Упавшее удостоверение. Какие казусы происходили во время инаугураций в мире

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Инаугурация в трущобах Мексики, двойная клятва Обамы и сразу три первые леди в ЮАР. На знаки и символы во время инаугураций президентов украинцы обращают куда больше внимания, чем на саму речь нового гаранта Конституции. Фокус изучил опыт других стран, выяснил особенности инаугураций и понял, что и в других странах во время церемониала все далеко не всегда гладко

Related video

США

Первая в мире инаугурация состоялась в Нью-Йорке 30 апреля 1789 года. В тот день Джордж Вашингтон стал первым в мире президентом, который публично принес присягу. С тех пор по всему миру это важнейший момент как для самого президента, так и для всей страны. В эти 30 минут каждая деталь имеет значение. Однако уже тогда во время первой инаугурации случился курьез. При вступлении в должность Вашингтона оркестр по ошибке заиграл британский гимн "Боже, храни короля", что было крайне неуместно, учитывая, что на тот момент США уже не были под британской короной.

Обычно речь американских президентов довольно лаконична. Но не у всех. Девятый президент США Уильям Гаррисон вещал около двух часов – в дождь и ветер, стоя без шляпы и пальто. В результате двухчасовое пребывание на холоде положило начало простуде, развившейся к концу марта. Ровно через месяц после инаугурации Уильям Гаррисон скончался от воспаления легких.

А вот седьмой президент США Эндрю Джексон пользовался такой поддержкой избирателей, что в 1829 году после инаугурации ему буквально пришлось спасаться бегством. Церемония проходила под открытым небом, возле Капитолия. От толпы президента отделял корабельный канат. Однако после инаугурационной речи Джексона восторженные американцы разорвали канат и ринулись вверх по ступенькам. Новоизбранному президенту пришлось скрыться в здании Капитолия и уже оттуда уехать в Белый дом. Учитывая, что по тогдашней традиции в день инаугурации двери Белого дома открывались для всех желающих, толпа настигла его и там. В итоге оттуда Джексон буквально бежал.

В 1817 году пятым президентом страны стал один из отцов-основателей Джеймс Монро. Церемония должна была пройти в зале пленарных заседаний Палаты представителей. Сенаторы попросили у нижней палаты их более элегантные и удобные кресла, однако те отказали. Чтобы не сидеть на стульях, церемонию перенесли под открытое небо.

В 2009 году Бараку Обаме пришлось дважды произносить клятву. Дело в том, что он ошибся в присяге. Обама повторил вслед за судьей Верховного Суда Джоном Робертсом фразу "буду выполнять для Соединенных Штатов обязанности президента добросовестно". В то время как слово "добросовестно" должно быть в начале предложения. На следующий день процедуру пришлось повторить, однако уже в частной обстановке под аудиозапись. Позднее советник Белого дома Грег Крэйг сказал, что повторная присяга проводилась "из максимального чувства предосторожности".

ЕВРОПА

Такая ошибка не прошла бы в Чехии. Особенность чешской инаугурации состоит в том, что малейшая запинка или отступление от текста присяги — основание для немедленной отмены результатов выборов и назначения новых. Правда, до сих пор прецедентов не было.

А вот французы, например, не дают никаких клятв. В день инаугурации уходящий лидер встречает новоизбранного президента на ступеньках Елисейского дворца и в закрытой комнате передает код от "ядерной кнопки". Так, например, беседа Франсуа Олланда и Эммануэля Макрона длилась около получаса.

МИР

В отличие от строгой Европы, Мексика не выдвигает никаких четких требований к инаугурации, поэтому каждый президент волен делать, что ему угодно. Так в 2000 году мексиканский президент Висенте Фокс отправился в самый трущобный и конфликтный район Мехико — Тепито. Там он позавтракал с беспризорниками, таким образом продемонстрировав свою заботу о бедных.

Лопес Обрадор, в свою очередь, ставший президентом Мексики в конце 2018 года, сразу после инаугурации целовал женщинам руки. А до этого принял участие в обряде посвящения коренными народами, в котором "получил благословение духов".

А вот Джейкоб Зума, ставший президентом ЮАР в 2009 году, появился на церемонии в сопровождении своих трех жен — Номпумелело, Сизакеле и Тобеки. "Отныне в стране будут сразу три первых леди", — заявил он.