Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса
Экологически чистое враньё. Почему скандал с Volkswagen может уничтожить дизельные автомобили

Экологически чистое враньё. Почему скандал с Volkswagen может уничтожить дизельные автомобили

Разоблачённая афера концерна Volkswagen грозит похоронить не только крупнейшего в мире автопроизводителя, но и репутацию всего немецкого бизнеса

000

Вборьбе за ведущие позиции Volkswagen последние годы вёл отчаянную борьбу с конкурентами из Toyota, и в первом полугодии 2015-го японцев таки удалось обойти, продав на мировом рынке 5,04 млн авто — больше всех. Но оказалось, что немцы нагло жульничали, приписывая своим автомобилям несуществующие качества. Выяснилось, что модели с дизельными двигателями представляют собой мини-фабрики по производству вредных атмосферных выбросов — экологические тестовые замеры хитро фальсифицировались. На улаживание скандала уйдут десятки миллиардов. Ни о каком лидерстве речь больше не идёт, выжить бы.

Чудо инженерной мысли

А вывели немцев на чистую воду вовсе не конкуренты-японцы, а американцы. В США традиционно не очень доверяют дизельным двигателям, тут они ассоциируются с допотопными чумазыми механизмами индустриального века. Выходя на огромный американский авторынок, европейцы вынуждены преодолевать этот местный стереотип: в 2008 году в Business Week вышла даже промостатья под названием "Это не старый отцовский дизель". И всё равно, хотя пол-Европы перешло на дизель, сильно экономящий топливо, в Штатах их примеру последовали считаные проценты водителей: от одного до пяти, по разным источникам. С другой стороны, какие рыночные перспективы! Были, до нынешнего скандала.

Наказание за невиданных масштабов жульничество может привести к остановке производства "народных автомобилей"

Представители независимой экологической группы "Международный совет по чистому транспорту" обратились в Центр альтернативных двигателей при Университете Западной Вирджинии, чтобы тамошние специалисты протестировали уровень выбросов европейских дизельных автомобилей. Причём не только на стенде, но и в условиях обычной эксплуатации, на маршруте Сан-Диего — Сиэтл. Результат шокировал. Volkswagen Jetta и Passat давали отличные экологические показатели в лабораторных тестах, но на обычной трассе словно сходили с ума: выбросы оксида азота подскакивали в 10–40 раз выше нормы!

Исследователи передали полученные результаты в EPA — американское Агентство по охране окружающей среды, а то потребовало объяснений от концерна-производителя. После нескольких месяцев увиливаний Volkswagen признал тотальное надувательство. Специальный модуль, призванный оптимизировать выбросы двигателя в зависимости от режима работы, был хитроумно настроен таким образом, чтобы определять режим тестирования — тут дизель вёл себя безукоризненно. А в режиме обычной эксплуатации, без предполагаемого надзора, всякие ограничения на выбросы отключались, увеличивая мощность двигателя.

"Будем честны: наша компания обманывала Агентство по охране окружающей среды и всех вас, — признался глава американского отделения Volkswagen Михаэль Хорн. — Говоря по-немецки прямо, мы полностью облажались".

Корпоративные отравители

Масштаб скандала соответствует масштабу проблемы: обманным устройством с 2009 года оборудовались двухлитровые турбированные двигатели EA189 стандарта Евро-5, установленные на 11 млн машин собственно Volkswagen — Golf, Beetle, Jetta и  Passat — и других марок концерна: Audi, Skoda и Seat. Только по самой Германии бегает 2,8 млн таких машин. За это время в атмосферу, в лёгкие людей, в почву и воду ушли тонны отравы. Выхлопы оксида азота, сгорающего в бензиновых двигателях, — главная проблема дизельных двигателей. Они наносят больший урон здоровью человека, чем углеродные выбросы, и именно они в виде двуокиси азота образуют городской смог, только в Лондоне убивающий около трёх тысяч человек в год.

Сборка двигателей EA189 "с секретом", принёсших столько прибыли, а теперь разоряющих Volkswagen

Конечно, руководство концерна знало о мошенничестве. Пока следствие устанавливает всю цепочку ответственных лиц, уже стало известно, что фирма Bosch, чьё программное обеспечение было использовано для обмана, в одном из документов специально предупреждала, что её разработка не может быть использована при повседневной эксплуатации двигателя, это было бы незаконно.

Сознательно идя на аферу, Volkswagen легко решал сложную задачу. Дизельный двигатель даёт высокую экономию, он почти на треть производительнее бензинового на единицу топлива. Но при этом чем больше мощность, тем выше опасные выхлопы. Система борьбы с выхлопами удорожает машину, снижает мощность и повышает расход топлива, убивая главное пре­имущество. Кроме того, она заметно снижает срок эксплуатации двигателя и требует его регулярного технического обслуживания. Всё это снижает потребительский интерес к дизельному автомобилю у требовательных покупателей. Небольшой трюк будто бы снимает эту проблему: идеальное сочетание мощности, экономичности и экологичности. Покупатели и не догадываются, что травят себя и окружающих.

Но теперь, поняв, как их жестоко обманули, клиенты в ярости. По всему миру началась охота на Volkswagen.

600
тыс. человек

численность персонала Volkswagen
по всему миру

60
млн евро

может составить компенсация Мартину Винтеркорну, гендиректору концерна, за досрочное расторжение контракта

Они ответят за всё

Отзыв и переоборудование 11 млн автомобилей влетит концерну в копеечку, пока на это рассчитывают потратить около $7 млрд. Но масштабного и сознательного нарушителя экологических норм жаждет привлечь к ответственности и EPA. Если американские природоохранители потребуют наказания по максимуму, сумма штрафа может составить $18 млрд — из расчёта $37,5 тыс. за каждый проданный в США автомобиль. Volkswagen, конечно, очень небедная компания, за весь 2014 год она получила прибыль в $12 млрд, а финансовая "подушка" безопасности компании оценивается в $28 млрд.

Но на этом всё не заканчивается, а только начинается, потому что посыпались индивидуальные и коллективные иски к концерну-мошеннику, обманувшему потребителей. Найдутся и те, кто потребует компенсировать потерянное здоровье. Плюс по всему миру остановились продажи дизельных автомобилей марок, связанных с Volkswagen, а к претензиям американских надзорных органов присоединились их коллеги из других стран, что означает дополнительные штрафы.

Рыночная стоимость концерна рухнула на 40% и продолжает падать, только на этом он потерял уже $34 млрд.    

Аналитики Credit Suisse оценили общую сумму потенциальных потерь Volkswagen от скандала в $86 млрд. Тяжело представить, как от такого удара можно будет оправиться. Недаром сентябрьский номер журнала Spiegel вышел с обложкой, на которой изображена похоронная процессия, где в качестве гроба, украшенного венками, несут авто Volkswagen. И заголовок: "Само­убийство".

Неправильные немцы

Volkswagen уволил руководство, срочно меняет структуру управления, а в ведущих газетах Германии выкуплены полосы под извинения: "Мы делаем всё, чтобы вернуть ваше доверие". Задача почти непосильная. Но беда в том, что от скандала страдает не только виновник, но и вся репутация немецкого бизнеса, и не только автостроительного.

Всего в автоиндустрии Германии задействовано 750 тысяч человек, и совокупные прибыли Daimler, BMW и Volkswagen превышают федеральный бюджет. Это не только основа, экономическая опора ФРГ, это в чём-то её лицо.

Ангела Меркель выступает в Вольфсбурге на головном предприятии концерна. Внимание к автопрому — в приоритете

Ангела Меркель, комментируя скандал, сказала, что это "недоброе событие с далеко идущими последствиями". А президент Европейского парламента Мартин Шульц, немецкий социал-демократ, назвал его "серьёзным ударом по всей немецкой экономике": "Тяжело поверить в степень безответственности и, возможно, даже преступную деятельность, имевшие место в этом случае".

Немцы, гордящиеся своими традициями щепетильной честности в бизнесе и неуклонного следования нормам, вдруг оказались совсем не такими. Особенно иронично выглядит теперь звание "зелёных машин года", которое получили фольксвагеновские модели Jetta в 2009 году и Audi A3 в 2010-м — они были оснащены теми самыми двигателями EA189. Green Car Journal, присуждающий эти звания, срочно отозвал свои награды.

Страна ещё не пережила шок после того, как пилот Lufthansa совершил самоубийство, унеся с собой жизни пассажиров, а знаменитая компания просто, как оказалось, пренебрегла проблемами его психического здоровья. И тут новое чудовищное свидетельство корпоративного неблагополучия. Выходит, большой немецкий бизнес совсем не безу­пречен, а порой просто морально ущербен.

Прощай, дизель?

Неожиданным пострадавшим в этом скандале может оказаться ни в чём не повинное "железо". С рынка могут быть вытеснены модели с дизельными двигателями как потерявшие доверие потребителей. И мало кому интересно, что дизельный Mercedes X5, участвовавший в том самом злополучном тестировании на трассе Сан-Диего — Сиэтл, зарекомендовал себя безупречно, пятно ложится на весь дизельный класс.

Кроме того, наверняка последует ужесточение экологических норм, для приведения к которым автопроизводителям придётся понести немалые затраты, которые они переложат на покупателя, окончательно хороня идею дешёвого дизельного авто.

К тому же скандал так неудачно совпал с разрекламированным выходом на рынок моделей Tesla, а в перспективе автомобиля Google. На этом фоне попытки продвинуть идеи обновлённого дизеля и вправду выглядят какими-то антиисторическими, даже если в техническом отношении эта идея вполне здравая. Но потребитель привык доверять своим ощущениям и ожиданиям, а не какому-то здравомыслию.

Так что с фрау Меркель можно согласиться: у этой истории далекоидущие последствия. Ай да Volkswagen.

Фото: Getty Images

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.