Суд идет. Как международные трибуналы расследуют громкие преступления

Заседание Совета безопасности ООН / Фото: Getty Imades
Заседание Совета безопасности ООН / Фото: Getty Imades

Накануне заседания Совбеза ООН, где будет рассмотрена возможность создания трибунала по делу о крушении боинга над Донбассом, Фокус вспомнил, какие преступления рассматривали международные суды

Related video

На днях министр иностранных дел Украины Павел Климкин отправился на заседание Совета безопасности ООН лоббировать решение о создании международного трибунала по делу крушения малайзийского боинга в июле прошлого года в Донецкой области. Против создания трибунала категорически настроена российская сторона, а постпред России в ООН Виталий Чуркин не раз заявлял, что его страна собирается наложить вето на это решение. И даже если международный уголовный трибунал будет создан, не стоит надеяться на быстрое наказание преступников. Процедура расследования в международных судах обычно занимает годы, а то и десятилетия.

Fullscreen

Фото:news.tut.by

Уйти от правосудия, как Милошевич

Какими затяжными могут быть расследования международных трибуналов, показывает судебный процесс по делу бывшего президента Югославии Слободана Милошевича. Обвиняемый скончался в тюрьме трибунала, так и не дождавшись оглашения приговора. Милошевича судили за геноцид, преступления против человечности и военные преступления, совершенные во время войн в Югославии в 1991 ‒ 2001 годах.

Сам Международный трибунал по бывшей Югославии был создан в 1993 года, а вот дело на самого Милошевича завели только в 1999-м. Расследование преступлений бывшего президента вели почти четыре года, а судебное рассмотрение не закончилось в связи со смертью обвиняемого в 2006 году. Помимо дела Слободана Милошевича трибунал расследует преступления ряда других высокопоставленных чиновников бывшей Югославии. Ожидается, что Международный трибунал завершит свою работу только к 2017 году.

Ливанский вариант



Fullscreen

Для расследования террористического акта в Ливане, который в 2005 году привел к гибели 22 человек, власти страны совместно с Советом безопасности ООН решили создать специальный трибунал. Среди погибших в теракте был и премьер-министр Ливана Рафик Харири, чья гибель и стала основанием для проведения международного расследования. Главными подозреваемыми в преступлении являются пять активистов шиитской партии "Хезболла".

Специальный трибунал по Ливану начал работать лишь через четыре года после теракта — в 2009 году. А слушания по делу обвиняемых началось в 2014-м и продолжаются до сих пор. В январе 2015-го Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун еще на три года продлил мандат ливанского трибунала, так что до приговора дойдет нескоро.

Алмазный диктатор Либерии

Бывший президент Либерии Чарльз Тейлор может похвастать тем, что стал первым в истории главой африканского государства, которого осудил международный судебный орган. Специальный суд по преступлениям в Сьерра-Леоне в мае 2012 года приговорил Тейлора к 50 годам лишения свободы.

Бывшего главу Либерии признали виновным в поставках оружия в обмен на алмазы подконтрольным ему повстанцам в Сьерра-Леоне. Несмотря на то, что суд в итоге смог доказать виновность подозреваемого, процесс над бывшим главой Либерии длился шесть лет.

А сам Специальный суд по Сьерра-Леоне был создан еще в 2000 году по просьбе президента Ахмеда Кабба для помощи в организации расследований преступлений, произошедших во время гражданской войны в регионе. За время существования суда были расследованы дела 22 обвиняемых, из которых только 9 отбывают наказание.

Неуловимый президент

Международный уголовный суд уже семь лет пытается арестовать президента Судана Омара аль-Башира. В международном праве выдача ордера на арест действующего главы государства — беспрецедентный случай.



Fullscreen

Омар аль-Башир обвиняется в истреблении, насильственном переселении и массовых изнасилованиях мирного населения западной провинции Дарфур. По данным ООН, с 2003 года в ходе конфликта по вине Омара аль-Башира в регионе погибло 300 тысяч человек. Задержать африканского диктатора международным правоохранителям по сей день не удается. Это связано с тем, что Судан до сих пор не ратифицировал Римский статут, требования Международного уголовного суда эта страна может не выполнять. Именно это дает возможность аль-Баширу уже 22 года одновременно занимать посты президента и премьер-министра Судана и совершать официальные визиты в страны Лиги арабских государств и Африканского союза, которые в свое время осудили решение МУС.

Если Международный уголовный суд возьмется расследовать дело малайзийского боинга, вероятность того, что все пойдет по "суданскому сценарию", весьма велика. Дело в том, что Россия, как и Судан, еще не ратифицировала Римский статут, следовательно, выполнять решения МУС российские правоохранительные органы не станут.

Фемида тоже проигрывает



Fullscreen

Бронза среди лидеров африканских стран, преследуемых международными судами, достается президенту Кении Ухуру Кеньятты. Его обвиняют в совершении преступлений против человечности во время политических конфликтов в 2007–2008 годах. Президентские выборы 2007 года стали началом кризиса, который со временем перерос в межэтнический конфликт. В частности, Международный уголовный суд обвиняет Кеньятты в обстреле с трех военных вертолетов толпы митингующих, что привело к гибели 2,5 тыс. человек. Расследование этого дела длилось более шести лет, за это время кенийцы даже успели переизбрать Ухуру Кеньятты на второй президентский срок в 2013 году. А в 2014-м прокурорам Международного уголовного суда пришлось отозвать свои обвинения против африканского президента из-за неубедительности собранных доказательств.

Злополучные боинги

Fullscreen

Трагедия с малайзийским боингом по масштабам напоминает взрыв Боинга-747 в Шотландии в 1988 году. Американский авиалайнер совершал полет из Лондона в Нью-Йорк, но до пункта назначения так и не долетел. Террористы взорвали самолет, лишив жизни 270 пассажиров из 20 стран.

Расследованием этого террористического акта, однако, занялись не международные суды, а шотландская полиция совместно с ФБР. Уже через три года виновных в организации теракта нашли, но судить их оказалось не так просто. Обвиняемыми были два гражданина Ливана, один из которых, Али Махмеда Аль-Меграхи, приходился двоюродным братом ближайшего соратника главы государства Муаммара Каддафи. Ливийские власти согласились выдать подозреваемых только в 1999 году, а окончательный вердикт шотландский суд вынес в 2001 году, приговорив Аль-Меграхи к пожизненному заключению, тогда как второй подозреваемый был признан невиновным. Каддафи признал ответственность своих граждан за теракт только в 2003 году, после 12 лет действия экономических санкций против Ливии.

Фото: m.lenta.ru, pda.top.rbc.ru, AP