Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса
Шагреневое пространство. Ключевые идеи Венецианской архитектурной биеннале — 2018

Шагреневое пространство. Ключевые идеи Венецианской архитектурной биеннале — 2018

Темой биеннале этого года стала проблема нехватки пространства в урбанизированном и перенаселенном мире. Идеи и решения, как можно сделать архитектуру более комфортной для человека, будут экспонироваться в Венеции до 25 ноября.

1100

Венецианская биеннале — одна из старейших выставочных площадок мира, основанная в 1895 году и построенная в городском парке Джардини, где проходят выставки произведений искусства и архитектуры, музыкальные, танцевальные, театральные и кинофестивали. Комплекс состоит из центрального павильона для групповых экспозиций, а также национальных павильонов 63 стран. Они сами по себе являются произведениями искусства, так как их проектировали знаменитые архитекторы. К примеру, автором павильона Финляндии стал Алвар Аалто, одна из знаковых фигур скандинавского дизайна 1960-х годов. На территории Джардини каждый нечётный год проходит выставка произведений искусства, а каждый чётный — архитектурная биеннале, причём длится она полгода. Нынешняя архитектурная биеннале началась 25 мая, окончится 25 ноября.

В последнее время организаторы зодческой выставки сосредоточились на урбанистическом аспекте архитектуры — на том, как она "говорит" с человеком, насколько отвечает его потребностям. Темой биеннале этого года стало "Свободное пространство" — крайне актуальная для современного общества проблема. Ведь население нашей планеты всё больше концентрируется в городах, и пространство вокруг человека сужается, его не хватает. Кураторы выставки, ирландские архитекторы Ивонн Фаррелл и Шелли МакНамара выпустили концептуальный манифест, в котором они размышляют о том, что такое свободное пространство, каковы его качества. Это, в частности, "способность архитектуры дарить свободное и дополнительное место тем, кто ею пользуется, и удовлетворять невысказанные потребности тех, кто проходит мимо". В пример кураторы приводят лавочки, которые могут соответствовать пропорциям тела человека, пологие пороги, о которые не цепляешься, или беседки, где прохожие могут укрыться от дождя. Над тем, как можно сделать архитектуру более комфортной для человека, Фаррелл и МакНамара предложили подумать участникам выставки. Их идеи и решения экспонируются в Венеции.

Гулливеры и лилипуты

Точная диагностика — уже половина решения проблемы. Это правило работает и в архитектуре. Многие участники биеннале сделали "диагностические" экспозиции, которые показывают отношения человека и пространства вокруг него, места, где больше всего искривлений. Оказывается, проблема свободного пространства двоякая: с одной стороны, жителям городов его отчаянно не хватает, с другой — есть огромные территории, которые человек не в состоянии осмыслить из-за их масштаба. Качество сужающегося городского пространства отлично показали во французском и албанском павильонах, заполнив их сотнями разнородных вещей. Каждый день горожанин контактирует с множеством предметов — от одежды и мебели до реклам и вывесок на улицах. И часто этот контакт не нужен человеку, засоряет его пространство, утомляет.

Страх и беззащитность людей перед большим пространством визуализировали в российском павильоне, превращённом в железнодорожный вокзал. Показано, как развивалось железнодорожное сообщение в России, как пытались освоить колоссальные пространства и с каким трудом их преодолевают. А чувства путешественника, который неделю добирается из Москвы до Владивостока, иллюстрировали с помощью инсталляций утерянных вещей.

Самым точным высказыванием на тему искривлённых отношений человека и пространства стал павильон Швейцарии. Там построили пустую квартиру, предназначенную для продажи, и посетителям устраивают просмотры. При этом кураторы экспозиции масштабировали пространство не 1:1, а сделали комнаты то гигантскими, то маленькими. Всем зашедшим приходится то на цыпочках дотягиваться до дверной ручки, то сильно пригибаться, чтобы войти в дверной проём или посмотреть в окно. Как утверждают кураторы проекта, они хотели показать искажения образа жилища, в фотографиях к примеру. Насмотревшись их, человек приходит в квартиру и получает совершенно другой опыт.

За проект Swizzera 240 кураторы швейцарского павильона награждены "Золотым львом" от жюри биеннале

Кураторы французского павильона задаются вопросом: должны ли мы просто строить дома или всё же искать место для горожан?

Экспозиция в русском павильоне называется "Станция "Россия" и включает артефакты, сопровождающие трудное путешествие


Вперёд, к свободе

В "Манифесте свободного пространства" кураторы биеннале сделали её участникам интересное предложение — рассматривать в качестве клиента не только человека, но и Землю. Ведь она даёт множество ресурсов для архитектуры — свет, воздух, ветер, гравитацию, причём совершенно бесплатно. Поэтому многие участники осмыслили освобождение места как уважительное отношение к окружающей среде. Традиционно павильоны на экологическую тематику представили скандинавские страны, которые много работают в этой сфере. Скандинавы считают, что мы могли бы гармоничнее взаимодействовать с природой и таким образом очищать пространство, а иллюстрацией этого стали огромные воздушные шары. Они то наполняются воздухом, то сжимаются и будто тяжело дышат от недостатка кислорода.

Остроумные решения, как увеличить пространство, представили островные народы — для них нехватка места является исторической, а опыт в его отвоё­вывании колоссальный. Хитом биеннале стал британский павильон, полезную площадь которого увеличили в два раза. Внутри он абсолютно пуст, а снаружи обнесён своеобразными лесами с лестницами. Они ведут на крышу, где устроена смотровая площадка, с которой открываются панорамные виды на венецианский сад и лагуну. Вот так, полезно и красиво, можно использовать и интерьер, и фасад здания.

Кураторы павильона Сингапура заявили тему провокационно: "Как это — нет свободного пространства?" По мнению сингапурцев, территорию всегда можно найти. Искать следует по такой схеме: считать пространство не метрами, а кубами, не бояться высоты, повторно использовать всё вокруг, включать любой природный объект в городскую экосистему, много учиться и позволять детям фантазировать. Каждый из этих пунктов проиллюстрировали проектами, реализованными в Сингапуре.

Кураторы скандинавского павильона призывают к пересмотру базового соотношения архитектуры и экологии

Экспозиция Индонезии называется "Красота пустоты" и посвящена тому, как привнести пустоту в архитектуру

Кураторы британского павильона — Маркус Тейлор и фирма Caruso St John Architects считают, что пустота — это пространство убежища и изгнания одновременно


Модели будущего

Очевидно, со временем проблема свободного пространства обострится, причём в обе стороны — в одних точках нашей планеты его не останется, а в других возникнут пустыни из-за оттока людей. Над обеими этими проблемами участники биеннале тоже подумали, рассматривая при этом спе­цифические нужды своего региона. К примеру, в Европе это адаптация беженцев, которых наверняка не станет меньше в ближайшем будущем. В этом важно даже не освобождение пространства, а некий его тип, который примиряет коренное население с приезжими. Смоделировать его попробовало берлинское бюро Kéré Architecture вместе со студентами Академии архитектуры в Мендризио. Они создали яркий тент, открытый и при этом уютный. По задумке авторов, это неожиданное пространство для импровизации и творчества, а в конечном итоге — для общения и возможности почувствовать себя человеком, а не загнанным животным.

У Китая другая проблема — огромные просторы, оставленные жителями деревень, которые уехали в города. Поэтому в павильоне Поднебесной экспозиция посвящена "Деревне будущего". К ней можно присмотреться и украинцам, ведь проблема "мёртвых" сёл актуальна и для нас, хоть и не в таком масштабе, как в Китае. Китайцы же считают, что развитие технологий даёт отличный толчок для заселения таких опустевших мест, поскольку работать в интернете можно где угодно. А чтобы привлечь новых обитателей, нужно развивать локальные и крафтовые производства, агротуризм и вообще популяризировать идею того, что жить на природе крайне заманчиво и романтично.

Вот такими видят деревни будущего китайские архитекторы и дизайнеры

Чтобы увеличить пространство, бельгийское бюро de Vylder Vinck Taillieu пользуется приёмами оптической иллюзии

Пространство для беженцев от Kéré Architecture установлено также в здании бывшего аэропорта Темпельхоф в Берлине


Близко к идеалу

В этом году в Венецианской биеннале впервые участвует Ватикан, экспозиция которого ожидаемо привлекла большое внимание. Суть проекта "Часовни Ватикана" в том, что святые отцы пригласили десять архитекторов, чтобы те спроектировали часовни, и в этом им была дана абсолютная свобода. Современная архитектура — не новинка для католической церкви, на протяжении XX века регулярно появлялись церкви и часовни авангардного облика, над которыми работали классики архитектурного модернизма. В частности, в качестве отправной точки, источника вдохновения для венецианской экспозиции послужила часовня 1920 года, спроектированная знаменитым шведским архитектором Гуннаром Асплундом. В нынешнем проекте для Святого Престола поработали современные звёзды, среди которых британец Норман Фостер и португалец Эдуарду Соуту де Моура.

"Часовни Ватикана", размещённые в лесистой части острова Сан-Джорджо-Маджоре, далеки от канонического образа церковной архитектуры. Это скорее размышления зодчих на тему того, каким может быть место умиротворения для современного человека. "Нет, это не часовня, не святилище и ни в коем случае не гробница. Это просто место со стенами, тенистым деревом у входа и сиденьями, где вы можете сесть и поставить ноги на землю", — объясняет свою концепцию Соуту де Моура. Оказывается, что формат часовни очень удобен для адаптации к современной архитектуре — открытой, использующей возможности света и тени, играющей с гравитацией. А если рассматривать "Часовни Ватикана" в урбанистическом ключе, то этот проект моделирует общество, близкое к идеалу, — такое, где людям предлагают место и время для отдыха, где архитектура и природа гармоничны, а институции, которые считаются закрытыми и консервативными, не отрицают современность, а включаются в неё.

Часовня-"конюшня", проект японского архитектора Терунобу Фуджимори

"Нечасовня" португальца Эдуарду Соту де Моура, лауреата Притцкеровской архитектурной премии

Парагвайский архитектор Хавьер Корвалан установил часовню на штатив, поэтому она может двигаться под порывами ветра

11
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.