Только для своих. Как на украинский авторынок повлияет повышение пошлин на иномарки
Украинский авторынок лихорадит в ожидании импортных пошлин. Популярные иномарки могут подорожать, а некоторые "среднеклассники" — и вовсе исчезнуть с рынка
На складах украинских автодилеров скопился в среднем трехмесячный запас новых автомобилей. Планировать продажи на более далекое будущее никто не берется. Индустрия готовится к очередному повышению импортных пошлин на авто, которое резко изменит структуру рынка, упрочив позиции выпускаемых в Украине Skoda, но при этом вынудив многих покупателей "среднеклассных" машин искать или более бюджетные, или, наоборот, более роскошные варианты.
Специальная комиссия при Минэкономразвития одобрила временное, на три года, повышение пошлин на импортные авто. С иномарок с объемом двигателя от 1 до 1,5 л предлагается дополнительно к существующей 10-процентной пошлине взимать 6,46% таможенной стоимости. Доплата для машин с движками в 1,5–2,2 л еще больше — 15,1%. Двигателями объемом от 1 до 2,2 л оснащены 80% продаваемых в Украине легковушек.
Казалось бы, кому нужна столь непопулярная среди автолюбителей мера в год выборов? Ответ на этот вопрос вполне однозначен — он содержится в фамилии главного лоббиста повышения пошлин.
Спаси и сохрани
История с пошлинами тянется уже год. Еще 30 июня 2011 года Межведомственная комиссия по международной торговле Минэкономразвития приняла к рассмотрению заявление ассоциации "Укравтопром", объединяющей украинских производителей автомобилей. Автосборщики просили провести расследование в отношении импорта в Украину легковушек с объемом двигателей от 1 до 2,2 л.
Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь
Расследование шло вяло, пока в апреле этого года комиссию не возглавил новоиспеченный министр экономики Петр Порошенко, в орбиту влияния которого входят автомобильные заводы в Луцке и Черкассах. Уже в конце мая комиссия решила: пошлинам быть.
Свои требования автопроизводители объясняют в недавно опубликованном открытом письме Виктору Януковичу, подписанном трудовыми коллективами заводов "ЗАЗ", "Богдан" и "Еврокар". По их данным, экспансия импортных машин привела к пополнению рядов безработных на 17 тысяч человек, "а импорт автомобилей только за один год вымыл из страны почти $4 млрд". Петр Порошенко приводит и другие аргументы: украинские производители защищены пошлинами в 6–10%, а российские — в 20–25%. Поэтому автопром в России и развивается успешнее, чем в Украине.
Во Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров (ВААИД) считают, что защищать в Украине нечего: местные производители зачастую занимаются не настоящим производством, а банальной отверточной сборкой (больше о губительности такого подхода читайте на стр. 36). Ассоциация подала в суд на Межведомственную комиссию, требуя признать ее состав нелегитимным: пока шло расследование, многие ее члены были уволены из министерств. Но даже сами импортеры признают: тяжба может отсрочить, но не отменить введение пошлин.
Сигнал запрещен
Запугивать потребителей повышением цен никто не спешит: конкретных цифр не называют ни сторонники, ни противники пошлин. Представители производителей — корпорация "УкрАвто", компания "Еврокар" и ассоциация "Укравтопром" — не смогли ответить на вопросы Фокуса. Дилеры, продающие импортные автомобили, старались отвечать уклончиво. "Говорить о конкретных цифрах преждевременно. Но сильнее всего пострадает бюджет страны и конечный потребитель", — говорит PR-координатор компании "Ниссан Мотор Украина" Владимир Иванов.
Если попытаться рассчитать подорожание "в лоб", для машин с объемом двигателя 1,5–2,2 л выйдет около 18%: пошлина 15,1% плюс НДС. Но это вовсе не значит, что рост цен на импортные авто будет именно таким.
"Изменение объема продаж будет зависеть сразу от нескольких параметров: объема двигателя, запасов на складах, наличия дорогих автомобилей той же марки у дистрибутора и его стратегии", — объясняет старший аналитик по машиностроению инвестиционной группы "АРТ Капитал" Алексей Андрейченко. К примеру, автодилеры могут "перебросить" свои потери от пошлин с бюджетных на более дорогие модели той же марки. Ведь спрос на дорогие машины менее эластичен: повышение цены на 10% не станет для состоятельного покупателя поводом отказаться от машины премиум-класса, тогда как для малолитражки такое подорожание — приговор.
Кроме того, цены будут подниматься с задержкой, связанной с распродажей запасов, определением стратегии и наблюдением за конкурентами. О пошлинах стало известно не вчера, и игроки рынка успели подготовиться. "Многие импортеры завезли и растаможили достаточно большие склады автомобилей, чтобы застраховаться от повышения пошлин. В среднем по рынку запасов на складах на три месяца", — рассказывает Фокусу Юлия Кажарская, директор по корпоративным связям в Украине Международного автомобильного холдинга "Атлант-М".
По ее словам, в случае введения пошлин можно ожидать некоторого скачка спроса на машины, завезенные по старым правилам. Оживление рынка прогнозируют и эксперты информационно-аналитической группы AUTO-Consulting: по данным группы, в украинских автосалонах уже наблюдается приток посетителей, решивших поторопиться с приобретением авто.
Группа риска
Под действие пошлин не подпадают несколько и без того популярных в Украине моделей машин: производимые на "ЗАЗе" Lanos, Sens, Vida и Forza, некоторые модели Lada и Hyundai, выпускаемые на мощностях "Богдана", а также Skoda производства "Еврокар". Эти бренды, скорее всего, и возглавят рейтинг украинских продаж (больше о перспективах самых продаваемых марок — в таблице на стр. 30–31). "А наибольший спад можно ожидать по продажам импортных авто, которые напрямую конкурируют с вышеназванными машинами в соответствующих классах", — прогнозирует старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Таисия Шепетько.
По словам Алексея Андрейченко, основной удар придется по группе машин с объемом двигателя 1,5–2,2 л: Hyundai Accent, Hyundai Elantra, Hyundai Tucson, ВАЗ, Kia Rio, Chevrolet Aveo, Renault Logan и Nissan Juke. Но тут есть свои нюансы: к примеру, разные модели нынешнего лидера украинских продаж Hyundai собираются в разных странах. "Старые модели Hyundai Elantra и Tucson производятся в Черкассах, однако не все покупатели новой Elantra чешского производства автоматически захотят покупать черкасскую, — объясняет Алексей Андрейченко. — А популярный сегодня Hyundai Accent российской сборки в базовой комплектации сравняется по цене с "ЗАЗ Вида", что наверняка приведет к сокращению его продаж.
По мнению эксперта, пошлины негативно повлияют и на популярный китайский Geely, но китайцы могут возобновить сборку этих машин на Кременчугском автосборочном заводе, который уже выпускал их в 2007–2011 годах. "Богдан" может начать сборку под собственным брендом других китайцев — Lifan. А вот Kia Rio, Renault Logan и Chevrolet Aveo корейской сборки окажутся в невыгодном положении относительно Skoda Octavia и "ЗАЗ Вида".
О хороших шансах "Шкоды" в случае введения пошлин говорят и автодилеры. "Подорожания Skoda не должно произойти, по крайней мере в первое время. Эту информацию подтверждают ответы завода на наши запросы относительно принятия заказов в производство", — говорит Александр Дмитерчук, директор компании "Атлант-М Алексеевка", официального дилера Skoda в Харькове.
По мнению экспертов, среди популярных машин, затронутых пошлинами, меньше других пострадают Volkswagen, Nissan и Ford. Во-первых, бестселлеры этих марок — Polo, Juke и Fiesta — не имеют близких аналогов украинского производства. Во-вторых, их дистрибуторы могут переложить повышение цен на премиальные марки тех же производителей.
Скудный рацион
Впрочем, автодилеры, даже распродав запасы, постараются приложить максимум усилий для сдерживания цен. По словам Елены Дуниной, директора компании ДП "АВТО Интернешнл" (официальный импортер Mazda и Suzuki в Украину), подорожание машины стоимостью 150 000 грн. еще на 30 000 окажется слишком ощутимым для украинцев, доходы которых за последние годы и так упали.
Выход — перекроить структуру предложения, снизив в нем долю подорожавших авто. "В долгосрочной перспективе рынок ожидают сильные изменения: во-первых, это уменьшение его объема, во-вторых — смещение в сторону либо бюджетных моделей, либо моделей с объемом двигателя более 2,2 л", — прогнозирует Максим Хомяк, директор департамента маркетинга и рекламы компании "Торговый дом — НИКО", официального импортера Mitsubishi Motors в Украине. Юлия Кажарская из "Атлант-М" подтверждает такие прогнозы: "Какие-то модели подорожают или исчезнут сразу, некоторых хватит еще на 2–5 месяцев, но очевидно, что выбор моделей и комплектаций будет не таким богатым, как сейчас".
К примеру, из модельного ряда Mitsubishi под влияние пошлин не подпадают марки Outlander XL, Pajero Sport, Pajero Wagon и L200. "Поэтому у нас есть возможность нивелировать ценовой скачок за счет этих моделей и предлагать клиентам лояльные условия покупки", — объясняет Максим Хомяк. Пересадить клиентов на более дорогие машины взамен подорожавших "середнячков" в компании намерены, в частности, с помощью специальных программ кредитования со ставкой 0%.
Ответ по-русски
Но все же автодилеры не теряют надежду, что пошлины введены не будут. Один из аргументов, приводимых оптимистами, — негативное влияние пошлин на российских автопроизводителей. Защищать своих россияне умеют — "сырная война" тому подтверждение. Правительство РФ уже готовит введение так называемого "утилизационного сбора", из-за чего недорогие украинские автомобили, экспортируемые в Россию, подорожают почти на $700 — сумма для бюджетных авто немалая.
Теоретически уладить отношения с северным соседом можно, исключив российские автомобили из списка облагаемых пошлинами. "Но в этом случае попытки лоббистов украинского автопрома окажутся просто смешными, потому что украинские авто проигрывают таким машинам, как Volkswagen Polo Sedan, KIA и Hyindai (российского производства. — Фокус)", — отмечает Алексей Терещенко, директор отделения стратегического развития холдинга "Атлант-М".
А пока противостояние продолжается, Верховная Рада готовит автомобилистам новый подарок: на этот раз 15-процентными пошлинами хотят обложить импортные шины.
Дмитрий Слинько, Фокус