Дефолт трубы. Как политика Кремля отправила экономику России в глубокий нокаут

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Разгорающийся экономический кризис и неадекватные геополитические претензии России закладывают под государство бомбу замедленного действия

Related video

Когда в 2000 году Владимира Путина в первый раз избрали президентом России, нефть стоила около $28 за баррель. В то время в структуре доходов федерального бюджета поступления от нефтегазового сектора занимали лишь около 20%. Но первая декада тысячелетия стала настоящим ренессансом стран — экспортеров энергоносителей. Не стал помехой и кризис 2008 года. Благодаря растущему спросу Китая и других развивающихся рынков нефть продолжала дорожать. В начале 2012 года она торговалась уже по цене свыше $120. К этому времени российский бюджет зависел от черного золота и голубого топлива уже наполовину. Об обещаниях сократить сырьевую зависимость России, данных еще на заре своего первого президентства, Владимир Путин уже и не вспоминал. Но четырехкратный обвал цен на нефть за последние два года сулит Российской Федерации гораздо большие проблемы, чем просто затяжной экономический кризис.

Дела минувших дней

Общественный договор, заключенный в 2000 году россиянами со своей властью, рушится. Кремль контролирует все сферы общественной жизни, но уже не может гарантировать экономической стабильности. О привычном за последние 15 лет росте реальных доходов и индексации пенсий россияне начинают забывать. Даже по официальной статистике, за прошлый год экономика России упала на 3,7%, а реальные зарплаты россиян сократились на 10%. Впрочем, эти цифры не отражают всего масштаба проблем. Ведь за 2015 год курс руб­ля упал на 24%. Последний Новый год россияне встретили с курсом 74 руб­ля за доллар, при этом уже в январе он обвалился до отметки 80. Вместе с долларом росли и цены. Официальная инфляция составила лишь 13%, но ее продуктовая составляющая была гораздо выше — на уровне 25%. Для большинства россиян, как, собственно, и украинцев, именно она определяет реальный уровень падения доходов. Но очевидно, что сильно пострадал и немногочисленный средний класс. Судить об этом можно по косвенным факторам. К примеру, средняя цена однокомнатной квартиры в Москве впервые за 10 лет упала ниже $100 тыс. А продажи BMW, которые в мире в 2015 году выросли на 6%, в России упали сразу на 23%. Розничный товарооборот по стране в целом сократился на 10%.

"Очевидно, что свободных ресурсов для удовлетворения геополитических амбиций у России все меньше. По заявлению российского Минфина, страна в этом году не будет давать в долг и готова снова занимать"

Возможности Кремля дотировать экономику сокращаются. Золотовалютные резервы, резервный фонд и Фонд национального благосостояния за год суммарно похудели на $60 млрд. И хотя объем этих фондов выглядит весьма внушительно, вместе составляя почти $490 млрд, даже он не перекрывает долг России перед иностранными кредиторами. По итогам 9 месяцев прошлого года общая внешняя задолженность России достигала $538 млрд. Львиная часть этого долга лежит на корпорациях, крупнейшие из которых контролируются Кремлем. На выплаты по внешнему долгу в 2016 году России потребуется немалая сумма — $85 млрд, что однозначно не добавит стабильности рублю.

Очевидно, что свободных ресурсов для удовлетворения геополитических амбиций у России все меньше. По заявлению российского Минфина, страна в этом году не будет давать в долг и готова снова занимать. Впрочем, сложно представить, как это удастся сделать в условиях западных санкций. Ведь даже мнимый партнер в лице Китая не подает никаких признаков того, что готов помогать РФ. При этом руководство КНР уже успело договориться о масштабном сотрудничестве с вышедшим из-под санкций Ираном и дало добро на открытие так называемого нового Шелкового пути в обход России по маршруту Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай. А китайский конгломерат Dalian Wanda Group, принадлежащий самому богатому человеку Китая Ван Цзяньлиню, достиг предварительного соглашения с властями индийского штата Харьяна об инвестировании $10 млрд в строительство там промышленной зоны.

При этом, находясь под западными санкциями, Россия теряет возможность модернизации, столь остро необходимой ей для перезапуска экономики. Абсолютно никакого эффекта не дает и широко разрекламированная российским правительством политика импортозамещения. Промпроизводство в России за год сократилось на 3,5% с тенденцией к ухудшению. Так, в декабре 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014 года этот показатель упал уже на 4,5%.

Надеяться на значительный рост цен на нефть у Кремля пока нет оснований. Аналитики Всемирного банка ухудшили свои прогнозы по ценам на нефть в 2016-м. Еще в октябре они предполагали, что баррель в среднем будет стоить около $52. Сегодня они считают, что среднегодовая цена черного золота марок Brent, Dubai и WTI составит всего $37. При этом бюджет России на 2016 год сверстан исходя из цены в $50 за баррель. Россиянам это грозит не только дальнейшим падением рубля до 90–100 за доллар, но и повышением налогов и пересмотром социальных льгот. Легкие нефтедоллары ушли в прошлое.

Fullscreen

Россияне с валютной ипотекой особо остро ощущают на себе нынешний экономический кризис

Путь в пропасть

Осенью 2016 года пройдут парламентские выборы в российскую Госдуму и президентские выборы в США. А уже в марте 2018 года россияне выберут нового главу своего государства. Радость от аннексии Крыма к тому времени наверняка сменится усталостью от перманентного экономического кризиса. Поэтому в начале 2017 года российской элите придется определить приоритеты и дальнейшую генеральную линию.

Выбор у России откровенно невелик. "Размен" Донбасса на отмену санкций и потепление отношений с Западом пока выглядит маловероятным. Во-первых, по причине позиции Украины, которая всячески оттягивает возврат Донбасса на невыгодных для себя условиях. Во-вторых, сам Запад, хоть и говорит о возможной отмене санкций, периодически наносит Кремлю увесистые имиджевые удары.

На днях британская Би-би-си показала фильм "Тайные богатства Владимира Путина", в котором назвала российского президента коррупционером и оценила его состояние в $40 млрд. А буквально за несколько дней до этой премьеры все в той же Великобритании опубликовали доклад о смерти бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Пусть непрямо, но по сути лондонский суд намекнул, что заказчиком убийства и главным его бенефициаром был глава российского государства. Бонусом к этим заявлениям идет и продолжающееся расследование по сбитому над Донбассом малайзийскому Boeing. Не уходит с повестки дня и аннексированный Крым. На Давосском форуме министр финансов Украины Наталья Яресько анонсировала создание дипломатического форума по возврату полуострова.

Вероятно, именно поэтому Москва пытается ускорить выполнение минских договоренностей по Донбассу. Экономическая удавка не оставляет лишнего времени для политического маневра. Но если Москве не удастся расположить к себе Запад, то у нее останется лишь два пути. Первый — вернуть Украине Донбасс, но уже на украинских условиях, и начать длительные переговоры по статусу Крыма. Впрочем, это развитие событий сложно представить при живом президенте Путине.

Запад, хоть и говорит о возможной отмене санкций, периодически наносит Кремлю увесистые имиджевые удары

Более вероятным сценарием пока видится продолжение конфронтации РФ с Западом и постепенное экономическое удушение России. Но рассчитывать на скорый социальный бунт внутри России не стоит. Пропаганда в российских СМИ умело списывает все проблемы на внешние факторы. Если бунт и состоится, то скорее в период четвертого президентства Путина.

"Одной из основных причин экономических трудностей люди считают снижение мировых цен на энергоносители. Гораздо реже звучат такие причины, как высокий уровень коррупции в стране, неэффективность деятельности экономического руководства страны, международные санкции", — заверила Фокус руководитель отдела изучения доходов и потребления российского "Левада-центра" Марина Красильникова. По ее словам, все эти факторы в сознании россиян вторичны по отношению к внешним причинам. А раз причины внешние — россияне делают для себя такой вывод: здесь мы ничего сделать не можем.

Как бы там ни было, первые ростки социального недовольства уже пробиваются. Это и масштабная всероссийская забастовка дальнобойщиков против введения дополнительного транспортного сбора, и протесты валютных заемщиков, и более локальные акции, вроде протеста пенсионеров в Краснодаре против отмены льгот на проезд. Россияне уже понимают, что кризис пришел надолго, но пока не понимают почему.

В конце 2015 года социологи все того же "Левада-центра" провели интересный соцопрос. Они процитировали россиянам слова опального бизнесмена Михаила Ходорковского о том, что последние законодательные изменения в России, защищающие коррупционеров, являются тихим антиконституционным переворотом. С этим высказыванием согласились 42% россиян, не знавших автора цитаты. Среди тех, кому называли имя Ходорковского, таковых оказался 31%.

Впрочем, растущее недовольство не ограничивается лишь простыми гражданами. Зреет оно и на уровне региональных элит, бюджеты которых урезаются. Так, по данным источников оппозиционного российского телеканала "Дождь", в Кремле недовольны последними призывами руководства Чечни к борьбе с "врагами народа" и организацией митинга в поддержку лидера республики Рамзана Кадырова. Как утверждает источник, Чечня таким образом подала Москве сигнал, чтобы ей не урезали бюджетные дотации.

При таких раскладах вовсе не удивительно, что в рейтинге стран по риску распада (Fragile States Index), составляемом Фондом мира, Россия идет по наклонной. В прошлом году она потеряла 20 позиций и опустилась на 65-е место. При этом РФ по уровню риска опередила и Грузию (70-е место), и Украину (84-е), территории которых успешно аннексировала. И где Российская Федерация будет искать экономические стимулы для сохранения контроля над всеми своими территориями, пока не ясно.

Растущее недовольство не ограничивается лишь простыми россиянами. Зреет оно и на уровне региональных элит, бюджеты которых урезаются

Президент российского Сбербанка и один из самых уважаемых экспертов в РФ Герман Греф считает, что Россия уже проиграла конкуренцию в мировой экономике и оказалась в числе стран-дауншифтеров. Впрочем, позиция официальных властей в корне иная. На январском форуме Общероссийского народного фронта Владимир Путин заявил, что будущее отечественной экономики внушает "сдержанный оптимизм".

Но восприятие происходящего у российских властей явно искажено. Поэтому, даже разрабатывая план антикризисных мер, Россия действует неадекватно. Отсюда и бессмысленные санкции против Турции и других стран, нерентабельные проекты вроде газопровода "Сила Сибири" и сохранение на своих постах госменеджеров-коррупционеров даже после громких разоблачений, как в случае с генпрокурором РФ Юрием Чайкой.

Оторванность Кремля от экономических реалий и непомерные геополитические аппетиты, вылившиеся в открытое противостояние практически со всем миром, не оставляют России шансов на жизнеспособность в ее нынешнем виде. Перекраивая карту мира, Кремль явно недооценил собственные возможности. Страну ждет глобальное переосмысление того, что причины ухудшения ситуации нужно искать не вне, а внутри себя. А это значит, что распад столь нелюбимого Путиным СССР, возможно, еще не завершился.