Победа, посвященная брату. Что означает триумф партии Качиньского на выборах в Польше

Президент Польши Анджей Дуда / Фото: segodnya.ua
Президент Польши Анджей Дуда / Фото: segodnya.ua

Партия Ярослава Качиньского "Право и справедливость" берет в Польше всю полноту власти. Ее кандидат Анджей Дуда победил в мае на президентских выборах. Сейчас, впервые с 1981 года, одна партия набрала парламентское большинство и сформирует правительство

Related video

Когда поздним воскресным вечером 25 октября Ярослав Качиньский стоял перед толпой сторонников, ожидавших от него победной речи, он сказал: "Господин президент, докладываю: задание выполнено". Обращался лидер ПиС не к действующему президенту Анджею Дуде, а к своему брату Леху Качиньскому, погибшему в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году. Рядом стояла Марта, дочь брата, с букетом желтых цветов. Для Ярослава политика давно уже стала личным делом.

Только свои и без левых

О том, что ПиС покажет высокий результат, было ясно давно, и эти ожидания подтверждались социологическим опросами. Но по всему выходило, что партии придется вступать в коалиционное соглашение. При некоторых раскладах не исключалось, что правительство будет формировать правящая ныне Гражданская платформа в союзе с новыми коалиционными партнерами. За месяц до выборов опрос Центра изучения общественного мнения (CBOS) давал ПиС 34%, а ГП — 30%.

Но результаты голосования оказались сенсационными: лишь 24% за ГП и 37,6% за ПиС. Это обеспечивает партии Качиньского 235 мандатов в сейме из 460 и снимает необходимость делить правительственные портфели с кем-то еще.

Другой сенсацией стало поражение левых сил. Победу им никто не прочил, но их присутствие в высшей политической лиге было само собой разумеющимся. В конце концов, еще в памяти десятилетие левого президента Александра Квасьневского, который в 2005 году передал пост Леху Качиньскому. Поражение с треском на майских президентских выборах Магдалены Огурек, которой даже модельная внешность не помогла набрать больше 2,4%, не мобилизовало польских левых. Да, они собрали новый предвыборный блок, но тем самым повысили планку прохождения в парламент: для блоков она 8%, в то время как для партий – 5%. "Объединенные левые" не добрали полпроцента до проходного барьера и оказались без депутатских мандатов. Впервые с 1921 года в сейме не будет левых.

Кстати, "Объединенных левых" вела в парламент Барбара Новацка, чья личная история связана с историей братьев Качиньских: ее мать, депутат сейма и бывший вице-премьер Изабела Яруга-Новацка, погибла в той же авиакатастрофе под Смоленском.

Fullscreen

Кандидат в премьер-министры Польши Ярослав Качиньский

Неправильные консерваторы

При всем пресловутом польском консерватизме – а нынешние выборы его подтвердили – ключевые политические силы, вступившие в борьбу за парламентские места, возглавили женщины. У левых это была Барбара Новацка, у ГП действующий премьер Ева Копач, а от ПиС победную кампанию провела Беата Шидло.

Впрочем, как минимум двух мужчин – лидеров прошедших в сейм партий тоже сложно назвать традиционалистами. Один из них Павел Кукиз — бывший рок-музыкант, поразивший всех на президентских выборах, набрав почти 21% голосов. Сейчас его выступление скромнее, но для антисистемной партии Кукиз"15, сделанной с нуля, 8,8% и 42 места в парламенте – приличный показатель. А Рышард Петру, либеральный экономист, который со своей партией "Современная Польша", созданной в мае, набрал 7,8%, считается перспективным политиком. Все-таки ПиС хотя и отражает нынешнее состояние польского общества, современной эту партию не назовешь.

Разве что традиционный союзник ГП по правительственной коалиции Польская крестьянская партия Януша Пехочиньского (5,2%) не выбивалась из утоптанной колеи самой старой польской партии из существующих.

Битва аватаров

Противостояние Евы Копач и Беаты Шидло было занимательно. Обе они представляли и как бы замещали в борьбе мужчин-лидеров, которые по разным обстоятельствам не могли участвовать в кампании сами.

Ева Копач возглавила Гражданскую платформу и правительство после того, как с этих постов ушел Дональд Туск – харизматичный руководитель, ставший председателем Европейского совета. Копач — более слабая фигура, но Туск не столько думал о предстоящих выборах, сколько перекрывал дорогу внутрипартийному конкуренту Гжегожу Щетине. Да и ГП еще в начале года, казалось, стоит крепко. Поражение Бронислава Коморовского на президентских выборах стало громом среди ясного неба, и парламентские перспективы вдруг сильно осложнились. Неожиданно для всех, и для себя в первую очередь, Копач, заточенная под решение рутинных задач, оказалась в неудобной для нее роли кризис-менеджера. Туску из Брюсселя тяжело было ей помочь.

"Мы победили, потому что неизменно принимали все стоящие перед нами вызовы и шли по стопам покойного Леха Качиньского"


Беата Шидло
о причинах победы на выборах
Fullscreen
Беата Шидло о причинах победы на выборах

А реальный зуб у Качиньского именно на Туска: тот, будучи премьером, был в контрах с президентом — братом Лехом, а после его гибели, по мнению Ярослава, не приложил необходимых усилий для выяснения истины о катастрофе, удовлетворившись российской версией, которая возлагает ответственность на польских пилотов. Выиграть стало делом чести, что и отразилось в первых словах лидера ПиС после победы.

В случае с Беатой Шидло Качиньский провернул тот же трюк, что и с Анджеем Дудой. Будучи лично непопулярной в Польше фигурой с большим рейтингом недоверия, он двинул во главе партийного списка преданного ему человека, а в эффективности Шидло он не сомневался: именно она руководила победной кампанией Дуды.

У Шидло не было недостатка в поводах попинать правительство и государственную бюрократию: ГП находилась у власти восемь лет. К тому же популярный президент Дуда хотя и старался не наглеть, но все-таки своей партии помогал: например, пытался одновременно с выборами провести референдум по снижению пенсионного возраста — фишка ПиС. Не провел, но тему поэксплуатировал.

Несмотря на то, что премьер неплохо справилась, с учетом всех сопутствующих обстоятельств, а в личном рейтинге (кого поляки предпочли бы видеть главой правительства) даже немного обошла Беату Шидло, спасти ситуацию Копач не смола. Тяжело тащить на себе неповоротливую, утратившую энергию партию. Учтя ошибки Коморовского, в ГП развили гиперактивность, проводя по всей стране выездные заседания правительства и встречи с людьми. Но все это выглядело тяжеловесно и не живо, в стиле старых партийных обкомов.

Так хорошо, что аж плохо

О причинах поражения Гражданской платформы и победы ПиС говорилось еще после скандального поражения Коморовского. Поражение одних и победа других на парламентских выборах только подтвердили выводы.

Успешное руководство правительством ГП позволило Польше единственной из всех стран ЕС не заметить экономического кризиса

Есть в этом доля несправедливости, ведь успешное руководство правительством ГП позволило Польше единственной из всех стран ЕС не заметить экономического кризиса: страна неизменно демонстрирует рост. За 2008-2014 годы он составил 23,8%, зарплата выросла на 18%. Безработица — ниже 10%. С другой стороны, средняя зарплата по стране, после вычета налогов — около 700 евро, это лишь треть того, что получают в Германии, с которой любят себя сравнивать поляки, почувствовавшие себя равными партнерами в Европейском союзе. Чего стоит рост, который нельзя ощутить?

ПиС, помимо снижения пенсионного возраста, раздала немало и других обещаний, на которые потребуется по минимальным прикидкам девять с лишним миллиардов евро. Эксперты резонно опасаются, что популизм партии похоронит стабильный рост польской экономики. Специалисты банка Crédit Agricole Poland подсчитали, что предвыборные обещания могут стоить стране 0,5% годового ВВП. Но эти цифры абстрактны, а обещания конкретны.

Ратификация правительством Копач конвенции ООН против насилия в отношении женщин и принятие закона о смене пола настроило против ГП католическую церковь, чем воспользовалась ПиС. Но самым большим ударом стал скандал, произошедший уже после президентских выборов, в июне этого года. Бизнесмен Збигнев Стонога выложил в сеть сотни страниц разговоров, записанных в варшавских ресторанах. Высшие правительственные чиновники, а в записях фигурируют 56 человек, выглядели в них очень непрезентабельно. Прокуратура подтвердила подлинность записей, и в отставку пришлось уйти нескольким министрам, главе спецслужбы и спикеру сейма. Какая правящая партия оправится после этого?

Ну и международные факторы сложились исключительно в пользу ПиС, напугав поляков кризисом еврозоны, наплывом беженцев и российской агрессией.

Но не ужас-ужас

Приход к власти консерваторов в социальных вопросах, популистов в экономике и евроскептиков в международной политике заранее пугал многих. Но сейчас, когда это случилось, звучат более взвешенные оценки польских перспектив.

Fullscreen

Представитель партии "Право и справедливость" Анджей Дуда на избирательном участке

Значительную роль тут сыграли первые шаги Анджея Дуды, который демонстрирует уравновешенный и солидный стиль. Так, Ярослав Качиньский шокировал Европу своим заявлением, будто беженцы – разносчики паразитов. А Дуда посетил татарскую мечеть в Подляшье, где говорил о сосуществовании мусульман, католиков и православных в северо-восточной Польше. На встречах с лидерами Европы президент Польши держится достойно и не выпадает из компании опытных политиков. Дональд Туск, старый враг ПиС и серьезная фигура в европейской политике, уже заявил: "Я проблемой не буду". Партийные разногласия разногласиями, а интересы Польши превыше всего.

Конечно, Польша будет занимать, мягко говоря, сдержанную политику в вопросах беженцев, не откажется от злотых, но эта позиция не выйдет за рамки позиции, которую демонстрирует в ЕС, например, Британия. Болезненно сложных отношений, которые были у Польши с Германией при президенте Качиньском, не будет, уроки учтены. А вот России придется несладко: брат жаждет ответа за брата. И все ожидают возобновления так называемой "ягеллонской политики" — укрепления региональной военной и политической роли Польши, укрепления союзов с постсоветскими и постсоциалистическими странами для противостояния Кремлю.

И да, главный союзник Польши – США. Кандидат на пост министра иностранных дел от ПиС Витольд Ващиковский сказал: "Американское военное присутствие необходимо и приветствуется, оно должно быть достаточным, чтобы дать отпор возможному агрессору".

Кто в Польше король

Партия "Право и справедливость" остается исключительно "братской". "Мы победили, потому что неизменно принимали все стоящие перед нами вызовы и шли по стопам покойного Леха Качиньского", — заявила Беата Шидло. На партийных митингах в порядке вещей речевка "Ярослав, спаси нас". Нет Качиньских – нет партии.

Необычная роль, которую сейчас в жизни страны играет Ярослав Качиньский, не занимая официальных постов, позволила политологу и бывшему члену парламента Мареку Мигальскому назвать Качиньского нынешним королем Польши. И президент Анджей Дуда, и будущий премьер Беата Шидло – инструменты в его руках. Говорят даже, что пан Ярослав может провернуть тот же фокус, что и в 2005 году, когда руководить правительством от ПиС был номинально назначен Казимеж Марцинкевич, а спустя короткое время Ярослав Качиньский распорядился, чтобы тот уступил это место ему.

С другой стороны, сейчас ПиС предстоит сменить тысячи чиновников, укрепившихся при ГП. За всем Качиньскому не уследить. Придется делегировать полномочия. Глядишь, и уведут у "польского короля" его главную силу – партию, которую он смог привести к власти. Как обещал брату.

Фото: Reuters, segodnya.ua