Он вам не Димон. Почему Дмитрий Медведев так недешево обходится своей стране

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Что экс-президент, а нынче премьер-министр России Дмитрий Медведев не бедствует, никто, в общем, и не сомневался. Насколько — стало известно из расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального

Related video

Фильм-расследование под названием "Он вам не Димон" набрал миллионы просмотров со 2 марта в YouTube, когда был выложен в Сети. И из него действительно предстает фигура помасштабнее и посерьезнее, чем многие рисуют себе Медведева: несуразный любитель гаджетов и автор неуместных заявлений, которого камеры вечно ловят спящим на официальных мероприятиях. Когда-то, в 2013 году, пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова с возмущением прокомментировала фамильярность пользователей соцсетей по отношению к ее шефу: "Он вам не Димон. Он председатель правительства", — чем вызвала новый шквал насмешек и фотожаб на премьера. Теперь можно смело утверждать, что Дмитрий Медведев не только председатель правительства, но и один из богатейших людей России, миллиардер.

Любовь к кроссовкам

Навальный и сотрудники его фонда уверяют, что не получали никаких "сливов" и что вся добытая ими информация из открытых источников. Ну не совсем открытых. Так, на главные следы их вывела публикация группы анонимных хакеров "Шалтай-Болтай", получивших доступ к гаджетам премьера и его почтовым аккаунтам. О взломе сообщили еще в августе 2014 года, и тогда стало известно, что Дмитрий Медведев — большой любитель интернет-покупок.

Так, лишь за три месяца глава российского правительства заказал себе 73 футболки и 20 пар кроссовок. Отдельный вопрос, куда ему столько, но, сличив фотографии Медведева с заказами, расследователи пришли к выводу, что покупателем был именно он: очень уж тот любит кроссовки ядовитых расцветок, не спутаешь. Вот только заказы шли на адрес фирмы "Техинпро", на имя ее главы Владимира Дьяченко. А это уже интересно. Чужого человека не попросишь прикупить для тебя одежду и обувь.

Fullscreen

Поместье и агрокомплекс Медведева в Мансурово / Сайт Алексеея Навального

Фирма "Техинпро" обслуживает собственность в Курской области и на Кубани. Отец и дед Дмитрия Медведева родом из села Мансурово Курской области, и именно там имеется огромный дом площадью около полутора тысяч квадратных метров и все положенные богатой усадьбе постройки — гостевой дом, вертолетные площадки, помещения для прислуги и охраны. Ничего более грандиозного во всей небогатой области нет. Здешние жители это место иначе как дачей Медведева не называют. Хотя местное начальство утверждает, что это база отдыха для работников агропромышленного комплекса, завязанного на ту же фирму "Техинпро". Да, и охраняют их отдых сотрудники Федеральной службы охраны. Случайно среди руководителей агрокомплекса "Мансурово" значится двоюродный брат Медведева Андрей.

Через "Техинпро" обнаруживается выход на сто гектаров виноградников под Анапой. А от них рукой подать до тосканской виллы XVII века: тридцать комнат, магазин по продаже собственных вин и оливкового масла. Каких-то 100 гектаров за десять миллионов долларов. Всероссийская кампания по борьбе с импортными продуктами и винами тут, конечно, ни при чем. Что положено Юпитеру, то не положено быкам.

Подарочки для Димы

Совет директоров агрохолдинга "Мансурово" возглавляет Илья Елисеев, заместитель главы Газпромбанка. Через принадлежащие ему офшоры и приобретались виноградники в Тоскане, а также две яхты люкс-класса ценой 16 миллионов долларов с одинаковым названием "Фотиния". Фотиния — это "Светлана" на церковный лад, так зовут жену Медведева. Обе яхты неоднократно были замечены у других объектов, которые связывают с именем Дмитрия Анатольевича.

Fullscreen

Виноградники в Анапе и Тоскане / Сайт Алексеея Навального

Илья Елисеев — однокурсник премьера по ленинградскому юрфаку, оба учились там в аспирантуре и пытались заниматься совместным бизнесом. Сейчас Елисеев является главой наблюдательных советов четырех общественных фондов: "Дар", "Соцгоспроект", Фонд поддержки зимних олимпийских видов спорта и Фонд социально-культурных инициатив. Президент последнего — Светлана Медведева. Благотворительность — это прекрасно и благородно, только деятельность этих фондов направлена на обслуживание жизни и отдыха семьи одного из первых лиц государства.

Способ наполнения фондов прост, как рубль одной бумажкой. Вагит Алекперов, глава компании "Лукойл", взял и подарил фонду "Дар" усадьбу на Рублевке площадью в три тысячи квадратных метров. По данным американского Forbes за 2008 год, это поместье входило в десятку самых дорогих в мире, хотя после кризиса его цена и упала. Очевидно же, что без собственности на Рублевке никакая благотворительность невозможна. Дворец графа Кушелева-Безбородко в Петербурге, исторический памятник на Невской набережной, приобрел для фонда "Дар" бывший ученик Ильи Елисеева, Филипп Полянский, входивший вместе с ним в наблюдательный совет Благовещенского арматурного завода. Нет, дворец не отдали сиротам, а переделали под жилой дом с 29 квартирами по баснословной цене. В некоторых квартирах есть даже лифты для машин, чтобы можно было подняться в апартаменты, не выходя из-за руля.

Строительство медведевской резиденции площадью 4000 квадратных метров в Сочи, на хребте Псехако рядом с Красной Поляной, провели через Фонд поддержки олимпийских видов спорта и включили в число объектов Олимпиады-2014. Обошлось в копейки — всего-то 2,6 миллиарда рублей.

Fullscreen

Горная резиденция "Псехако" в Сочи / Сайт Алексеея Навального

Другой источник пополнения медведевских фондов — прямые кредиты того же Газпромбанка, где в руководстве Елисеев. Всего расследователи насчитали подарочков на сумму около 70 миллиардов рублей. Недешево обходится стране Димон.

Кто ж его посадит

Забавно, что многие доказательства против себя предоставил сам Медведев, любитель выложить красивый снимок в Instagram. Привязка изображения к местности — дело техники. Но, с другой стороны, чего ему опасаться? Жизнь и быт российской верхушки ярко иллюстрирует поговорку "у него все было, и ему за это ничего не было".

В конце концов это далеко не первое расследование имущественного состояния одного из российских руководителей и самого Медведева в частности. Так, еще в сентябре 2016 года тот же Алексей Навальный рассказал о секретной даче Дмитрия Медведева в Плесе Ивановской области. Она тоже находится в собственности фонда "Дар", и в строительство этой резиденции вложились Леонид Михельсон и Леонид Симановский, одни из богатейших людей России, потратив 33 миллиарда руб­лей минимум. У Медведева даже не стали заморачиваться с объяснениями, сказав, что Дмитрий Анатольевич временно проживает в некоторых местах, но это не означает, будто он их собственник.

Fullscreen

Резиденция Медведва на Рублевке / Сайт Алексеея Навального

В этот раз защита была более жесткой. Секретарь Генсовета "Единой России" Сергей Неверов назвал расследование Навального "бредом уголовника". Напомним: Дмитрий Медведев — глава этой организации. А пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что "комментировать пропагандистские выпады оппозиционного и осужденного персонажа, заявившего, что он уже ведет какую-то предвыборную кампанию и борется с властью, бессмысленно".

В феврале основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального осудили на пять лет условно по "делу Кировлеса", что фактически выбивает его из участия в президентских выборах 2018 года. Жертвы его антикоррупционых расследований получили возможность указывать на "уголовное прошлое" оппозиционера.

Глава Фонда по борьбе с коррупцией Роман Рубанов обратился в Следственный комитет России с просьбой о возбуждении уголовного дела в отношении Медведева и Алекперова о даче взятки в виде баснословно дорогого поместья. Надежды на малейший отклик никакой, это понятно. Однако главная проблема не в состоянии правоохранительных органов России или власти в целом, а в отношении российских граждан к фактам откровенного и наглого жирования собственных правителей, которые умудряются на государственных постах превращаться в миллиардеров. Это считается нормой. А зачем еще идут во власть? "И мы бы на его месте…" Только на месте Путина по-прежнему и уже столько лет — Путин, на месте Медведева — Медведев, и именно потому, что другие думают: "И мы бы на их месте…"