Как ищут алкоголь у водителей: инструкция по защите от ГАИ
В сентябре прошлого года в Украине появился "порог трезвости" — 0,2 г/л (промилле) алкоголя в крови при проведении теста выдыхаемого воздуха. Какие приборы используются? А можно ли в такой прибор не дуть или как-то "надуть" его? И вообще, зачем все это?
Начну с ответа на последний вопрос. Украина является участником Международной конвенции о дорожном движении, принятой в 1968 году в Вене. Конвенция требует, чтобы в законодательстве каждой страны-участницы была четко указана предельно допустимая концентрация алкоголя в крови водителя, причем в диапазоне от 0 до 0,8 промилле. Наличие такого диапазона связано с тем, что этиловый спирт имеется в организме каждого человека. Даже в крови "убежденного трезвенника" содержание алкоголя может достигать 0,1—0,2 промилле — это так называемый эндогенный этанол. Он может служить причиной лишения прав практически каждого человека.
Наши дорожные знаки и разметка приведены в соответствие с международными нормами. Но до алкоголя как-то руки не доходили. Нам понадобилось 19 лет, прежде чем мы смогли "вычислить" украинскую формулу допустимой дозы алкоголя в крови.
Простая логика подсказывает, что официальные промилле в совокупности с увеличенными штрафами должны снизить количество пьяных за рулем. Однако официальная статистика с логикой не согласна. Невольно возникают вопросы – чем и как меряют? На первый из них ответ пришел спустя полгода с момента узаконивания допустимой дозы алкоголя. Приказ МВД Украины № 33 от 1.02.2010 г. обнародовал полный список "специальных средств для проведения осмотра водителей транспортных средств с целью определения состояния алкогольного опьянения":
1) газоанализатор "AlcoQuant 6020";
2) газоанализатор "Alcotest 6510";
3) газоанализатор "Alcotest 6810";
4) газоанализатор "Alcotest 7410 Plus com";
5) устройство специальное "Алконт 01".
Вот теперь можно основательно ответить и на второй вопрос – как меряют или точнее - как правильно мерить, или еще точнее - как можно мерить? Может здесь кроются секреты нелогичной статистики. Ведь освидетельствование, проведенное сотрудником ГАИ с помощью таких приборов, имеет юридическую силу. Но не во всех случаях, а лишь при соблюдении законной процедуры. Напомню несколько "процессуальных" моментов. Сам факт наличия у инспектора алкометра вовсе не означает, что он вправе останавливать всех подряд и проверять на содержание алкоголя.
В Постановлении Правительства №1103, регламентирующего процедуру освидетельствования, сказано, что проверке подлежат водители, у которых есть соответствующие признаки установленные Минздравом и МВД. Они содержатся в совместном приказе №400/666 от 9.09.2009 г.: запах алкоголя изо рта, нарушение координации движений, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица или поведение, не соответствующее обстановке.
1. Перед началом процедуры тестирования попросите инспектора ГАИ ознакомить вас с инструкцией по эксплуатации алкометра. Как минимум вы должны узнать допустимую погрешность и особенности забора пробы воздуха.
2. Как правило, допустимая погрешность находится в пределах ± 0,05 промилле. Это означает, что "порог трезвости" можно считать превышенным только в том случае, если алкометр зафиксирует 0,25 промилле и выше. Следите за тем, чтобы сведения о "паспортной" погрешности алкометра были занесены в протокол.
3. Внимательно следите за единицами измерений. Нормативные документы разрешают использование лишь одной из них – промилле (г/л - грамм алкоголя на один литр жидкости в организме).
4. В инструкциях к большинству приборов указано, что брать пробу воздуха нельзя сразу после еды, курения или приема лекарств — все это может повлечь увеличение показаний. Перешагнуть порог трезвости можно даже после глотка кефира, если он остался на слизистой оболочке рта. Поэтому инспектор, которому предписано следовать инструкции по эксплуатации алкометра, по идее, должен поинтересоваться, давно ли вы ели, принимали лекарства или курили. И если вы отвечаете, что совсем недавно, то инспектор должен повременить.
6. "Опьянить" прибор можно и при активной пробе — когда водитель дует в алкометр через мундштук. Достаточно капнуть спиртного внутрь мундштука — и полпромилле "в нагрузку" обеспечено. Причем даже запакованный одноразовый мундштук нельзя считать гарантированно чистым — залить спирт внутрь упаковки можно с помощью шприца. Перед тестом каждый алкометр делает контрольный забор воздуха, и если в нем окажутся пары спирта, прибор "заблокируется". Попросите, чтобы при контрольном заборе прибор был рядом с вами и с надетым (!) мундштуком.
7. К алкометру может быть подключено печатающее устройство. Распечатка прикладывается к протоколу в качестве доказательства. Проверьте дату и время на алкометре перед проведением теста. Следите за тем, чтобы протокол измерений печатался при вас и в нем были указаны тот же результат и то же время пробы, что высвечивались на экране прибора. Для чего это нужно? Чтобы исключить еще одну схему махинаций. Выглядит она следующим образом. Алкотестер продувается до нужных показаний, без распечатки (!), еще до вашего появления и признания в том, что позавчера вы видели в холодильнике маленькую баночку пива. Результат ложного продува отправляется - "в печать", но принтер-то не подключен и потому он становится первым в очереди на распечатку. Когда же вы дуете во второй раз, кабель к печатному устройству уже присоединен. И - привет! Печать в порядке очереди, т.е. первым с принтера выходит ложный продув. Этот замер вам покажут и попросят его подписать. Клиент готов, на блюдечке и с голубой каемочкой.
8. Если результаты теста вас не устраивают, либо вы считаете что вас пытаются признать менее трезвым чем вы есть, результаты проверки не признавайте. Такое право вам дано упомянутыми нормативными документами. Настаивайте на проверке у нарколога, в этом есть смысл. Во-первых, ваша уверенность может отбить у инспектора ГАИ желание дальнейшего общения, зачем ему терять время. Во-вторых, медики пользуются совсем иной методикой проверки состояния водителя и, в отличие от инспектора ГАИ, могут сделать свое заключение: имеются признаки употребления алкогольных напитков, однако в состоянии алкогольного опьянения не находится. Ведь законодательство карает водителей не за сам факт употребления алкоголя, будь это в прошлом или настоящем, а за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. А разница в этом есть!
P.S. В момент написания этой статьи мне позвонил приятель. Его остановил инспектор ГАИ и предложил "дунуть"… в неопознанный алкотестер китайского производства. В ответ на вопрос, входит ли этот прибор в число "официальных", гаишник спешно спрятал алкометр в карман и, глядя куда-то ввысь, грустно сказал: "Офіційні є тільки у керівництва. До нас ще черга не дійшла."
Владимир Караваев, автор книги "100 аргументов против штрафов ГАИ"