К трехзначным вершинам. Почему дорожает нефть

Иллюстрация: Kelly Caminero/ The Daily Beast
Иллюстрация: Kelly Caminero/ The Daily Beast

Пока в Украине автолюбители протестуют против повышения цен на бензин, аналитики международных банков предупреждают, что в ближайшее время стоимость нефти может достигнуть 100 долларов за баррель. Простые арифметические расчеты показывают, что это обернется ростом стоимости топлива еще на 20-25%

Related video

Неравная схватка

"Более высокие цены на нефть кажутся неизбежными, и, на наш взгляд, вполне могут достигнуть $100 за баррель", — пишут экономисты из Bank of America Merrill Lynch в недавнем исследовании, указывая на надвигающееся падение иранского производства.

Это связано с усилиями Администрации Трампа, которая оказывает давление на покупателей иранской нефти. Экономические санкции против третьего по величине производителя ОПЕК, которые вступают в силу в ноябре, могут привести к сокращению поставок в общемировом масштабе и дальнейшему повышению цен, которые уже достигли четырехлетнего максимума. Нефть Brent, международный эталон, в настоящее время торгуется на уровне около $82 за баррель.

Стоит отметить, что уже сейчас экспорт сырой нефти из Ирана упал больше, чем ожидалось, несмотря на то, что Исламская Республика предлагает азиатским клиентам самые низкие цены за последние 10 лет. Согласно данным о танкерах, собранным Bloomberg, в сентябре поставки упали на четверть миллиона баррелей в день, до самого низкого уровня с 2016 года.

И хотя американцам пытаются помешать европейские чиновники, которые надеются сохранить сохранить "ядерную сделку" с Тегераном в силе, США не сдаются и угрожают наказывать компании, которые попытаются обойти новые санкции.

"Европейский союз силен в плане риторики и слаб в доведении дела до конца, — сказал советник по национальной безопасности Джон Болтон, выступая на конференции в прошлом месяце. — Мы не позволим, чтобы Европа или кто-либо еще избежал наших санкций".

Во имя отечества

Конечно, говоря о повышении цен на нефть, не стоит забывать и об интересах американской сланцевой индустрии. В последние годы новые технологии позволили увеличить объем мощностей, продвигая США на первое место в мире по объемам добычи нефти. И действительно, дальнейшее наращивание поставок сланцевой нефти, по крайней мере в среднесрочной перспективе, может привести как к стабилизации цен, так и к увеличению американской доли рынка.

"Более высокие цены на нефть кажутся неизбежными, и, на наш взгляд, вполне могут достигнуть $100 за баррель"

Но не все так просто, ведь сегодня трубопроводы в США работают на полную мощность. И пока не будут построены новые, американская нефть не сможет попадать на международные рынки. К слову, этим частично объясняется огромная разница между ценой на нефть марки Brent, международным эталоном, и основной для рынка США нефтью марки WTI.

Строительство новых трубопроводов могло бы решить проблему, однако тут кроется ряд проблем. Во-первых, большая разница между стоимостью нефти в США и остальном мире дает американской экономике преимущество и, во-вторых, инвесторам в строительство трубопроводов нужно быть уверенными, что высокие цены на нефть сохранятся достаточно долго, чтобы проекты окупились. В условиях торговой войны между США и Китаем, грозящей остановить, а то и обратить вспять рост мировой экономики, никто не может этого гарантировать.

Выстрел в ногу

Оппоненты Трампа частенько любят говорить, что он понятия не имеет, что делает. И настойчивые просьбы и даже требования Белого дома увеличить добычу нефти, адресованные Эр-Рияду и другим участникам ОПЕК, действительно создают впечатление, что Трамп не до конца просчитал последствия своей политики.

"Мы защищаем страны Ближнего Востока, без нас в них безопасность долго не продержится, и все же они продолжают повышать и повышать цены на нефть, — написал президент в недавнем твите. — Мы запомним. Монополист ОПЕК должен немедленно снизить цены!"

Его возмущение аналитики объясняют несбывшимися надеждами на то, что другие производители нефти перехватят эстафету в преддверии промежуточных выборов в Конгресс США. Американцы тратят много денег на бензин и стоимость топлива — важный вопрос внутренней политики.

При этом эксперты изначально не поддержали президента США, так как, по их мнению, поставки из Ливии, Нигерии и Ирака вряд ли способны компенсировать резкое падение производства в Венесуэле, Анголе и Ливии, не говоря уже об Иране. Добавьте к этому начавшийся сезон ураганов в США и получите идеальный рецепт для роста цен на нефть.

Когда нефть проходит отметку в $100, это становится тормозом глобального роста

"Очень мало стран, которые могли бы увеличить добычу, — утверждает Хелима Крофт, бывший аналитик ЦРУ, которая сейчас возглавляет отдел исследования сырьевых товаров в RBC, добавляя, что есть сомнение относительно того, как долго Россия сможет продолжать наращивать объемы производства. — На данный момент это только Саудовская Аравия".

По словам Крофт, твиты Трампа только вредят. "Мы смотрим на постоянно сокращающееся количество баррелей ОПЕК. Можно орать на них, но если баррелей нет, то их нет", – утверждает аналитик.

Это связано, в том числе, с постепенным сокращением мирового нефтяного резерва и невысоким уровнем инвестиций в разработку новых месторождений.

Удар по развивающимся странам

По словам экономистов из Bank of America, при цене нефти $100 за баррель снизится потребительский спрос не только на бензин, но и на другие товары и услуги.

Как показывает история, когда нефть проходит отметку в $100, это становится тормозом глобального роста, ущемляя потребителей. Пиковая цена на нефть не сулит ничего хорошего развивающимся рынкам, и без того испытывающим проблемы от более высоких ставок ФРС и растущего доллара. Для некоторых стран, особенно для России, дорогая нефть — положительный фактор. Для крупных импортеров, таких как Индия и Китай, это может обернуться крупным "налогом на рост", особенно в условиях растущего доллара, поскольку цена нефти растет еще быстрее в местной валюте. Для испытывающей валютный голод Украине, которую международные аналитики не упоминали в своих материалах, такая тенденция также не сулит ничего хорошего.

По материалам Bloomberg,
Financial Times, Business Insider