иногда даже слишком.

Перевод: Марии Бондарь