Спаситель нации или змея на груди. Западные СМИ о попытке военного переворота в Турции

Фото: vesti.ru
Фото: vesti.ru

В подборке Фокуса — цитаты влиятельных западных СМИ о турецкой демократии, ядовитой змее на груди ЕС и возможных последствиях неудачного попытки свержения Эрдогана

Related video

В ночь с 15 на 16 июля турецкие военные попытались устроить военный переворот. Международный аэропорт Ататюрка в Стамбуле заблокировали танками, движение на обоих мостах через Босфорский пролив перекрыли. Пока телевизионные каналы транслировали прогнозы погоды, стали слышны выстрелы, был объявлен комендантский час. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал жителей страны выйти на улицы и оказать сопротивление мятежникам.

На следующий день, 17 июля, было объявлено о подавлении мятежа и задержании участников переворота.

Мировые СМИ, которые до этого ограничивались короткими заметками о происходящем, получили возможность оценить неудачную попытку военного переворота и предположить, как будут дальше развиваться события в Турции и в мире.


"Новости о провалившемся перевороте в Турции могли оказаться гораздо хуже. Переворот мог увенчаться успехом. Военная диктатура — одна из худших форм правления. Но избранная диктатура не намного лучше, и сегодня становится очевидным, что Турция качнулась в сторону такого государства. Аресты 6000 человек и увольнение 2700 судей — тревожные звонки, поступающие от режима, который уже сделал все возможное, чтобы запугать гражданское общество притеснениями и преследованиями журналистов. В результате неудачного военного переворота неизбежна чистка вооруженных сил, но не судей, которые против избранного правительства не бунтовали. Нападение на судебную власть особенно беспокоит в свете пренебрежительного отношения Реджепа Эрдогана к правам человека и верховенству закона.

Тем не менее именно этот непредсказуемый и амбициозный человек занимает должность, которая позволяет причинить много вреда. Несмотря на то, что исламизм партии Эрдогана и исламизм ИГИЛ — две разные вещи, его молчаливая поддержка сыграла чрезвычайно важную роль в укреплении наиболее радикальных сирийских оппозиционеров. […]

Военная диктатура — одна из худших форм правления. Но избранная диктатура не намного лучше

Одним из парадоксов переворота и его провала стало то, что Эрдоган, возможно, до конца жизни будет обязан соцсетям, которые он в течение многих лет безуспешно пытался подчинить воле правительства. Заговорщики захватили государственную телевизионную станцию, но пренебрегли возможностью обезопасить интернет. Используя частные телевизионные станции и мощности социальных СМИ, Эрдоган сумел сплотить своих сторонников и вывести их на улицы.

Это только один пример того, как институты гражданского общества, функционирующие под властью закона, спасли человека, который, по всей видимости, часто им угрожал. Люди вышли на улицы с целью не допустить переворот и совсем не за тем, чтобы защитить Эрдогана. Многие из них сделали это, чтобы спасти демократию. Явка протестующих была высока даже в таких городах, как Измир, где партия Эрдогана не может похвастать высокой поддержкой. Все политические партии, даже курдская Демократическая партия народов, сплотились за демократию без каких-либо колебаний. Причиной послужило что-то большее, чем президент. Вопрос на будущее: понимает ли он сам, что именно?"


"Воцарилась ли демократия в Турции на следующий день (после переворота. — Фокус)? Слишком рано делать какие-то выводы.

Но из этого эпизода можно извлечь немало уроков. Прежде всего, старой доброй Турции, той, в которой можно было вывести на улицы танки и до смерти напугать людей, как это было в 1960-м, 1971-м, 1980-м и в 1997-м, когда лидеры решали, что избранное правительство не соответствует курсу страны, больше не существует. Нет, в этот раз люди вышли на улицы и дали отпор солдатам-мятежникам. Возможно, решающую роль сыграло то, что большинство военнослужащих, полицейских и других госслужащих не были согласны со сценарием бунта.

Было еще кое-что, чем удивила та длинная ночь: она опровергла некоторые параноидальные опасения Эрдогана. В течение многих лет президент-исламист обвинял секулярные силы в заговоре с целью подорвать авторитет президента или свергнуть его с должности. Однако когда на горизонте появились танки, оппозиционные партии, бизнес-ассоциации и основные СМИ единогласно выступили против попытки переворота.

Очень помог президенту CNNTurk. Этот телевизионный канал принадлежит медиа-группе, два года назад атакованной сторонниками Эрдогана за "оскорбление президента". В самый важный момент выступление президента из неизвестной локации транслировал канал CNNTurk через айфоновское приложение FaceTime. Он призвал людей сопротивляться, и именно это, как утверждают многие, стало решающим моментом в предотвращении переворота. […]

Одно можно сказать наверняка: этот опыт даст Эрдогану еще больше власти и принесет популярность. Он проявил себя как победитель, защитивший нацию от заговора — в этот раз от невыдуманного, и его связь с избирателями лишь усилилась. Непонятно только, как президент воспользуется этой властью".


"Неудавшийся пятничный переворот был последней надеждой Турции остановить исламизацию правительства и деградацию общества. Инстинктивно западные лидеры поспешили осудить попытку государственного переворота, причины которой они отказались понимать. Наградой им станет токсичный исламистский режим у ворот Европы. […]

Этот трагически провалившийся переворот был несбыточной надеждой, а не попыткой завладеть страной. Турция — не какая-то банановая республика, в которой военные отнимают бразды правления ради собственной выгоды. В течение почти столетия турецкие вооруженные силы были стражами конституции страны. […]

Эрдоган набил турецкие суды исламистами. Назначил сговорчивых происламистских генералов и адмиралов, в то же время инсценировал показательные процессы над теми, от кого хотел избавить страну. Он де-факто, если еще не де-юре, урезал права женщин. Убрал стену, разделявшую государство и мечеть (в пятницу вечером он использовал громкоговорители мечетей, чтобы вызвать своих сторонников на улицы). Эрдоган долго разрешал иностранным боевикам пересекать Турцию, чтобы присоединиться к ИГИЛ, и агрессивно прикрывал деятельность экстремистов, которыми, как он думал, сможет управлять. […]

Члены НАТО обнаружат, что пригрели на груди ядовитую змею

Субботним утром стало ясно, что муллы и чернь, выступившие за Эрдогана, победили. Эрдоган использует этот переворот как оправдание ускорению исламизации страны и поведет Турцию дальше, во тьму, охватившую весь мусульманский мир. Он страдает неоосманской манией величия.

Члены НАТО обнаружат, что пригрели на груди ядовитую змею. Новые кризисы пробудят давние предубеждения и страхи в Юго-Восточной Европе, западные государства отнесутся к ним снисходительно, тем самым еще больше парализуя прихрамывающий ЕС. Сирия продолжит кровоточить. И образованные турки-миряне окажутся в той же ситуации, что и немецкие либералы в 1930-х. Мы можем стать свидетелями новых и неожиданных войн".


"Когда произошла попытка государственного переворота, мировые лидеры, в том числе президент США Барак Обама и министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон, выразили свою обеспокоенность.

Тем не менее уже в воскресенье мировые лидеры предостерегли Эрдогана от использования попытки государственного переворота как "карт-бланша делать все, что он захочет".

Еврокомиссар Гюнтер Эттингер предупредил, что если Эрдоган решит использовать неудачный переворот как повод ограничить демократические права, это отдалит Турцию от основных ценностей ЕС и НАТО. "Это помогло бы ему укрепить свои позиции в стране, но изолировало бы его на международном уровне", — заявил еврочиновник.

Президент США Барак Обама выразил обеспокоенность фотографиями, на которых было запечатлено грубое обращение с заговорщиками, некоторые из арестованных были раздеты до нижнего белья и скованы наручниками за спиной".


"В городах, включая Анкару и Стамбул, люди митингуют, демонстрируя таким образом свою поддержку правительства.

Президент Эрдоган пообещал, что Турция рассмотрит вопрос о восстановлении смертной казни. "В демократических странах решения принимаются на основе того, что говорят люди. Я думаю, наше правительство обсудит этот вопрос с оппозицией и придет к определенному решению. Мы больше не можем это игнорировать, в этой стране те, кто организовывает путчи, заплатят за свои действия сполна".

В Турции смертная казнь была отменена в 2004-м в рамках заявки на вступление в ЕС. В стране никого не казнили с 1984 года".


"Алгоритм организации переворота довольно прост: сначала вы захватываете лидера, затем СМИ, а потом показываете этого лидера в СМИ униженного и беспомощного.

Вместо этого мятежники почему-то решили устроить бунт именно тогда, когда Эрдоган был в отпуске. И, видимо, даже не пытались его изолировать. На момент начала переворота он уже был в безопасном месте. И тогда все пошло насмарку.

"Эрдоган, который теперь пожинает славу народного героя, сам не организовал бы переворот против себя лучше"

Бунтари отправили людей по домам, в то время как Эрдоган позвал своих на улицу. Таким образом, сторонники переворота сидели дома, а их идейные противники вышли на демонстрации. Это совсем не то, что нужно для успешного бунта.

Организаторы переворота также начали стрелять по мирным (судя по всему) жителям, что тоже было нежелательно. Такие действия любого человека заставят отказаться от участия в акции на стороне бунтарей.

Одним словом, Эрдоган, который теперь пожинает славу народного героя, сам не организовал бы переворот против себя лучше. А раз так, то почему бы не предположить, что Эрдоган, заручившись, возможно, поддержкой западных сил, вместе со своими людьми из вооруженных сил разработал и инсценировал псевдопереворот".


"Конспирологи утверждают, что попытка военного переворота в Турции была сфальсифицирована. К такому выводу они пришли после того, как президент Турции Реджеп Эрдоган, как сообщается, назвал произошедшее "подарком Аллаха".

Пользователи социальных медиа уже сравнили попытку госпереворота, в которой погибло предположительно более 160 человек, с пожаром в Рейхстаге — поджогом здания парламента, который в 1933-м был использован Гитлером как предлог, чтобы ограничить гражданские права и начать массовые аресты своих оппонентов".

Перевод Анны Синящик