Индийский джокер. Сможет ли Вашингтон переиграть Пекин в Азии

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Нью-Дели старается всячески показать Пекину, что готов к сотрудничеству в любой сфере, но не забывает и принимать участие в альянсе США — Япония — Индия — Австралия. О расстановке сил в Индо-Тихоокеанском регионе рассказывает Фокус

Related video

Индия, крупнейший импортер российского оружия в 2007–2015 годах, с апреля прекратила платить РФ по действующим контрактам — все подобные транзакции индийские банки блокируют. Причина в том, что "Рособоронэкспорт" и большинство оборонных предприятий России попали под американские санкции. Расчет в долларах стал для них невозможен, поэтому финансовые учреждения предпочитают не рисковать, дабы самим не получить "черную метку" от Вашингтона. В Москве видят выход в том, чтобы перейти на расчет в национальной валюте. Однако проблема намного серьезнее. Индия вновь становится джокером в геополитическом покере. На то, чтобы получить его, сегодня претендуют два куда более могущественных, чем Россия, игрока: Китай и США. И у них, похоже, больше весомых аргументов для реализации задуманного.

От холодной войны до Трампа

Со времен холодной войны Индия находилась в сфере влияния Советского Союза, в то время как США в этом регионе поддерживали Пакистан, череда территориальных притязаний с которым обернулась для Индии рядом военных конфликтов. После распада СССР данная инерция глобальных интересов отчасти сохранилась, хотя Вашингтон последние 20 лет настойчиво старается втянуть Нью-Дели в свою орбиту, пытаясь противостоять Китаю, который становится здесь доминирующей силой.

Заметное потепление американо-индийских отношений началось в 2000 году после визита в Индию президента Билла Клинтона. При Буше-младшем сотрудничество между странами развивалось семимильными шагами и охватывало самые разные области, в том числе кооперацию в атомной сфере, вполне отвечая духу и букве заявленного "стратегического партнерства".

В 2009-м заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс заявил о наступлении "новой эры" в американо-индийском партнерстве. "Это не совпадение, что первый гость президента Обамы прибудет с государственным визитом из Индии, — подчеркнул он. — Индия играет все более значимую роль в решении практически всех главных вызовов этого века: от глобального экономического кризиса до энергетической безопасности, изменений климата, распространения оружия массового поражения и жестокого экстремизма. Она будет ценным партнером в исторической попытке культивировать сферы сотрудничества в Азии". Однако в том же году внешнеполитический вектор Белого дома качнулся отнюдь не в сторону Индии.

Превратить Индию в полноценного союзника Обаме не удалось, хотя неплохой задел своему преемнику он оставил

Попытка создания "большой двойки" с Китаем хоть и не увенчалась успехом, но вызвала негативную реакцию в Нью-Дели. Тем не менее после визита президента США в Индию в 2010-м в двусторонних отношениях наметилось потепление. Товарооборот между странами вырос, а Белый дом сделал широкий жест: объявил об ослаблении контроля над экспортом чувствительных технологий в Индию и вычеркнул индийские оборонные и космические организации из списка санкционных компаний.

Дополнительная позитивная перезагрузка отношений произошла, когда премьер-министром Индии стал Нарендра Моди. После второго визита в Индию Обамы в 2015 году (случай сам по себе беспрецедентный) было объявлено о ряде совместных проектов, в том числе в области вооружения и военного сотрудничества. Впрочем, превратить Индию в полноценного союзника Обаме не удалось, хотя неплохой задел своему преемнику он оставил. В частности, совместный меморандум о военной логистике, предполагающий возможность взаимного использования территорий стран, их воздушного пространства и военно-морских баз для ремонта и снабжения. Понятно, что основную выгоду от принятия данного документа получил Вашингтон. Однако и для Нью-Дели это не было символическим жестом: усилению в регионе Китая нужно было что-то противопоставить.

Индо-Тихоокеанский регион как новая веха

После визита премьер-министра Нарендры Моди в Вашингтон, состоявшегося в июне 2017-го, в политическом обиходе американских стратегов термин "Азиатско-Тихоокеанский регион", привычный для описания обширной территории от Индии и Японии до Австралии, стал вытесняться другим — "Индо-Тихоокеанский регион". Этим пытаются подчеркнуть и важность Индийского океана в военной стратегии США, и одновременно геополитическую значимость Индии, чей вес в глазах Белого дома значительно увеличился.

Отнюдь не случайно, что первое серьезное выступление главы американского Госдепа Рекса Тиллерсона в октябре минувшего года было посвящено отношениям между двумя странами. Некоторые аналитики даже окрестили его "любовным письмом" Вашингтона Нью-Дели. Однако роль трубадура в отношении Индии госсекретарь тут же уравновесил ролью прокурора в отношении Китая. Индию и США бывший исполнительный директор Exxon Mobil объявил "двумя столпами стабильности по обе стороны земного шара", подчеркнув, что новое стратегическое партнерство Нью-Дели и Вашингтона необходимо для сохранения на ближайшее столетие мирового порядка, основанного на правилах. Тогда как Китай назвал "дестабилизирующей силой" в регионе, обвинив Пекин в провокационных действиях в Южно-Китайском море, бросающих "вызов международному праву и нормам, за защиту которых выступают и США, и Индия".

Fullscreen

Тесные объятия. Встреча Нарендры Моди с Дональдом Трампом стала трамплином для проекта "Индо-Тихоокеанский регион"

Таким образом, позиция Вашингтона обозначилась предельно прозрачно. К заявленной дружбе тут же прикрепили ярлык, указывающий, против кого она направлена. Нью-Дели отреагировал на это сдержанно. Прошлогодний конфликт с КНР вокруг плато Доклам научил индийское руководство действовать в согласии с индийской поговоркой: "Живя в воде, не стоит враждовать с крокодилом". Внешне Индия старается всячески показать Китаю, что готова к сотрудничеству в любой сфере. На днях страны договорились расширить свои военные связи и усилить взаимодействие для обеспечения мира на их общей границе. А индийский премьер заявил, что Пекин и Нью-Дели относятся к разногласиям "с деликатностью и зрелостью". Однако на деле страна уже давно пытается противостоять Китаю, принимая участие в альянсе США — Япония — Индия — Австралия.

Этот формат наделал много шума в ноябре минувшего года, когда на Восточноазиатском саммите в Маниле состоялась рабочая встреча дипломатов указанной "четверки". В публикациях, последовавших за этим событием, эксперты предрекали очередной геополитический сдвиг в Азии. Самой идее уже больше десяти лет. Ее во время своего первого премьерского срока начал активно пропагандировать глава правительства Японии Синдзо Абэ. Он призывал на просторах "большой Азии" создать "дугу свободы и процветания". "Дуге" надлежало выстроить систему сдерживания Китая. Уход Абэ на время с политической арены заморозил воплощение этих планов. Сегодня мы видим их гальванизацию. Отнюдь не случайную. Поскольку сам формат отвечает интересам каждого из членов "четверки".

Для Дональда Трампа он вообще что-то вроде подарка судьбы. Хозяина Белого дома уже год активно критикуют за то, что, выйдя из Транстихоокеанского партнерства, он "покинул" Азию и оставил ее на растерзание Китаю. Теперь же, когда концепция "свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона" закрепилась не только в устной риторике, но и в концептуальных документах — "Стратегии национальной безопасности" и "Стратегии национальной обороны" США, похоже, самое время наполнить ее и новыми смыслами, и новыми альянсами. В которых роль Индии трудно будет пере­оценить. Вашингтон давно предпочел бы видеть в качестве восходящей супердержавы именно ее, а не Китай. И готов ради этого на радикальные шаги. Эксперты среди прочего говорят о возможности придания Индии статуса "основного союзника вне НАТО".

Слабое ли звено?

Пекину придется считаться с раскладами, которые сулит стратегическое партнерство между Вашингтоном и Нью-Дели, способное расшириться до антикитайской коалиции

Критики этих упований Вашингтона, однако, называют Индию самым слабым звеном в системе регио­нальной безопасности. Именно в силу того, что она слишком уж пытается (по крайней мере внешне) не поссориться с Поднебесной. Однако едва ли имеется основание думать, что Нью-Дели предпочтет сотрудничество с Пекином тому политико-экономическому рациону, который ныне предлагает Вашингтон — в союзе с кем-то или самостоятельно. Даже тот факт, что сегодня Китай — союзник Индии по БРИКС и ШОС и ее главный торговый партнер, не может перетянуть чашу индийских политических весов в его сторону. Уж слишком велики опасения Индии в отношении своего циклопического соседа. Этим объясняются многие ее шаги. Например, отказ участвовать в китайском мегапроекте "Один пояс — один путь", в который пытается войти Россия. Отсюда же принятие той политики кнута и пряника, которую демонстрирует по отношению к Нью-Дели Вашингтон.

В качестве кнута как раз выступают санкции. Казус с приостановкой оплаты по российским оборонным контрактам показателен. Он объясняет и то, как этот механизм работает, и то, как Индия готова на него реагировать. Причем это касается не только антироссийских санкций. Антииранские для Нью-Дели, пожалуй, еще менее комфортны. Для страны, которой эксперты прочат к 2024 году стать мировым лидером по темпам увеличения спроса на нефть, ограничение на поставки черного золота из Ирана — третьего по значимости экспортера углеводородов в Индию — серьезная проблема. Однако не считаться с грозными заявлениями США Индия не может. Тем более что у Вашингтона наготове и щедрые поощрения.

В конце июля Соединенные Штаты включили Индию в приори­тетную категорию стран — партнеров по торговле стратегическими товарами, которым предоставлен статус STA-1 (Strategic Trade Authorization-1). Она стала в Азии третьим после Японии и Южной Кореи государством, наделенным статусом, который открывает возможности упрощенного приобретения американской высокотехнологичной продукции, в том числе оборонного значения. Для Индии, в чьи намерения входит не только побороться за регио­нальное лидерство с Китаем, но и стать, например, космической супердержавой, это крайне важно.

Могут ли предложить Нью-Дели что-то подобное Москва или Пекин? Вряд ли. Поэтому даже если Индия в конце концов расплатится по контрактам с Россией национальной валютой, то продолжение активного сотрудничества в оборонной сфере между двумя странами вряд ли последует. Так что оптимистические заявления Москвы о том, что до конца года контракт на поставку ЗРК С-400 подпишут, — скорее всего, хорошая мина при плохой игре. Несмотря даже на то, что Россия пообещала скидку. В Нью-Дели уже в апреле вышли из совместного проекта по созданию истребителя пятого поколения на базе Су-57. Зато закупили 36 французских истребителей Rafale и вооружение к ним за 8 млрд евро. Россия явно проигрывает битву за Индию. При этом пример Нью-Дели может стать заразительным для других потенциальных покупателей. Они вполне способны уйти, не желая портить отношения с США.

Такой бизнес-нокаут вдобавок повлечет за собой ослабление РФ как геополитического игрока. И без того не пребывающая на первых ролях в Азиатско-Тихо­океанском регионе, Россия рискует оказаться и вовсе на задворках в этом важнейшем сегменте глобальной шахматной доски.

Китаю, конечно, подобная участь не грозит. Он продолжит творить свой новый Шелковый путь. Но и ему придется считаться с теми раскладами, которые сулит стратегическое партнерство между Вашингтоном и Нью-Дели, способное расшириться до антикитайской коалиции. В конце концов, нынешнее сражение за Индию — это не что иное, как битва против Китая. Не факт, что Пекин выйдет из этого коллективного противостояния без потерь. И вполне может статься, что выражение "Индо-Тихоокеанский регион" в обозримой перспективе перекочует из разряда неологизма в разряд геополитической реальности. Выгодополучателями в которой станут Индия и США.