Военный коммунизм Мадуро. Что может произойти со страной, сделавшей ставку на нефтегазодоллары

Николас Мадуро (справа) / Фото: Getty Images
Николас Мадуро (справа) / Фото: Getty Images

Армия Венесуэлы приступает к "военно-гражданской миссии" — обеспечению населения продуктами, лекарствами и товарами первой необходимости. Самая богатая страна Латинской Америки не может себя прокормить

Related video

Руководить жизненно важной операцией будет министр обороны Владимир Падуро Лопес. Военные поддержали президента Николаса Мадуро после того, как оппозиция получила большинство в парламенте и инициировала процедуру отстранения главы государства от власти. Сейчас армии поручено победить в экономической войне, которую, по убеждению чавистов, против страны развязали враги внешние и внутренние. Несмотря на катастрофическое экономическое положение, социалисты — верные последователи покойного Уго Чавеса, не собираются отдавать власть оппозиции. У них есть план.

Отобрать и распределить

Ситуация в стране критическая. Всюду нехватка самого необходимого: в крупных магазинах столицы, по данным социологической службы Datanalisis, нет 80% товаров массового спроса. Большинство мелких лавок закрыто. В больницах отсутствуют самые простые лекарства и расходные материалы, порой нет даже воды и электричества. Антибиотики можно купить только с рук за сумасшедшие деньги. Кстати, о деньгах: МВФ прогнозирует рост потребительских цен по итогам 2016 года на 480%, в следующем все будет еще хуже — 1640%. То есть, с одной стороны, ничего нету, с другой — то, что есть, стоит баснословных денег.

Раньше как-то выручала контрабанда из соседней Колумбии. Но Колумбию венесуэльские социалисты считают оплотом американских, а значит, подрывных интересов в Латинской Америке, и в августе прошлого года границу с этой страной закрыли. В начале июля, однако, несколько сотен отчаявшихся женщин прорвали заслон из национальной гвардии на мосту, отделяющем венесуэльский город Урена от колумбийского города Кукута, и рванули по местным магазинам. Через несколько часов они возвращались, груженые пакетами с мукой, рисом, растительным маслом, сахаром, туалетной бумагой, распевая национальный гимн. Когда через неделю, 10 июля, границу открыли в порядке эксперимента на 14 часов, в Колумбию на "шопинг" устремились десятки тысяч человек. Но затем границу длиной в 2250 км снова закрыли, идут сложные переговоры о том, чтобы вернуться к нормальному порядку ее работы, но финала этим переговорам не видно.

МВФ прогнозирует Венесуэле рост потребительских цен по итогам 2016-го на 480%, в следующем году будет еще хуже — 1640%

В этих условиях президент Николас Мадуро и инициировал миссию "Суверенное и безопасное снабжение" под руководством минобороны. Сам Мадуро возглавил государственный совет по снабжению. Главная задача — наладить производство и распределение жизненно важных товаров. Армия взяла под контроль ключевые порты, чтобы вести учет прибывающих в страну продуктов.

Социалисты все никак не наиграются с идеей тотального контроля. В стране действует жесткое валютное регулирование, которое привело к разнице между официальным и реальным курсом боливара к доллару в несколько раз. Закон о честной торговле, Комитет честных цен и тысячи народных инспекторов, следящих за ценниками на прилавках, торговлю угробили окончательно. Из Венесуэлы ушли международные компании, которым надоело нести убытки и пытаться наладить работу в условиях дефицита валюты. Власти сочли это умышленным саботажем, остановленные производства по их распоряжению запускаются, чтобы дать работу людям, но никто не знает, где брать сырье для выпуска продукции. Сеть McDonald"s то пытается заменить пропавший картофель корнями юкки, то исключает из меню бигмак, потому что не из чего печь булки. Не очень понятно, чем тут может помочь армия и что знают майоры с генералами такого, что не известно предпринимателям.

А могли бы жить

Сейчас почти невозможно поверить, что в середине прошлого века Венесуэла была самой богатой страной Латинской Америки, по ВВП близкой к Франции и значительно опережавшей Испанию и Италию. Она и сейчас является самой богатой, но лишь потенциально: здесь самые большие доказанные коммерчески извлекаемые запасы нефти среди всех стран, которых природа одарила или наказала этим ресурсом: 297,7 млрд баррелей, по последним данным. Для сравнения: в России — 80 млрд.

Основными разработчиками месторождений были американские компании, делившие прибыль с государством 50 на 50, а позже Венесуэла увеличила свою долю до 65%. Это вполне позволяло стране чувствовать себя экономически уверенно: в 1970 году ее подушевой ВВП превышал британский. Местный патриотизм настолько возрос, что идея не делиться больше с американцами становилась все популярней. А когда лишь за 1973–1974 годы цена на нефть подскочила в четыре раза, это сочли божьим благословением, и в 1976-м активы иностранных нефтяных компаний были национализированы и объединены в рамках государственного концерна Petroleos de Venezuela (PDVSA). Эффективность нефтедобычи тут же упала, а в 1980-е упала и цена на нефть, потащив за собой всю экономику. Ни о каком сравнении с европейскими странами речь уже не шла. Недаром бывший министр нефтяной промышленности Венесуэлы и "отец" ОПЕК Хуан Пабло Перес Альфонсо называл нефть "дьявольскими испражнениями".

Fullscreen

За рекой — еда. Река Тачира составляет значительную часть границы между Венесуэлой и Колумбией, но голодных венесуэльцев не останавливает

Сказка вернулась в 1999 году, совпав с приходом на президентский пост Уго Чавеса. Вплоть до 2008 года цена на нефть непрерывно росла, Венесуэла купалась в "дьявольских испражнениях", а Чавес строил "социализм XXI века": затевал баснословно дорогие социальные проекты, почти даром снабжал нефтью братскую Кубу и наращивал государственную долю в экономике. Конечно, многие венесуэльцы души не чаяли в харизматичном лидере, резко повысившем их уровень жизни, разрешившем поступление в университеты без экзаменов и костерившем на чем свет стоит американский империализм.

Когда Чавес умер в 2013 году от рака, его весьма серому, особенно на таком фоне, преемнику Николасу Мадуро казалось, что можно ни о чем не беспокоиться: нефтедоллары компенсируют управленческую неопытность и даже некоторые благоглупости. Но в том-то и дело, что не компенсировали. В 2015–2016 годах цена на нефть рухнула в три раза. Но упала не только цена — сократилась и добыча. И если в январе 2010 года продажи нефти принесли в казну $3,3 млрд, то в январе 2016 года было получено только $77 млн. Тут-то все несуразности "социализма XXI века" и проявились. Люди, выбравшиеся из нищеты благодаря социальным программам Чавеса, снова оказались на дне. Уж сколько раз было миру говорено, что привязка экономики к нефти губительна, но венесуэльское отечество не услышало даже своего пророка Переса Альфонсо и теперь расплачивается.

Чавизм-мадуризм

За попыткой Мадуро удержать ситуацию, введя в экономику армейскую дисциплину, скрывается единственная надежда, что судьба опять смилостивится и цены на нефть пойдут вверх. Вера в это так сильна, что Венесуэла даже не помышляет об объявлении дефолта, несмотря на то что в этом году ожидается сокращение экономики на 8–10%. Золотовалютные резервы, пополнением которых Чавес в обильные годы не заморачивался, тают на глазах и составляют $12 млрд. При этом страна исправно платит по всем своим огромным внешним долгам. Кредиты в годы нефтяного бума брались и давались легко, причем кредитовался в основном импорт. Зачем производить, если можно купить? Но вот купить уже нельзя, а платить приходится. За последние полтора года сумма выплат по кредитам составила $36 млрд. Для Мадуро предельно важно, чтобы Венесуэла сохраняла статус платежеспособного государства.

А еще власть регулярно повышает зарплату военным и госслужащим, в этой смутной ситуации ничто так не ценится, как лояльность. Хотя нужно сказать, что венесуэльская оппозиция пока действует предельно правовыми методами. С целью отстранения Мадуро от власти был проведен сбор подписей для организации соответствующего референдума. Требовалось собрать подписи 1% избирателей — около 200 тыс. Собрали почти 1,3 млн. Власти забраковали из них 600 тыс., а ведь еще предстоит следующий шаг, когда нужно будет под второй петицией набрать 4 млн подписей. Оппозиция спешит, потому что если референдум не объявить до 10 января, когда исполнится половина президентского срока, то досрочных выборов не будет, а обязанности президента лягут на вице-президента, соратника Николаса Мадуро по Единой социалистической партии Венесуэлы. То есть не изменится ровным счетом ничего.

Последний опрос общественного мнения показал поддержку президента в 23% — совсем немало с учетом того, что творится в стране. Беднота благодарна социалистам за то, что дали пожить, а от правых не ждет ничего хорошего. Оппозиция же пока не понимает, как мирным путем оторвать чавистов от штурвала: те явно не умеют править в условиях, когда на голову не сыплются нефтедоллары, но очень любят и хотят. И пока их желание не уходить сильнее желания оппозиции прийти им на смену. Венесуэла терпит.