Эффект Маска. Почему мы обязательно полетим на Марс

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Он из тех, чьи мечты определяют будущее всего человечества, потому что тут же становятся детальными планами. Илон Маск хочет колонизировать Марс. Значит, мы там будем

Related video

Частная американская космическая компания SpaceX впервые после четырех неудачных попыток совершила посадку ракеты-носителя Falcon 9 на специальную платформу в Атлантическом океане.

Видео приземления ракеты опубликовал владелец SpaceX Илон Маск.

В случае успешного завершения всех испытаний, первая ступень ракеты-носителя планируется использовать неоднократно, что станет экономическим прорывом в космической отрасли. По словам Маска, стоимость топлива для полета обходится в $300 тыс., а строительство самой ракеты-носителя – в $60 млн.

**********

Любое заявление из уст этого выдающегося авантюриста ловится с огромным вниманием: чем удивит на этот раз? И вот Илон Маск, выступая на инвестиционном форуме в Гонконге, объявляет, что его экспедиция отправится на Марс ориентировочно в 2020–2025 годах. Что само по себе вызывающе, ведь NASA со всеми своими грандиозными возможностями планирует высадить человека на Красную планету только к 2030 году. Но основатель частной космической компании SpaceX не из шутников или пустых мечтателей. Он умеет добиваться поставленных целей и не раз это доказывал.

Тесно на Земле

Помимо обещания через пять лет самому слетать в космос, Маск заявил, что уже в конце сентября этого года на международной конференции по астронавтике в Мексике покажет миру уникальный космический корабль, который в свое время и доставит людей на Марс. Понятно, что аппарат будет еще совершенствоваться и совершенствоваться, но концептуальное решение уже готово и его уже не стыдно демонстрировать. Так что все планы предельно предметны, можно пощупать.

В принципе, космический предприниматель лишь уточнил и конкретизировал свои прежние заявления. В 2011 году он говорил, что человек отправится на Марс в ближайшие 10–20 лет. Известны его намерения к 2040 году образовать марсианскую колонию численностью до 80 тысяч обитателей. Под специальными стеклянными колпаками будет создана искусственная атмосфера, источником энергии послужат солнечные батареи, и никаких двигателей с вредными выбросами — только электричество. Несложно заметить, что все технологии, которые сейчас активно развивает Илон Маск, так или иначе работают на главную задачу — будущего и скорого покорения Марса.

Для того чтобы убедиться в серьезности прогнозов, достаточно напомнить, что SpaceX была основана Маском в 2002 году практически с нуля, а сейчас эта компания имеет контракты на $5 млрд, из которых больше половины — контракты с NASA и минобороны США по доставке грузов и людей на околоземную орбиту. Кстати, когда Россия вторглась в Украину, Маск предложил в рамках санкций отказаться от использования российских двигателей в американских космических проектах. Он был готов полностью заместить их своей продукцией. Впрочем, еще не вечер.

Он сам един в трех лицах: собственник, менеджер, инженер. По собствен­ным словам, терпеть не может отпуск. Ненорми­рованный рабочий день в его компаниях — норма

Афроамериканец

Откуда он, такой дерзкий? Вообще-то из Африки. Сын южноафриканского инженера с британскими корнями и канадской бывшей модели. Родители развелись, когда мальчик был еще мал. Илон остался жить с отцом, в то время как младший брат и сестра перебрались к матери.

У отца характер был не сахар, что, в общем, передалось и сыну, но у мальчика была заметная склонность к математике, что родитель поощрял. В десять лет у Илона уже был свой компьютер (1981 год!), а через пару лет он продал журналу PC and Office Technology самостоятельно написанную компьютерную игру, заработав $500.

Как известно, "в Африке реки вот такой ширины, горы вот такой вышины", но чего там нет, так это ученой и предпринимательской среды такой плотности, как в США. А юному Маску нужно было именно туда. Сразу попасть в Америку не получилось, пришлось заходить через Канаду, благо мама оттуда и проблем с получением гражданства не возникло. И в 17 лет парень сам едет в Торонто. Дальше следуют годы учебы в университетах Канады и США, первые бизнес-проекты, а вот американское гражданство он получил только в 2002 году, будучи богатым и успешным предпринимателем.

Маск не устает говорить о своей "до тошноты проамериканскости", о том, что "США — величайшая страна, которая когда-либо существовала на земле". Еще бы. Трудно представить, как этот человек, не признающий границ в своих мечтах и планах, мог бы реализоваться в другой стране.

Через доткомы к звездам

Свои первые большие деньги Маск заработал на буме доткомов: середина 90-х была раем для интернет-стартапов. Вернее, заработали тогда Маски, потому что братьям Илону и Кимбалу $28 тыс. на свой бизнес дал отец. Они создали компанию Zip2, специализировавшуюся на приложении к новостным сайтам, привлекли венчурный капитал, заключили контракты с The New York Times и the Chicago Tribune и удачно компанию продали. В 28 лет Илон Маск стал миллионером, получив от сделки $22 млн. Как тут было не купить себе частный самолет и настоящую гоночную машину класса Формула-1!

Откуда он, такой дерзкий? Вообще-то из Африки. Сын южноафриканского инженера с британскими корнями и канадской бывшей модели

Но не все деньги ушли на забавы молодости. Илон всегда был трудягой и вложил десять миллионов в новый стартап. Компания X.com занималась электронными платежами в интернете и впоследствии получила название PayPal. Знакомый бренд, да? В 2002 году eBay приобрела PayPal за $1,5 млрд. Доля Илона Маска составила $165 млн. А это уже деньги, с которыми можно творить историю.

Еще до этой сделки, превратившей Маска в чрезвычайно богатого человека, он начал прорабатывать идею создания поселения на Марсе. В 2001-м, а затем в 2002 году он даже посетил Россию и встречался там с представителями ракетно-космической отрасли, пытаясь приобрести ракету-носитель. Но, с одной стороны, россияне его приняли за странного чудика-дилетанта, которым он тогда, в общем, и был, а с другой — пытались продать ему ракету по какой-то баснословной цене. Кстати, дома, в Америке, выходило не сильно дешевле. Что выводило молодого предпринимателя из себя, так это то, что совокупная стоимость составляющих ракету компонентов не превышала 3% ее продажной цены. Он понимал, что можно сделать многократно дешевле и убрать конкурентов с рынка. И это был его шанс.

В 2002 году в "лучшей в мире стране", где летают в космос, не боятся рисковать и могут купить лучших мировых специалистов, рождается компания SpaceX, которая со временем и начинает производить ракетоносители в десятки раз дешевле.

Любовь к электричеству

Но параллельно Маск решает задачи, с которыми столкнутся колонизаторы Марса. Первое — никаких углеводородных двигателей или генераторов, кислород беречь, как жизнь. Поэтому в 2003 году он подключается к программе создания электромобиля Tesla.

Этот проект и гордость, и самая большая головная боль Илона Маска. Гордость, потому что результат можно увидеть прямо на улицах городов, это прорыв, который не демонстрируется раз в несколько месяцев по телевизору, как космический запуск, а технология повсе­дневности. А головная боль, потому что успех пришел совсем не сразу, и Маск в какой-то момент был просто на грани разорения. Достаточно сказать, что для вывода на рынок первой модели электромобиля пришлось потратить $140 млн вместо запланированных $25 млн. Пока он не взял проект полностью в свои руки.

Tesla первой протестировала так называемый эффект Маска. Вера в чутье и менеджерский талант этого предпринимателя-инноватора так велика, что сама по себе служит рыночным фактором. Когда в 2010 году Tesla провела первичное размещение акций, их цена в первый же день подскочила больше чем на 40%, при том что финансовые показатели компании были совсем не радужными. А в целом с 2010 года компания смогла привлечь $5,3 млрд, акции выросли в цене в 15 раз. Маску верят, и от Маска ждут.

В январе 2015 года Маск объявил, что создаст в космосе глобальную систему спутников, которые обеспечат интернетом всех жителей Земли и колонизаторов Марс

Он и не подводит. При том, что электромобиль по идее призван экономить топливо, Tesla стартовала с дорогих моделей, оттачивая на них технологию. Бюджетные модели пойдут позже, а пока модель S стоимостью $70 тыс. журнал Consumer Reports два года подряд признает лучшим автомобилем в мире. Владеть машиной с самой передовой начинкой престижно. Панель управления — 17-дюймовый тачскрин-экран. Данные о состоянии авто в режиме реального времени передаются компании-производителю, и во время ночной подзарядки вносится коррекция в программное обеспечение. И много прочих удивительных кунштюков. Недаром Tesla по версии Forbes — инновационная компания №1. Она сейчас на вершине рейтинга самых инновационных компаний мира. А на подходе уже модель за $35 тыс.

Одновременно империя Маска повсюду строит станции электрозаправки, осенью прошлого года их насчитывалось больше полутысячи во всем мире. К концу 2016 года будет завершено строительство гигантского завода по производству литиево-ионных аккумуляторов: его общая площадь превышает площадь 95 футбольных полей — второе по величине здание в мире. Задача — резко удешевить стоимость аккумуляторов. Не менее грандиозное предприятие производит солнечные батареи. Кто еще сомневается, что Маск всерьез собрался на Марс?

Кстати, в январе 2015 года Маск объявил, что создаст в космосе глобальную систему спутников, которые обеспечат интернетом всех жителей Земли и колонизаторов Марса. Для раздачи космического интернета Маск собирается запустить на орбиту 700 спутников, которые будут работать на высоте 1200 км. "Мы рассматриваем проект как долгосрочный источник доходов для SpaceX, чтобы финансировать город на Марсе", — говорил тогда Маск.

Думать в прыжке

Главный секрет Илона Маска — это сам Маск. Он совершенно ненормальный трудоголик, который требует того же от своих подчиненных. Он сам един в трех лицах: собственник, менеджер, инженер. Говорит, что терпеть не может отпуск. Ненормированный рабочий день в его компаниях — норма. Большинство уволившихся — те, кто не выдержал сумасшедшего темпа. Здесь размеренность — грех.

Задачи ставятся перед подчиненными самые невероятные, он не понимает слова "нет", и именно поэтому тут делают невозможные вещи. У Маска не любят подрядчиков: они слишком медлительны, и если можно сделать быстрее, сделают сами, и не хуже.

По свидетельству Дага Филда, вице-президента Tesla по инженерным вопросам, сотрудники Маска каждый раз преодолевают себя: "Будто сначала прыгаем из самолета, а уже в воздухе начинаем придумывать конструкцию парашюта". Это, конечно, мобилизует, еще как.

Абсолютное интеллектуальное бесстрашие Илона Маска поражает и подкупает, это его бесспорное рыночное преимущество. Всегда ли он безупречно точен в своих решениях? Конечно, нет. "Ошибки совершать не страшно, — говорит он. — Главное, каждый раз ошибаться в чем-то новом".

Следите за новыми сообщениями от Илона Маска. Его устами говорит будущее.