Размороженный конфликт. Почему вспыхнул Нагорный Карабах

Фото: gazeta.ru
Фото: gazeta.ru

Азербайджанский журналист Гамид Гамидов и эксперт Армянского центра политических и международных исследований Рубен Мехрабян объяснили Фокусу, кто мог спровоцировать эскалацию конфликта в Нагорном Карабахе и чем он похож на войну в Донбассе

Related video

Очередное обострение конфликта в Нагорном Карабахе, по оценкам ООН, привело к значительным жертвам: по данным на утро 4 апреля, погибло не менее 33 человек, более 200 получили ранения. Армения и Азербайджан обвиняют друг друга в эскалации. Ереван пригрозил признать независимость самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики и оказать ей военную помощь, если военные действия расширятся. "Азербайджан должен начать прямые переговоры с властями Карабаха, вне зависимости от того, нравятся они ему или нет", — настаивает армянский президент Серж Саргсян. Баку заявляет, что хочет решить вопрос мирным путем, но не намерен участвовать "в бесконечном процессе переговоров для видимости". "Для мирного решения вопроса Армения должна покинуть оккупированные земли", — непреклонен президент Азербайджана Ильхам Алиев.

"Это все очень похоже на то, что происходит в Донбассе"

независимый журналист (Азербайджан)


— Азербайджан — это, наверное, единственная сторона конфликта (если учитывать и третьи стороны), которой было совсем не на руку начинать сейчас активные военные действия. У нас в июне впервые пройдет этап "Формулы 1", у нас шахматная олимпиада, у нас после того, как в 2015-м упали цены на нефть, в течение года произошло две девальвации, манат сильно обесценился. Но двадцать с лишним лет у нас говорили, что готовы освобождать свои земли, закупалось вооружение. И, в принципе, раз уж так получилось, что противник первым открыл огонь, пришлось давать отпор и переходить в наступление. В итоге азербайджанские военные взяли под контроль несколько населенных пунктов и очень важных высот.

Сразу отмечу, что нет никакой армии Нагорного Карабаха, потому что нет никакой Нагорно-Карабахской республики. Это фейковое образование, которое вот уже 20 лет финансируется Арменией и фактически является ее частью, военные вооруженных сил Армении служат на оккупированных азербайджанских землях. Мне сложно судить, насколько они боеспособны, потому что я нахожусь по эту сторону конфликта, но, судя по тому, что мы знаем с конца 90-х и того, что видим в нынешних сводках с фронта, понятно, что они слабее азербайджанской армии.

"Похоже, в ближайшее время на фронте наступит затишье"

Очень сложно судить и однозначно говорить о том, кому выгодно возобновление военных действий. Главная версия, которая озвучивается не на официальном уровне, а среди населения, — руку к этому приложила Россия. Случилось это, когда наш президент был в Штатах, в последнее время у нас с США начали складываться достаточно теплые отношения, отношения с Вашингтоном серьезно пересматриваются. Кому не выгодно, чтобы Азербайджан развернулся в сторону Запада, сменил внешнеполитический вектор или даже просто изменил его, избрав многовекторное движение? Не выгодно Москве. Но есть определенные силы, которые могли спровоцировать конфликт, чтобы это выглядело именно так, поэтому что-то однозначно утверждать я не берусь. Однако главным подозреваемым стала Москва.

Как долго продлится горячая фаза, зависит от спонсора Еревана — от Москвы. Да, Армении не нужен конфликт еще больше, чем Баку. Один на один Армения не выстоит и недели, она находится в очень плачевном экономическом положении, у нее плохо оснащена армия. Но коль уж у нас Москва — главный подозреваемый, можно предположить, что после того, как поступает звонок из Кремля, ты ничего не можешь поделать и начинаешь атаковать азербайджанские позиции. Ты перестанешь это делать, когда тебе будет дана команда "отбой". Армении это, конечно, не выгодно, но в данном случае ее интересы никто не учитывает.

В полноценную долгосрочную войну я, честно говоря, не верю, как и не верю в войну стенка на стенку с Баку и Анкарой с одной стороны и Ереваном и Москвой — с другой. Сложно загадывать, но, похоже, в ближайшее время на фронте наступит затишье, напряжения поубавится.

Это все очень похоже на то, что происходит в Донбассе. Точнее, когда в Донбассе все только началось, мы поняли, что сценарий тот же. Вплоть до того, что разрешением конфликта занимается Минская группа.

"Сложно сказать, что будет дальше"

эксперт Армянского центра политических и международных исследований, редактор русской версии армянского издания "Аравот"


— То, что сейчас происходит в Карабахе, это результат политики Азербайджана и конкретно режима Алиева. Причем их посол в России уже признался в этом. Он сказал: "Мы считаем, что поступаем правильно, и собираемся поступать так дальше, пока армяне не сделают, как мы хотим" (посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль-оглы на днях заявил, что 21% азербайджанской территории "оккупирован армянскими войсками" и что азербайджанская сторона согласится на переговоры, только когда армянские военные покинут спорную территорию. — Фокус).

Сейчас в Карабахе идут бои с применением тяжелой техники — артиллерии, ракетно-артиллеристских систем, бронетехники, беспилотных летательных аппаратов. Азербайджанцы идут в наступление и пытаются прорвать передовую. Мы держим оборону. Сегодня до обеда появилась информация, что Азербайджан начал использовать тяжелые огнеметные системы российского производства. Слава богу, безуспешно, потому что наши их подбили.

Такого обострения не было со времен перемирия 1994 года. Почему именно сейчас? Российская нефть резко и надолго упала в цене. Это напрямую бьет по Азербайджану, и Алиеву нужно отвлечь свой народ от этой проблемы.

"Люди не собираются уезжать из Карабаха, несмотря на обстрелы"

ОБСЕ предлагала применить международные механизмы урегулирования конфликта, но Баку отказывается от этого. Алиеву сделали соблазнительные предложения по энергетическим проектам, но с условием исключения возможности возобновления войны в Карабахе. Ему это не понравилось. Он решил перевернуть стол и перебить всю посуду. Конечно, он не сделал бы этого самостоятельно, без отмашки из Москвы.

За эти несколько дней с момента возобновления конфликта уже есть 18 погибших и 34 раненых военных с армянской стороны. И это не самые последние данные. Есть погибшие и среди мирного населения.

Люди не собираются уезжать из Карабаха, несмотря на обстрелы. Никто не хочет уходить со своей земли, они просто будут прятаться в подвалах. Для азербайджанцев это вопрос престижа и честолюбия, для нас — право на жизнь и родину.

Пока сложно сказать, что будет дальше. Завтра представители России, Франции и США встретятся в Вене, и, может быть, тогда что-то будет понятно. Многое зависит от того, сможет ли Минская группа оказать давление на Алиева и заставить его вернуться за стол переговоров. Он ведь говорит, что не готов к этому. Видите, какой бонапартизм царит в красных коридорах Баку? Это так, пока армянский солдат не приведет азербайджанцев в чувство, что уже и происходит.