Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса
Политический сверхреализм. Смогут ли США справиться со сближением России и Китая

Политический сверхреализм. Смогут ли США справиться со сближением России и Китая

Взаимная неприязнь к порядкам, устанавливаемым США, сближает Россию и Китай. Сохранится ли эта тенденция в будущем и чем следует считать советско-китайский раскол — исключением или правилом, рассказывается в материале The Diplomat

000

В некотором смысле, американские политики вынуждены полагать, что между Россией и Китаем устойчивых прочных отношений быть не может. Для убежденных сторонников школы политического реализма перспектива расширения сотрудничества между двумя крупными, мощными странами, имеющими общую длинную сухопутную границу, кажется странной. Как показывает опыт холодной войны, в какой-то момент напряженность, присущая такой позиции, выльется в открытый антагонизм, несмотря на идеологическую близость или другие общие интересы.

Автор материала – доцент Школы дипломатии и международной торговли Паттерсона и приглашенный лектор в Военном колледже армии США – Роберт Фарли уверен, что в настоящее время Россия и Китай рассматривают Соединенные Штаты как более значительную угрозу, чем друг друга

И все же, как утверждают Василий Кашин (в отчете об оборонительных контактах Китая с Россией для CNA — американской аналитической организации, занимающейся вопросами безопасности и военными исследованиями) и Роберт Саттер (в колонке для журнала Diplomat), долгожданный и желанный разрыв между Китаем и Россией пока еще не случился. И действительно, сегодня он кажется более далеким, чем когда-либо после окончания холодной войны.

Саттер четко обозначает проблему: в то время как отношения США и с Китаем, и с Россией значительно ухудшились за последние два года (хотя и по разным причинам), связи между Москвой и Пекином укрепились.

Кашин доказывает, что комментаторы раздули идею исторической напряженности между Россией и Китаем. В течение имперского, коммунистического и посткоммунистического периодов нормой, как правило, было сотрудничество, а не конфронтация. Китайско-советский раскол стал большим исключением, и нам не следует ожидать, что это исключение станет правилом. Как отмечает Кашин, отчужденность Китая от СССР была одной из главных дипломатических катастроф советской внешней политики. Что касается оборонных связей после холодной войны, Кашин характеризует передачу технологий вооружения как "преднамеренную передачу статуса великой военно-промышленной державы".

В то время как Кашин концентрируется на оборонительных связях, Саттер рисует более общую картину отношений, предполагая, что Россия и Китай нашли совместную позицию в противостоянии США по широкому диапазону инициатив. Два правительства укрепляли связи медленно и осторожно, но по мере ухудшения отношений с Вашингтоном у этих связей появился крепкий фундамент для оспаривания и пересмотра международного порядка.

Несмотря на то, что Саттер описывает сферы согласия между Россией и Китаем, стоит вникнуть в то, что продолжает их разделять. Китай проявлял незначительный интерес к военной агрессии, помимо посягательств в Южно-Китайском море, при этом подход Пекина принципиально отличается по характеру от захвата Россией Крыма, оккупации других частей Украины и Грузии и продолжающейся военной кампании в Сирии. Россия и Китай также применяют совершенно разные стратегии управления своими интересами на Западе: Россия ведет активную подрывную деятельность демократических процедур, в то время как Китай предпочитает работать в рамках существующих структур. Более того, Кашин допускает, что отношения в области оборонных технологий остаются на расстоянии вытянутой руки, что может быть связано с сокращением разрыва между двумя оборонными промышленными базами.

Россия и Китай нашли совместную позицию в противостоянии США по широкому диапазону инициатив

Что же дальше? Некоторые утверждают, что разделение России с Китаем должно стать руководящим принципом внешней политики США, как это было во время холодной войны. И точно так же, как тогда, Соединенные Штаты будут работать с более слабой стороной, на этот раз с Россией. Альтернативной стратегией может стать давление на более слабую сторону (Россию) с прицелом на создание трещин в отношениях; это именно то, что США попытались сделать в первые годы холодной войны. Саттер предлагает тонкую политику укрепления позиции США с помощью вбивания клиньев между Россией и Китаем по конкретным вопросам. С точки зрения теории международных отношений, США могли бы просто подождать и дать "силам природы" сделать свою работу. Китай — чрезвычайно мощная страна, набирающая силу день за днем, тогда как Россия с трудом удерживает свою международную позицию (хотя и довольно успешно в последнее время). Однако применение этой политики зависит от наличия реального разлома между Россией и Китаем.

В настоящее время Россия и Китай рассматривают Соединенные Штаты (и международный порядок, ими созданный) как более значительную угрозу, чем друг друга. США должны тщательно подумать о том, как их политика повлияет на эти отношения в будущем.

По материалам The Diplomat

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.