Не виноватые мы. Кого обвиняют жители России в своих несчастьях

Фото: ngzt.ru
Фото: ngzt.ru

Руководитель отдела российского "Левада-центра" Марина Красильникова рассказала Фокусу, почему не стоит ждать массовых протестов в России и как граждане РФ реагируют на падение уровня жизни

Related video

Как граждане России воспринимают ухудшающуюся экономическую ситуацию в стране?

— С большим пессимизмом, нарастающим на протяжении последнего года. Это обусловлено ухудшением уровня жизни россиян, которое продолжалось весь 2015 год. Реальные заработки населения снижались, в сознании жителей России все дальше отодвигались перспективы и надежды на изменение негативного тренда. Большая часть людей считает, что страна пребывает в состоянии экономического кризиса и этот кризис не прекратится в течение года-полутора, а продлится еще достаточно долго. Это мнение, которое высказывает три четверти граждан.

Что россияне считают причиной экономического кризиса — действия власти или внешние факторы?



Марина Красильникова: "Уровень критичности по отношению к экономическому руководству страны в России достаточно высок"
Fullscreen
Марина Красильникова: "Уровень критичности по отношению к экономическому руководству страны в России достаточно высок"

— Чаще всего называют внешние причины, связанные с динамикой цен на энергоносители. За последние годы россияне, включая обывателей, выучили, что Россия живет за счет продажи нефти и газа и, соответственно, уровень благосостояния страны тесно связан с ценами на них. Поэтому логично, что одной из основных причин экономических трудностей люди считают снижение мировых цен на энергоносители. Гораздо реже звучат такие причины, как высокий уровень коррупции в стране, неэффективность деятельности экономического руководства страны, международные санкции. Все эти факторы вторичны по отношению к внешним причинам. А раз причины внешние — понятен следующий объяснительный шаг: здесь мы ничего сделать не можем.

Как получилось, что российский обыватель оказался в курсе динамики цен на энергоносители?

— Я вам рассказала, что нам отвечают люди, когда мы спрашиваем о причинах экономического кризиса. Как этот результат был достигнут? За счет трансляции соответствующей позиции в СМИ на протяжении очень большого промежутка времени. Это не новость последних месяцев, этот контекст сложился в течение десятилетий. Вообще то, что наша страна много лет живет за счет сырьевого экспорта, факт, обсуждаемый очень давно. У нас велись и ведутся публичные дискуссии о том, как это изменить, но сложившаяся структура экономики остается прежней, а население просто воспроизводит эту объяснительную конструкцию.

Очевидно, что к ухудшению экономической ситуации привели действия российской власти на внешнеполитической арене, в том числе конфликт с Украиной. Почему население не винит руководство страны в ухудшении своего благосостояния?

— Для российского населения это не очевидно. На самом деле уровень критичности по отношению к экономическому руководству страны в России достаточно высок. Когда мы спрашиваем у людей, сможет ли правительство России в ближайшее время улучшить экономическое положение дел в стране, преобладает отрицательный ответ. Почти половина респондентов в декабре 2015 года сказали, что, "скорее всего" или "безусловно" не сможет. И лишь треть сказала, что экономические власти смогут улучшить положение дел. Но в условиях безальтернативности, когда мы спрашиваем у людей, одобряют ли они действия нынешнего правительства, они чаще всего говорят "да". Одобрительное отношение к власти в условиях, когда люди понимают, что экономическое руководство страны не очень эффективно, связано с другими факторами. Дело в том, что позицию российского руководства в конфликте России и Украины одобряет почти все население России. Твердость, которую демонстрирует президент, очень импонирует гражданам. Они полагают, что таким образом отстаиваются исконные российские интересы — я имею в виду присоединение Крыма. Этот фон, а также уверенность в том, что экономические трудности привнесены извне, снижают уровень критичности к действующей власти. К тому же, надо учитывать, что большинство жителей России думают о восстановлении международного престижа страны, и, по их мнению, действующие власти на правильном пути. Еще надо понимать, что большая часть российского населения — не очень обеспеченные люди. Их потребительские возможности и потребительское воображение недалеко ушли от черты бедности. Поэтому складывающиеся экономические трудности для многочисленных групп населения не новы, они не возникли за последние год-полтора. Примерно для двух третей населения России жизнь непроста давно — средств хватает только на текущие нужды. При этом крайняя бедность, когда денег не хватает даже на питание, встречается редко, и в этом смысле ситуация не ухудшилась за последний год.

"Представление о том, что именно российско-украинский конфликт стал одной из важнейших причин ухудшения экономической ситуации в России, очень редко встречается в наших опросах. Такая логическая связь не поддерживается большинством респондентов"


Марина Красильникова
об отсутствии причинно-следственной связи у россиян
Fullscreen
Марина Красильникова об отсутствии причинно-следственной связи у россиян

Справедливо ли говорить, что ради аннексии Крыма и участия России в событиях в Донбассе россияне готовы мириться с ухудшающимися экономическими условиями?

— Я бы не сказала, что эти вещи сильно связаны в сознании российского населения. Представление о том, что именно российско-украинский конфликт стал одной из важнейших причин ухудшения экономической ситуации в России, очень редко встречается в наших опросах. Такая логическая связь не поддерживается большинством наших респондентов.

Почему так происходит? Ведь населению России известно, по какой причине ввели санкции.

— Основными причинами трудностей санкции, по мнению населения, не являются. Влияние санкций на обыденную жизнь людей, по мнению обычных жителей, невелико или вообще отсутствует. В августе 2015 года 27% опрошенных ответили, что санкции стран Запада по отношению к России создали сколько-нибудь серьезные проблемы для их семей, и доля таких ответов постепенно снижается.

Может ли сложившая экономическая ситуация спровоцировать социальную напряженность?

— Пока мы не наблюдаем роста социальной напряженности, готовности к каким-то мирным протестным действиям с экономическими требованиями. Этот фон готовности достаточно низкий — ниже, чем 2–3 года назад.

Почему он снизился?

— Последний всплеск протестных настроений мы наблюдали в конце 2012 — начале 2013 годов. И то эти настроения были не очень распространены. Потом готовность к публичным выступлениям и акциям протеста начала снижаться. Во многом это произошло за счет поддержки действий российского руководства в Украине.

Если будет продолжаться падение экономики, когда теоретически недовольство может дойти до такого уровня, чтобы люди вышли на демонстрации?

— На этот вопрос трудно ответить. Для изменения ситуации недостаточно недовольства, недостаточно экономических трудностей. Для этого необходимо, чтобы кто-то сформулировал повестку дня, представление о том, что публичные выступление и публичное выражение недовольства являются эффективными методами изменения текущей экономической ситуации здесь и сейчас. Это то, от чего в самой большой степени зависит вероятность возникновения протестных акций. Уровень недовольства и ворчания в российском обществе сейчас достаточно высок, в немалой степени потому что впервые за последние 15 лет реальные доходы населения падают больше года. Это очень серьезный мотив для нарастания возмущения. Но от недовольства до формулировки требований должна пройти определенная дистанция, одного недовольства здесь недостаточно.