Турецкий демарш. Почему США уговаривают Эрдогана остаться в НАТО

Фото: Alex Wong / Getty Images
Фото: Alex Wong / Getty Images

Почему Реджеп Эрдоган грозится выйти из НАТО и чем это угрожает Соединенным Штатам, разбирался Фокус

Related video

Госсекретарь США Майк Помпео выражает сожаление по поводу возможного решения турецких властей выйти из НАТО. По его мнению, такое развитие событий не выгодно ни Североатлантическому альянсу, ни США, ни турецкому народу. Турция вступила в НАТО в 1952 году и с тех пор вопрос о выходе из организации не поднимался.

В последние годы в двусторонних отношениях США и Турции накопилось много противоречий. Из уст американских и турецких политиков звучат взаимные упреки в невыполнении союзнических обязательств по НАТО. В августе президент Турции Реджеп Эрдоган опубликовал статью в газете The New York Times, в которой дал понять, что если Североатлантический альянс и США не изменят отношение к его стране, то им придется искать других союзников. С тех пор как в 2003 году к власти в Турции пришла умеренно-исламистская "Партия развития и прогресса", один из ближайших военно-политических союзников США на Ближнем Востоке стал дистанцироваться от трансатлантического сотрудничества, укреплять отношения с мусульманскими странами и Российской Федерацией, стремиться играть роль регионального лидера в ущерб американским интересам.

Помпео не единственный американский политик, который придерживается мнения о том, что выгоду от этого не извлечет ни Турция, ни НАТО. Бывший посол США в Азербайджане Мэтт Брайза считает, что выход Турции из НАТО ослабит позиции организации и уменьшит влияние Америки на Ближнем Востоке. Бывшие послы США в Турции Джеймс Джеффри и Майкл Сингх уверены, что прекращение членства Турции в НАТО станет действием в ущерб себе, поскольку эта страна является региональным экономическим тяжеловесом и выступает в качестве буфера между Европой, Россией и Ближним Востоком. Полумиллионная турецкая армия является второй по численности в альянсе после вооруженных сил США, и располагает практически всеми видами вооружений, кроме ядерных боеголовок. Недаром Турцию называют "мускулами" НАТО.

Полумиллионная турецкая армия является второй по численности в альянсе, и располагает практически всеми видами вооружений

"Надеемся на то, что Турция и президент Эрдоган осознают, что США – лучший партнер, чем Иран и будут поддерживать более глубокие отношения с Соединенными Штатами, Европой и НАТО", – заявил Майк Помпео в ходе интервью.

Североатлантический поводок

Значение членства Турции в НАТО не изменилось со времен "холодной войны", когда страна была принята в альянс из геополитических соображений, чтобы не допустить распространения Советским Союзом социалистической модели развития. В наше время НАТО выполняет роль сдерживания роста регионального влияния Турции на Ближнем Востоке и ее сближения с мусульманскими странами, особенно с Ираном. Эрдоган проводит региональную политику в духе неоосманизма, пытается восстановить сферу влияния Турции на территориях, которые когда-то были владениями Османской империи. Турецкий президент хочет превратить свою страну в самодостаточный центр силы на Ближнем Востоке. По мнению британского аналитика Джонатана Эяла, Турция не собирается поддерживать санкции США против Ирана, не считается с американскими приоритетами в Сирии и во всем действует вразрез интересам Запада.

Противоречия США и Турции усилились после неудачной попытки военного переворота в июле 2016 года

После 2003 года Анкара регулярно саботирует решения Вашингтона. Турция отказала американцам в использовании своей территории в качестве плацдарма для военной операции в Ираке. Турки блокируют использование американской авиабазы в Инджирлике и не исключают возможности закрыть этот военный объект. Военно-воздушные силы США в основном используют авиабазу Эль-Удейд на территории Катара для вылетов на задания в Афганистан, Ирак и Сирию. Для создания имиджа защитника мусульман, в 2010 году Турция пошла на обострение с давним военно-политическим союзником – Израилем, направив суда с гуманитарной помощью в блокируемый Сектор Газа, где доминирует палестинская террористическая организация "Хамас". В годы "арабской весны" Турция поддерживала умеренных исламистов в Египте, Тунисе, Сирии, которые выступили против светских правительств. Через государственное агентство TIKA идет турецкая финансовая помощь мусульманским странам.

Несмотря на участие в антитеррористической коалиции против ИГИЛ, Турцию неоднократно подозревали в косвенной поддержке исламских экстремистов. По мнению научного сотрудника Американского института предпринимательства Майкла Рубина, вопреки союзническим обязательствам по НАТО, Турция пропускала через свою территорию иностранных боевиков, которые пополняли ряды ИГИЛ в Сирии и Ираке. Старший сотрудник по политическим вопросам корпорации RAND Колин Кларк считает, что в 2013 году турецко-сирийскую границу пересекли 30 тыс. боевиков. Членам ИГИЛ, включая их лидера Абу Бакра аль-Багдади, была оказана медицинская помощь в турецких больницах. Действующий министр финансов Турции и зять президента, олигарх Берат Албайрак подозревался в закупке сирийской нефти из подконтрольных ИГИЛ месторождений через подставные фирмы. Бывший постпред РФ в ООН Виталий Чуркин обвинял турецкие спецслужбы в поставке оружия исламским экстремистам.

Противоречия США и Турции усилились после неудачной попытки военного переворота в июле 2016 г. Эрдоган обвинил США в предательстве, поскольку американцы не выдали по его просьбе подозреваемого в организации переворота оппозиционного богослова Фетхуллаха Гюлена, который проживает в штате Пенсильвания. Турецкого президента не устраивает, что США поставляют оружие противникам Турции в Сирии – курдскому вооруженному формированию Y.P.G., связанному с "Рабочей партией Курдистана", что связано с попытками турецких курдов создать собственное государственное образование. В течение последних семи лет в турецких городах произошло 87 терактов, которые унесли жизни 956 человек, ответственность за них взяла "Рабочая партия Курдистана". Турция провела военную операцию "Щит Евфрата" в 2016-17 гг., проводит военную операцию "Оливковая ветвь" с начала 2018 г. против вооруженных формирований сирийских курдов. Бойцы Y.P.G. являются союзниками США в сирийском конфликте и принимали участие в борьбе с ИГИЛ на стороне американцев.

Россия закрывает глаза на фактическую оккупацию севера Сирии турецкими войсками, против которой выступает режим президента Башара Асада

Позиции Турции и США расходятся в иранском вопросе. Если президент США Дональд Трамп ввел против Ирана экономические санкции, чтобы заставить режим аятолл добровольно отказаться от разработки баллистических ракет, прекратить финансирование террористических организаций "Хамас" в Секторе Газа, "Хезболла" в Южном Ливане, "Ансар Аллах" в Йемене, то Эрдоган не поддерживает политику Белого дома. Санкции против Тегерана не выгодны Анкаре из соображений энергетической безопасности, поскольку Иран является основным поставщиком нефти в Турцию. В 2017 году Турция закупила 11,5 млн т иранской нефти. По мнению турецко-иранского бизнесмена Резы Зарраба, до 2016 года турецкие банки перечисляли деньги в Иран в качестве финансовой помощи в обход действовавшим на тот момент санкциям Совбеза ООН. В случае выхода Турции из НАТО, Эрдоган не будет связан с США никакими обязательствами, и поэтому американцы стремятся удержать Турцию на "североатлантическом поводке".

Российский фактор

Американцы используют НАТО как фактор сдерживания формирования военно-политического альянса России, Турции и Ирана на Ближнем Востоке в противовес стратегическим отношениям США с Израилем и Саудовской Аравии. Москва проводит сближение с Анкарой и Тегераном в различных сферах, сотрудничает в урегулировании сирийского конфликта, чтобы укрепить свои позиции на Ближнем Востоке.

Кремль делает щедрые подарки Эрдогану, чтобы расположить к себе непредсказуемого политика. "Газпром" реализует проект газопровода "Турецкий поток", который будет проходить по турецкой территории и позволит Анкаре получать экономические выгоды от транзита российского голубого топлива в Европу. США, наоборот, заинтересованы в сокращении экспорта Россией природного газа на европейский рынок, чтобы освободить нишу для поставок американского сжиженного газа. Турция и РФ активно сотрудничают в сфере туризма. В 2017 году Турцию посетили 4,72 млн россиян и туристический поток вырос в пять раз. Россия закрывает глаза на фактическую оккупацию севера Сирии турецкими войсками, против которой выступает режим президента Башара Асада. Сравнительно мягкой была реакция России на сбитый в ноябре 2015 году истребитель Су-24, который нарушил воздушное пространство Турции. Санкции РФ в отношении турецких производителей, туроператоров и авиакомпаний продлились менее года и были упразднены после извинений Эрдогана за сбитый самолет.

Турция интересна России как рынок сбыта вооружений, а ухудшение ее отношений с НАТО лишь играет на руку российским производителям. Россия и Турция подписали контракт на поставку противоракетных комплексов С-400 турецкой армии к середине 2019 года, которые выходят за рамки системы вооружений, соответствующей стандартам НАТО. Научный сотрудник Майкл Рубин из Американского института предпринимательства придерживается мнения, что членство Турции в НАТО опаснее, чем ее выход, поскольку она может выполнять функцию "троянского коня" России и передать российским специалистам западные секреты в области вооружений противоракетной обороны.

Финансовые санкции США могут серьезно навредить турецкой экономике, которая переживает непростые времена

Партнер правящей "Партии справедливости и развития" на последних парламентских выборах, лидер ультраправой "Партии националистического движения" Девлет Бахчели заявил, что Турция будет покупать оружие у кого захочет, и не собирается в этом отчитываться перед НАТО. Эрдоган выражал заинтересованность наладить с Россией совместное производство продукции оборонно-промышленного комплекса, в том числе зенитно-ракетных комплексов нового поколения.

Но пока Турция в НАТО, она зависима от военно-технического сотрудничества с США и европейскими странами. Львиная доля парка военных самолетов и бронетехники – американского и германского производства. Перевооружение армии и переход на российскую или китайскую боевую технику стоит немалых средств и займет много времени. Аналитик Джонатан Эял считает, что Турция до сих пор в НАТО только потому, что у нее нет более надежных, чем Запад источников финансирования и вооружений. К тому же существует угроза введения санкций со стороны США, если Турция будет закупать современное оружие в России. Недавно США ввели ограничительные меры в отношении Центрального военного совета Китая в ответ на приобретение многоцелевых истребителей Су-35 и комплексов С-400 в соответствии с "Актом о противодействии противникам Америки посредством санкций".

Пока США ограничились замораживанием поставки в Турцию истребителей нового поколения F-35. Финансовые санкции могут серьезно навредить турецкой экономике, которая переживает непростые времена. С 2015 г. турецкая лира обесценилась по отношению к доллару на 40%. Инфляцию усугубляет увеличение в два раза импортных пошлин США на турецкую сталь и алюминий в августе 2018 года. По данным банка JPMorgan, $146 млрд из $179 млрд внешнего долга Турции обслуживается частными банками, зависимыми от иностранного капитала. Больше всего в турецкой экономике американских и европейских денег (около $5 млрд). Общее количество иностранных инвестиций в экономике Турции составляет $6,8 млрд.

Сигналы из Вашингтона

В условиях обострившихся противоречий между США и Турции заявление Майка Помпео прозвучало достаточно примирительно: Белый дом словно просит Эрдогана сделать одолжение и не сжигать мосты с НАТО и Западом. Отметим, что недавно произошли определенные подвижки в отношениях США и Турции. Турецкий суд освободил из тюрьмы американского гражданина, протестантского пастора Эндрю Брансона, который с 2016 года находился в тюрьме по обвинению в шпионаже, а США отменили персональные санкции против министра юстиции Абдулхамита Гюля и министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу. Американцы следуют тактике гамбита в шахматах – отдать меньшее, чтобы взять большее.

Своим заявлением Помпео шлет сигнал турецкой оппозиции о том, что пора действовать, поскольку существует угроза выхода Турции из НАТО

Создается впечатление, что США готовы смириться с политическим курсом Эрдогана ради сохранения сотрудничества в сфере безопасности в рамках НАТО. На самом деле, своим заявлением Помпео шлет сигнал турецкой оппозиции о том, что пора действовать, поскольку существует угроза выхода Турции из НАТО, если Эрдоган будет находиться у власти. Костяком турецкой оппозиции, которая проиграла на последних всеобщих выборах, является популярная среди военных и жителей крупных городов левоцентристская "Республиканская народная партия" Кемаля Кылычдароглу, которую в 1919 году основал первый президент Турции Кемаль Ататюрк. Кемалисты выступают против проводимой Эрдоганом умеренной исламизации общественной жизни, поддерживают традицию светского государства, заложенную Ататюрком, и считают краеугольным камнем внешней политики Турции отношения с США и НАТО.

Американцы заинтересованы в росте оппозиционных настроений против режима Эрдогана, и, возможно, в организации нового военного переворота, когда экономическая ситуация в стране ухудшится. По мере снижения уровня жизни в Турции недовольство политикой умеренных исламистов будет расти. А Турция знакома с военными переворотами не понаслышке. Турецкие военные, которые традиционно поддерживают альянс с США, брали власть в свои руки в 1960 году, 1971-м и 1980-м. Однако не следует забывать, что после неудачной попытки военного переворота 2016 года Эрдоган провел чистки в армии и поставил на руководящие должности прикормленных "Партией справедливости и развития" офицеров: от генералитета до среднего командующего звена. Добиться смены власти в Турции будет очень непросто.