Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса
Не нефтью единой. Как сокращение запасов рыбы может спровоцировать международный военный конфликт

Не нефтью единой. Как сокращение запасов рыбы может спровоцировать международный военный конфликт

По мере роста мирового населения борьба за обеспечение его пропитания будет становиться все более острой. Может ли рыбный промысел стать причиной вооруженного конфликта международного масштаба, рассказывается в материале Foreign Policy

000

Люди всегда зависели от моря. Сколько существуют рыбаки, столько длятся раздоры вокруг их промысла. И хотя это может казаться анахронизмом, растет вероятность того, что пререкания по поводу прав на рыбную ловлю могут перерасти в серьезный вооруженный конфликт.

 Возврат конкуренции великих держав подлил масла в огонь. Последние 17 лет Вашингтон был сосредоточен на борьбе с терроризмом, а также возобновил интерес к разработке передовых средств для подготовки к столкновению великих держав. В результате такой прозаичный, но вполне вероятный источник конфликта, как еда, остался без должного внимания.

Белковая диета

Во всем мире растут доходы, а с ними и спрос на продукты питания, особенно на белок. По оценкам ООН, в период между серединой 2017 и 2050 годами количество людей на Земле вырастет на 29%, с 7,6 до 9,8 млрд человек.

Большая часть прироста населения будет происходить в Азии, Африке и Латинской Америке — районах, где миллионы людей недавно выбрались из глубокой бедности и доросли до среднего класса. А часть образа жизни среднего класса — это соответствующая диета, включающая гораздо больше белка, чем у бедных людей. В результате этого сдвига глобальный спрос на протеин опережает рост населения, увеличиваясь на 32-78%, по некоторым оценкам.

Каждый год в мире вылавливается свыше 90 млн тонн морепродуктов, но в будущем предложение начнет отставать от спроса

Для удовлетворения этого спроса может потребоваться дополнительно 62-159 млн т белка в год. Чтобы сохранять политическую поддержку дома, лидеры должны обеспечивать доступ к высококачественной еде, являющейся частью образа жизни среднего класса.

Запасы дикой и фермерской рыбы будут отставать от потребности. Сегодня ежегодный глобальный вылов морепродуктов составляет 94 млн т. И во всем мире дикие популяции как мигрирующих рыб, например тунца, так и менее подвижных видов, вроде камбалы, подвергаются избыточному вылову.

Дефицит уже заставил китайский рыболовный флот продвигаться все дальше в поисках улова. В настоящее время прилагаются серьезные международные усилия по управлению диким промыслом в мире, но эта работу блокирует широко распространенный незаконный, незарегистрированный и нерегулируемый вылов рыбы (ННН-промысел).

Сегодня на него приходится от 20 до 50% глобального улова. Это наносит экономический, социальный и экологический ущерб некоторым из наиболее уязвимых групп населения в мире. Ведь чрезмерный промысел ведет к краху рыболовства, а бедные сельские общины, живущие за его счет, страдают от потери доходов и, в конечном счете, искажается их социальная структура. Классическим примером этого служат рыбаки Центральной Америки, переключающиеся на работу на наркокартели или браконьерство, продолжая цикл насилия и экологического ущерба.

Семена конфликта

Политические лидеры растущих держав будут испытывать огромное давление, чтобы обеспечить ресурсы, которых требуют их граждане, даже если это означает нарушение международных норм и правил. Это давление может сеять семена потенциального конфликта двумя различными способами.

Требования граждан по обеспечению питания могут подтолкнуть государства к нарушению международных норм и правил

Во-первых, рыболовные флоты некоторых государств будут вести себя слишком самоуверенно, осуществляя вылов в спорных водах. Во-вторых, на незаконный промысел, вызванный взрывным ростом внутреннего спроса и сокращающимся предложением, Америка или ее союзники ответят все более агрессивным принуждением, что может быстро перерасти в реальный конфликт.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS) — это основополагающий документ для всех морских территориальных претензий. Этот договор ратифицировали уже более 150 стран, но не США.

Согласно UNCLOS, государство имеет права на любые ресурсы, включая рыбу, исключительно в пределах 200 морских миль от исходной линии (линии наибольшего отлива) своих обитаемых наземных территорий. Такие районы называются исключительными экономическими зонами (ИЭЗ). Каждое государство отвечает за управление собственным промыслом в своей ИЭЗ.

Но за пределами этих исключительных зон регулирование рыболовства и деятельности в открытом море управляется более чем 20 международными и региональными органами, имеющими разнообразные мандаты и ресурсы. Исполнение осуществляется с помощью разрозненной сети агентств и коалиций по всему миру, специальных партнерств и двусторонних соглашений между странами. Похоже, эту структуру пора пересмотреть.

Рыбалка по-китайски

Есть десятки оспариваемых морских притязаний по всему миру, в том числе одно между Канадой и США относительно двух небольших островов у побережья Нью-Брансуика. В настоящее время наиболее значимыми из этих спорных вод являются Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, в отношении которых КНР имеет огромные претензии, сопровождающиеся рейсами военно-морских патрулей и кампанией по строительству островов.

Пекин надеется узаконить свои территориальные претензии, установив и расширив свое физическое присутствие в этих районах. Рыболовные суда служат идеальным способом создания этого присутствия — без провокации военного ответа, — поскольку они, как правило, являются неправительственными и, таким образом, дают стране происхождения некоторую возможность правдоподобного отрицания.

Китай имеет самый большой в мире дальневодный рыболовный флот, состоящий из 2500 судов

Они также дешевле по сравнению с военными кораблями, более мобильны и масштабируемы, чем стационарные сооружения, например нефтяные платформы (не говоря уже об искусственных островах).

В течение многих лет Поднебесная субсидировала и предоставляла вооруженный эскорт для набегов своего рыболовного флота в соседские ИЭЗ и настойчиво применяла китайский закон о некитайских рыбаках, действующих в оспариваемых водах. С 1990-х годов Китай в одностороннем порядке объявлял большие регионы Южно-Китайского моря закрытыми для рыбаков в течение нескольких месяцев. Эти действия обеспечиваются вооруженными судами береговой охраны КНР, участвовавшими в ряде насильственных столкновений с иностранными рыбаками.

Столь жесткий подход был бы относительно незаметен, если бы закрываемая территория была фактически признана китайской. В этом случае, однако, Китай действует в международных водах или в ИЭЗ других стран. Ситуация примерно аналогична тому, как Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США использует смертельное оружие, чтобы воспрепятствовать канадским охотникам стрелять в самок оленя в несезон в Ванкувере.

Кроме того, похоже, корабли береговой охраны и ВМС Китая также активизировали эскорт рыболовных флотов под флагом страны. Особенно когда они выходят на рыболовные угодья вокруг спорного архипелага в Восточно-Китайском море, известного как Сенкаку в Японии и Дяоюйдао в Китае.

Береговая охрана Японии в ответ увеличила свое присутствие в этом регионе. Если корабль береговой охраны или ВМС Китая выстрелит по судну береговой охраны Японии, предположительно в защиту китайского рыболовного флота, японцы, скорее всего, ответят, и обе стороны могут легко развить конфликт.

Тройное "Н"

Есть и другие способы, которыми рыба может спровоцировать войну. Репрессии в отношении незаконного и нерегулируемого рыбного промысла грозят перерастанием в насилие.

В настоящее время Китай потребляет треть мирового рыбного улова. Тамошние чиновники ясно дали понять: удовлетворение ожиданий их все более богатого населения является ключом к сохранению политической стабильности и, следовательно, основным интересом национальной безопасности.

Вьетнам, имеющий более чем 40-летнюю историю столкновений с Китаем из-за споров в Южно-Китайском море, критикует морские претензии соседа

Однако, несмотря на участие Китая в международных органах, занимающихся совершенствованием регулирования рыболовства и морского управления, таких как ВТО (Всемирная торговая организация) и ИМО (Международная морская организация), по оценкам международной экологической организации "Гринпис", Китай имеет самый большой в мире дальневодный рыболовный флот. Он включает более чем 2500 судов и обвиняется в ННН-деятельности промышленного масштаба в таких удаленных водах, как побережье Сенегала и Аргентины, где Китай вообще не может предъявлять территориальные претензии.

Случаи, сопровождающиеся соблюдением прав на рыболовство, также могут привести к возникновению насильственных конфликтов. Рассмотрим гипотетический, но правдоподобный пример. Президент Венесуэлы Николас Мадуро продает Китаю права на рыбную ловлю в морских просторах своего государства (как это сделали другие обедневшие страны), чтобы покрыть часть огромного долга Венесуэлы, составляющего $60 млрд. Тогда у Китай получает юридические претензии на воды Венесуэлы, некоторые из которых могут быть оспорены, учитывая историю конфликтов Венесуэлы с Гайаной и Колумбией.

Если Пекин продолжит расширять практику сопровождения своего рыболовного флота вооруженными судами береговой охраны, вероятность насильственных столкновений будет расти, равно как и риск того, что вмешаются США.

А если не хватит?

Будущий дефицит ресурсов также может спровоцировать конфликт, связанный с рыбой. Если глобальные рыбные запасы исчерпаются примерно в 2050 году, как показывают нынешние тенденции, национальные правительства будут испытывать сильное давление, чтобы обеспечить регулярное снабжение продовольствием своего населения. Это может привести к тому, что более сильные государства попытаются захватить ресурсы более мелких или уязвимых соседей.

Будущий дефицит морепродуктов может побудить более сильные государства к захвату ресурсов более мелких соседей

Россия и США также способны предъявить друг другу претензии на воды, разделяющие Аляску и Сибирь. Береговая охрана США ведет патрулирование в Беринговом море с 1867-го, года покупки Аляски. В 1990 году госсекретарь США Джеймс Бейкер и министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе подписали соглашение о создании морской границы между СССР и США. Сенат США ратифицировал соглашение, но ни руководители рушащегося Советского Союза, ни их русские преемники не сделали этого.

По мере увеличения проблем с рыболовством российские лидеры могут решить, что настало время оспорить фактическую границу. Открытие Арктики в сочетании со значительно более крупным арктическим флотом и инфраструктурой России позволило бы Москве бросить серьезный вызов американскому контролю над одним из своих богатых рыбных промыслов.

Переполненный и голодный мир означает реальную возможность битв за ресурсы. Первоначальные стычки будут происходить между относительно небольшими кораблями в пределах видимости друг от друга. Но каким бы скромным ни было это начало, возникающие в мире конфликты из-за рыбы могут перерасти в затяжные, истощающие ресурсы споры.

По материалам Foreign Policy

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.