ТОП-10 инноваций и трендов автомобильной индустрии

100 лет назад считалось, что автомобиль — это тяжелая конструкция из прочного металла с мощным и звучным двигателем. Управлять ею должен специально обученный человек в фуражке и кожаных перчатках. А великий Генри Форд на десятилетия ввел в автоиндустрию моду на расизм, заявив, что настоящий автомобиль может быть любого цвета при условии, что он черный. Сегодняшняя реальность показалась бы Форду полной абсурда

Related video

Самые дорогие и престижные автомобили делают из алюминия и пластика. Их моторы должны быть в первую очередь экономичными и экологичными, а на борьбу с шумом из моторного отсека тратятся миллиарды долларов в самых продвинутых исследовательских центрах.

Ни фуражка, ни перчатки для управления этими чудесами техники больше не требуются. Собственно, и человек за рулем уже становится скорее формальностью — новые авто под завязку нафаршированы электроникой, которая не только следит за безопасностью движения, но и сама способна управлять автомобилем.

Да и черный цвет вышел из моды. Например, на Детройтском автосалоне, который в этом году проходит 13–26 января, ни одна из новинок, включая Mercedes C-класса и BMW M3, не были показаны в черном цвете. Производители предпочитают серый, белый, серебристый, но ни в коем случае не тот, который считал единственно возможным отец автомобилестроения.

Новинки автосалона показали, что в 2014-м производители постараются сделать автомобили легче и умнее, используя больше композитов и алюминия вместо обычного металла. Кроме того, автогиганты надеются если не вовсе попрощаться с бензином, то по крайней мере потеснить его позиции при помощи гибридных установок и дизеля, на котором уже можно ездить не только экономно, но и быстро.

Электромобили — это будущее. Но приближать его большинство производителей не спешит. Сегодня их главная ставка — гибридные автомобили, использующие два типа двигателей, чаще всего бензиновые и электромоторы. Некоторые модели, например Toyota Prius, уже стали культовыми. Зарекомендовали себя гибриды и в премиум-сегменте, их активно продвигают такие бренды, как Lexus.

На гибриды приходится не более 3% мировых автомобильных продаж, но уже в 2014 году этот показатель может вырасти до 5–6%, а некоторые эксперты предрекают и более стремительный рост. Такие модели лишены недостатков бензиновых авто (большой расход топлива и высокая цена за километр) и проблем электромобилей (отсутствие комфорта и динамики, малая автономность).

В 2014-м проявит себя новый тренд — появление гибридов, электромоторы которых можно заряжать не только от бензинового двигателя, но и отдельно — как традиционные электромобили. Владелец может использовать два типа заправок — бензиновые и электрические.
Продвижению нового типа гибридов способствует бурный успех модели Chevrolet Volt: в мире продано уже более 60 тыс. экземпляров этих машин.

Люди пока не готовы доверить жизнь бездушной машине, поэтому время автопилотов еще не настало. Однако опираться на подсказки бдительных датчиков и систем безопасности не прочь даже опытные водители. В связи с этим все более заметным трендом становится оснащение автомобиля дополнительными системами безопасности.

Пионером здесь является Volvo. Недавно эта компания представила новую систему круиз-контроля, которая способна сама определять препятствия на пути автомобиля (это могут быть животные, пешеходы и т. д.), снижать скорость и даже притормаживать перед ними.

Системы слежения за трассой представлены в моделях Audi, Mercedes и Lexus, но в Volvo пошли дальше. Такая система ориентируется на дорожную разметку (что, к слову, делает машину бесполезной на большинстве дорог в Украине). Тогда как система, разработанная Volvo, способна видеть края дороги, бордюры и прочие ограничители движения и уводить автомобиль от их пересечения или столкновения с ними.

На повестке дня более тесная интеграция электронных систем развлечений автомобилей с гаджетами их владельцев. Причем битва развернулась нешуточная: Apple и Google соперничают за внимание со стороны автогигантов, требуя, чтобы электронные системы развлечения в авто в первую очередь работали с определенной операционной системой.

Так, Apple еще в прошлом году внесла ряд изменений в свою мобильную платформу iOS, на которой работают iPhone и iPad, с целью облегчить ее взаимодействие с автомобилями. Среди нововведений не только удобство воспроизведения музыки и навигация, но и голосовое управление с помощью интеллектуального помощника Siri. Со своей стороны, инициативу поддержали более десятка крупных автопроизводителей, включая Nissan, Jaguar, Ferrari, Chevrolet.

Один из самых старых автомобильных трендов продолжает оставаться доминирующим — автомобили по-прежнему "худеют".

Еще в 1970-х производители стали заменять металл на пластик, добиваясь сокращения расхода топлива без снижения мощности двигателя. Со временем это позволило добиваться впечатляющих динамических характеристик на авто с довольно слабыми по традиционным меркам двигателями.

В 1990-х произошел новый виток прогресса. Помимо пластика в автостроении стали активно использовать алюминий в элементах кузова.

Сегодня пришло время еще более революционных материалов. Таких как высокопрочные стали, позволяющие делать элементы кузова тоньше и легче при прежней жесткости, и углеродное волокно — материала, обладающего прочностью металла и легкостью пластика.

Японские производители, которые всегда были в фаворе у прессы, растеряли былое величие, а вместе с ним и оглушительные продажи.

Дела идут неплохо лишь у Toyota, Honda и Nissan, отмечают эксперты, в то время как Mazda, Mitsubishi и Subaru на американском рынке довольствуются крохами. Поговаривают даже о полном уходе с американского рынка. В частности, такой исход в 2014-м предрекают Mitsubishi. Еще одной компанией, которая может в этом году покинуть американский авторынок, является не менее легендарный бренд Volvo.

Всему виной корейцы. По итогам 2013 года Hyundai оказался на 4-м месте в рейтинге крупнейших производителей автомобилей c 7 млн произведенных авто и $7 млрд чистой прибыли.

Корейцы повторили удачную стратегию японских компаний 1980-х. Те долго создавали себе репутацию, производя недорогие авто с хорошими потребительскими свойствами. А затем начали потихоньку наращивать премиальность. В ближайшие годы топовые модели Hyundai будут конкурировать уже не с Toyota, а с Lexus, указывают аналитики.

В Европе у корейцев дела тоже идут неплохо, хотя и не так блестяще, как в США. Верные традициям европейцы по-прежнему любят Volkswagen и Peugeot. Однако и здесь новые модели Hyundai и Kia с каждым годом поднимаются в рейтингах продаж.

Автоиндустрия привыкла к частым бракам и разводам ее участников, а также к мелким интрижкам и внебрачным детям. В 2014-м слияния и поглощения приведут
к появлению ряда интересных новинок.

Mercedes начнет использовать в своих компактных моделях двигатели производства Renault. Взамен немецкий концерн предоставит альянсу Renault-Nissan свою платформу для B-класса, на которой будет построена новая модель Infinity. Аналитики предсказывают, что все три компании станут выпускать компактные авто на единой платформе, а их продажи достигнут 1,5 млн ежегодно.

Бюджетные машины не обязаны быть пустышками — их комплектация не должна быть рассчитана на спартанцев. Это один из самых заметных трендов нынешнего года, хотя вряд ли его в скором времени ощутят покупатели из стран третьего мира, к которым принадлежит и Украина.
Конкуренция в сегменте недорогих авто обостряется. Из-за чего производители все чаще включают премиальные функции даже в базовые комплектации своих бюджетных моделей. Так, в США в 2014-м покупатели недорогих моделей Ford Fiesta смогут получить мультимедийную систему с 7-дюймовым сенсорным экраном, а покупатели бюджетного Chevrolet Spark — спутниковое радио и доступ к облачным музыкальным сервисам Pandora и Amazon Cloud Player.

Дизельные двигатели давно перестали быть вонючими тарахтелками, не способными доставлять удовольствие от вождения. Они не только экономичны, но и пригодны для динамичного вождения.
В Европе дизель уже побеждает (более 60% всех продаж новых авто), а в США и других регионах этот процесс только начинается. Наибольший спрос — на немцев, активно продвигающих свои дизельные модели. Однако всплеску популярности дизелей больше способствует внимание к этой технологии со стороны других производителей. Так, американские аналитики отмечают, что обновленные Mazda 6 и Chevrolet Cruze с двигателями на тяжелом топливе могут стать настоящими бестселлерами.

Не останется в стороне от этой тенденции и Украина. За прошлый год доля дизельных авто от общего количества приобретенных в стране выросла с 14 до 19%.

Эта тенденция казалась очевидной еще 10 лет назад. Но настоящий перелом наступает только сегодня. Механические коробки передач отжили свое.

Автоматические коробки намного удобнее, но механика оказалась весьма живучей в силу того, что обеспечивала большую экономию топлива при прочих равных условиях (один и тот же автомобиль с тем же двигателем). Типичная ситуация десятилетней давности: машина с 5-ступенчатой механикой потребляла на 2–3 л топлива меньше, чем та же машина с 4-ступенчатым автоматом.

Ситуация изменилась с появлением 6-, 7- и даже 9-ступенчатых автоматических коробок передач, а также их новых разновидностей (роботизированные коробки, вариаторы). В сочетании с весьма поумневшими компьютерными системами управления новые автоматы обеспечивают потребление на уровне механических коробок передач, а то и ниже.

В США сегодня не более 6% новых машин продаются с механической коробкой передач. В Европе механики все еще продается больше (около 60% всех новых авто), но в основном в бюджетном сегменте.

Ярче всего тренд подтверждается ситуацией в сегменте спортивных авто — последней вотчине любителей механических коробок. Новая модель культового Chevrolet Camaro ZL1 с коробкой-автоматом быстрее, чем с механической. Аналогичных результатов добились инженеры BMW: M3 1 с роботизированной коробкой "трешка" разгоняется до сотни на 0,2 сек. быстрее — это существенный аргумент для любителей драйва.

Технология 3D-печати, ставшая одним из главных событий в IT-индустрии, начинает распространяться и в других сферах. Эксперты предсказывают ее приход и в автомобильную индустрию. 3D-печать давно используется для производства опытных образцов и прототипов, в том числе и концепт-каров, которые демонстрируются на крупнейших автомобильных выставках, говорит американский маркетолог Марк Морли. По его словам, в 2014 году речь пойдет о другом использовании этой передовой технологии. И это будет настоящая революция. Разместив 3D-принтеры на сервисных станциях, производители смогут решить проблему с поставкой запчастей для ремонта автомобилей. Это существенно удешевит сервисное обслуживание и ускорит ремонт машин.

О конкретных планах производителей по запуску таких технологий пока неизвестно. Но ученые со своей стороны уже готовят фундамент для сервисов нового типа. Например, недавно голландская компания Metalsys запатентовала новый способ производства недорогого титанового порошка, который отлично подойдет для печати автомобильных запчастей на 3D-принтерах. Другая технология, о которой много говорят в последнее время в связи с применением трехмерной печати в автомобильной индустрии, связана с использованием инженерных термопластиков. Таким образом, сегодняшние технологии позволяют производить на месте как пластиковые, так и металлические детали для ремонта автомобилей, отмечают эксперты.

Алексей Бондарев, Фокус