Человек из "Солидарности". Был ли Лех Валенса агентом спецслужб

Фото: polskieradio.pl
Фото: polskieradio.pl

Фокус поговорил со Збигневом Буяком о скандале, разгоревшемся в Польше из-за, того что Валенсу обвиняют в сотрудничестве с органами госбезопасности

Related video

В Киеве в рамках программы "Свобода: кино социальных перемен" — специального проекта Института им. Адама Мицкевича и КМКФ "Молодость" — показали фильм Анджея Вайды "Человек из железа" о забастовке на судоверфи в Гданьске. Фильм основан на реальных событиях, и в нем снялся в эпизодической роли молодой Лех Валенса, тогдашний лидер "Солидарности". На презентацию приехал Збигнев Буяк, соратник Валенсы.

В медиа появилась информация о том, что Институт судебных экспертиз в Кракове подтвердил подлинность документов, указывающих на то, что экс-президент Польши и лидер "Солидарности" был тайным осведомителем госбезопасности ПНР. Что вы думаете об этих обвинениях в адрес Валенсы?

— Это неправда. Я серьезно занимался изучением работы спецслужб и знаю от американских экспертов, что в Польше было пять-семь активистов, на которых уже тогда готовили компромат.

С тем чтобы подставить, когда придет время?

— С тем чтобы подставить, когда они станут влиять на процессы. Кроме того, мне рассказали, что в Москве в свое время работали лучшие фальсификаторы этих документов.

То есть письма, которые, если верить СМИ, ссылающимся на экспертов, были написаны рукой Валенсы, — подделка?

— Это и польские эксперты подтвердили, что многие, якобы подписанные Валенсой документы, не его. Дело в том, что Лех Валенса никогда ничего не писал. И в 70-е годы тоже. Не любил писать. А если какие-то тексты и были, то очень короткие. У него не было высшего образования, он делал много грамматических ошибок. И для того, чтобы подтвердить оригиналы это или фальсификаты, нужна долгая и кропотливая работа экспертов, потому что надо осматривать и бумагу, и машинку, на которой были напечатаны расписки. Кампания против Валенсы, которая началась в Польше, это внутренняя политическая борьба.

"Для меня большой вопрос, почему Чорновил не стал главой страны. Вацлав Гавел в Чехии был избран президентом, Лех Валенса — в Польше"

С кем?

— Между Ярославом Качиньским и Лехом Валенсой. Был такой момент, когда Качиньский очень поддерживал Валенсу. И, кстати, знал об этих документах, поскольку подобные обвинения в адрес Валенсы звучали и раньше. Но потом Валенса отправил его в отставку и с тех пор началось.

Вы говорили с Валенсой об этих письмах?

— Мы говорили об этом еще в 80-м, в 79-м, когда он был активистом, общественным деятелем. А с активистами в то время встречались тайные агенты, и записки о том, что такие встречи были, остались, конечно. Теперь на них опираются, обвиняя его в сотрудничестве со спецслужбами. Можно предположить, что и на других известных деятелей есть подобные документы — на того же Адама Михника, например.

А на вас?

— Не знаю, может быть, нет — я не был такой важной шишкой.

Почему социал-демократия и левая идея в целом не находят серьезной поддержки в современной Польше?

— Социал-демократия никогда не пользовалась особой популярностью в Польше. Постоянно проводились параллели с коммунистическими идеями. Для многих граждан это одно и то же, раз ты левый — значит, коммунист.

Как вы думаете, почему в Украине не появилась своя "Солидарность"?

— Для меня РУХ был такой организацией. Я познакомился с Вячеславом Чорновилом — он был великим политиком, политиком европейского формата. И для меня большой вопрос, почему он не стал главой страны. Вацлав Гавел в Чехии был избран президентом, Лех Валенса — в Польше.

Вячеслава Чорновила убили, он не успел.

— Я знаю, но до этого он проиграл президентские выборы. И для меня вопрос, почему это произошло? Лех Валенса тоже нелегко выиграл выборы, но он их выиграл. Вацлав Гавел легко победил. И мне казалось, что ситуация в Украине была похожа на ситуацию в Польше. Я в свое время был знаком со многими людьми из РУХа, это были честные, принципиальные люди, которые понимали, что несут ответственность за страну и готовы были брать эту ответственность на себя. У меня нет ответа на вопрос, почему в Украине так сложилось. Тот же Чорновил на требование, чтобы Украина отдала ядерный блок первым четко сказал "нет" — не будем отдавать без гарантий. В этих моментах он был радикалом, но такой радикализм стране нужен. Именно он был политиком, который мог построить независимую страну. Его убили — надо было его беречь. Но у нас в Польше нет таких проблем с тайными агентами из Москвы, как у вас. У вас ситуация в сто раз хуже, и тогда была, и сейчас. Они активны в Польше, но их активность в Украине гораздо выше.