Чей жилет? Как разногласия между Римом и Парижем могут отразиться на судьбе ЕС

Фото: IAN LANGSDON/TASS
Фото: IAN LANGSDON/TASS

7 февраля министерство иностранных дел Франции отозвало своего посла из Италии для консультаций. Фокус пытался выяснить, насколько дипломатический скандал в отношениях двух ведущих европейских государств, возникший на почве движения "желтых жилетов", связан с предстоящими выборами в Европарламент и какие последствия может иметь для ЕС

Related video

Французские власти шокировало известие о том, что 5 февраля в пригороде Парижа вице-премьер и министр экономического развития, труда и социальной политики Италии, представляющий партию "Движение пяти звезд" Луиджи Ди Майо, встретился с одним из лидеров протестного движения "желтые жилеты" Кристофом Шаленконом. Ди Майо опубликовал в Twitter свое фото с ним и несколькими его сторонниками, которые намерены баллотироваться на выборах в Европарламент в мае этого года.

Ди Майо связывает будущее развитие Европы с идеями "желтых жилетов" и по этой причине он встречался с ними. Как поясняет министр, их принципы выходят за рамки правой и левой идеологии, так как ставят во главу угла гражданина и его потребности. Ди Майо пишет в письме для французской газеты Le Monde, что всегда считал Францию и ее систему соцобеспечения эталоном европейских "социальных прав" и не удивлен, почему французские граждане демонстрируют недовольство нарушением их прав. К слову, партнер Ди Майо по коалиции, министр внутренних дел и лидер ультраправой партии "Лига Севера" Маттео Сальвини выражает надежду, что французы вскоре "освободят себя от своего ужасного президента".

Правительство Франции предостерегло итальянских политиков от вмешательства во внутренние дела своей страны и призвало Рим восстановить конструктивный характер двусторонних отношений. Причина неприятной для обеих сторон ситуации в том, что представитель власти соседнего – и дружественного – государства открыто выразил поддержку популярному движению уличной оппозиции, деятельность которого стала настоящей головной болью для президента Франции Эммануэля Макрона и его партии "Вперед", которая контролирует парламент.

"Желтые жилеты" требуют снижения цен на бензин, электричество и энергоносители, увеличения дотаций государства, социальных гарантий для малоквалифицированных рабочих, отставки Макрона и проведения досрочных выборов. Они выступают за реализацию принципов прямой демократии, чтобы граждане участвовали в процессе принятия государственных решений с помощью референдумов. "Желтые жилеты" выступают за введение пропорциональной системы в парламенте, против глобализации и усиления евроинтеграции. Профессор Колумбийского университета Марк Лилла допускает, что протесты во Франции могут породить новое консервативное движение в Европе. Возможно, итальянские евроскептики Ди Майо и Сальвини смогут претендовать на ведущие роли в нем.

Французские власти шокированы встречей вице-премьера Италии с одним из лидеров протестного движения "желтые жилеты"

"Они одинаково жестко отрицают как ЕС, однополые браки, массовую миграцию, так и нерегулируемые глобальные финансовые рынки, неолиберальные меры экономики, культуру потребления и засилье компаний Apple, Google, Facebook, Amazon, Microsoft в повседневной жизни", – утверждает профессор Марк Лилла.

Рекламный ход

Дипломатический скандал между Парижем и Римом помогает привлечь внимание евроскептиков и консерваторов из других стран-членов ЕС к итальянским партиям "Движение пяти звезд" и "Лига Севера" в канун выборов в Европарламент. Сальвини вынашивает идею формирования в Европарламенте влиятельной фракции из близких по взглядам партий в противовес Европейской народной партии и Прогрессивному альянсу социалистов и демократов. От результатов выборов в Европарламент зависит состав Еврокомиссии – основного исполнительного органа ЕС.

Сальвини сблизился с американским политтехнологом Стивом Бэнноном, бывшим советником президента США Дональда Трампа, который руководил его избирательным штабом в 2016 году. Бэннон придерживается похожих взглядов с Сальвини и допускает возможность консолидации европейских консерваторов. По его мнению, выборы в Европарламент в этом году станут первым противостоянием между народническими и либерально-демократическими партиями Европы. В 2018 году Бэннон и бельгийский политик Микаэль Модрикамен учредили неправительственную организацию "Движение" (The Movement). Цель "Движения" – информационная и финансовая поддержка европейских партий консервативного крыла.

Бэннон надеется, что его идеологический проект способен привести к "тектоническим сдвигам" в европейской политике. По словам его помощника, британца Рахима Кассама, "Движение" станет координационным центром для популистских и националистических движений в Европе: "Мы сосредоточим свое внимание на оказании помощи людям и организациям, которых волнуют такие вопросы, как суверенитет, пограничный контроль, рынок труда".

К "Движению" уже примкнул лидер ультраправой партии "Братья Италии" Джорджия Мелони, заинтересовался инициативой премьер-министр Венгрии и лидер консервативной партии "Фидес" Виктор Орбан, первые лица голландских политических сил "Партия свободы" Герт Вильдерс и "Форум за демократию" Тьерри Баудет. В январе 2019 года Сальвини обсудил предстоящие выборы в Европарламент с лидером польской консервативной партии "Право и справедливость" Ярославом Качиньским.

Итальянские евроскептики и Бэннон рассчитывают привлечь на свою сторону часть "желтых жилетов", которые стремительно распространяют свою деятельность за пределами Франции. В ноябре 2018 – января 2019 года митинги "желтых жилетов", кроме Франции, проходили также в Нидерландах, Бельгии, Греции, Венгрии, Швеции, Великобритании. Лидер французской ультраправой партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен не теряет времени и призывает "желтые жилеты" голосовать за нее.

Встреча Ди Майо с "желтыми жилетами" понадобилась итальянским властям для того, чтобы показать всей Европе свою готовность идти на политическую конфронтацию с Францией

Своими словами и поступками Ди Майо и Сальвини стремятся завоевать репутацию защитников простых европейцев, которых не слышат их правительства, лидеров, способных консолидировать европейских консерваторов в противостоянии с истеблишментом, одним из ярких представителей которого является Макрон. Политические противники прозвали его "президентом богатых" за преференции для крупного бизнеса и планы отменить налог на роскошь.

Противовес

Рим демонстрирует всеми возможными способами свое несогласие с курсом евроинтеграции, которого придерживаются Париж и Берлин. Министр иностранных дел Италии Манлио Ди Стефано был единственным, кто отказался признать временным президентом Венесуэлы спикера парламента Хуана Гуайдо во время недавнего заседания глав МИД стран-членов ЕС. В ноябре 2018 года вспыхнул конфликт между итальянским правительством и Еврокомиссией по поводу проекта госбюджета Италии на 2019 год. Брюссель не одобрил проект бюджета премьер-министра Джузеппе Конте, предусматривающий увеличение расходов, и грозился ввести санкции против Рима, если не будут внесены коррективы. Изначально проект предполагал сохранение дефицита бюджета на уровне верхней границы 2,4% от ВВП (предел для участников еврозоны – 3%), расходы в размере 10 млрд евро на повышение пенсий и минимальных зарплат. В итоге было достигнуто соглашение с Еврокомиссией, что Италия сократит дефицит бюджета с 2,4% до 2,04%.

Встреча Ди Майо с "желтыми жилетами" понадобилась итальянским властям для того, чтобы показать всей Европе свою готовность идти на политическую конфронтацию с Францией, одним из локомотивов европейской интеграции, ради достижения своих целей. Своей риторикой Ди Майо раздражает франко-германский тандем, который определяет направление и глубину континентальной интеграции со времен основания Европейского объединения угля и стали в 1951 году.

Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель выступают за создание армии ЕС как дополнения к НАТО. Лидеры Франции и Германии поддерживают идею создания отдельного бюджета еврозоны до 2021 года и трансформации Европейского стабилизационного механизма в Европейский валютный фонд для оказания помощи странам-членам ЕС, у которых возникли финансовые сложности. Напомним, Европейский стабилизационный механизм был создан в 2012 году для преодоления долговых проблем стран-членов ЕС. Меркель и Макрон видят урегулирование миграционного кризиса через усиление охраны внешних границ ЕС, создание центров по содержанию беженцев на территории третьих стран.

Взгляды на реформирование Евросоюза итальянских евроскептиков существенно отличаются от тех, которые представляют Меркель и Макрон

Италия хочет действовать вразрез общеевропейскому курсу, стать новым центром притяжения внутри ЕС. Взгляды на реформирование Евросоюза итальянских евроскептиков существенно отличаются от тех, которые представляют Меркель и Макрон. Сальвини выступает против идеи единой Европы и считает, что более приемлемой альтернативой является "Европа регионов", где политику ЕС в большей степени будут определять национальные правительства, а не Европейский совет, Европарламент или Еврокомиссия. В рабочем проекте коалиционного соглашения Сальвини и Ди Майо предложили пересмотреть договоры Евросоюза в сфере общеевропейской валютной, кредитной, налоговой политики, бюджетирования, реагирования на чрезвычайные ситуации, процедуры введения санкций. Лидер "Лиги Севера" Маттео Сальвини и основатель "Движения пяти звезд" Беппе Грилло допускают выход Италии из еврозоны. Сальвини заинтересован в возвращении Евросоюза на стадию таможенного союза и общего рынка без политической интеграции. В случае провала реформирования ЕС, он допускает выход Италии из интеграционного объединения.

Шантаж

Демонстративную поддержку "желтых жилетов" со стороны властей Италии следует понимать как откровенный шантаж президента Франции. Если Елисейский дворец не изменит позицию по спорным вопросам двусторонних отношений, то Рим продолжит заигрывать с французской оппозицией. Франция критикует Италию за нежелание принимать суда с беженцами в своих портах. Сальвини неоднократно выражал недовольство тем, что Франция возвращает обратно в Италию беженцев, которые были задержаны на итало-французской границе. С 2013 года в Италию прибыли 690 тыс. беженцев из стран Азии и Африки. Около полумиллиона иностранцев проживают в Италии нелегально. Кроме того, в стране работают 5 млн трудовых мигрантов из Румынии, Албании, Марокко, Китая и Украины.

К тому же предметом постоянных споров являются слишком долгие проверки на границе со стороны Франции, которые приводят к пробкам, а также нежелание французской стороны выдать итальянскому правосудию левых экстремистов, которые устраивали теракты в Италии в 1970-х – 1990-х гг. и скрываются во Франции. В январе 2019 года Сальвини лично говорил по этому поводу с Макроном, но решение этого болезненного и принципиального вопроса не сдвинулось с места.