Военный эксперт Юрий Карин: Украина вправе разбомбить "гуманитарный конвой" России

Юрий Карин / из личных архивов
Юрий Карин / из личных архивов

Координатор группы "Информационное сопротивление" считает, что заявления о "гуманитарном конвое" - это провокация российских властей. Но наша армия готова дать отпор, если вторжение случится

После того как мировое сообщество категорически отбросило идею России о введении в Донбасс своих войск под видом "гуманитарного конвоя", Москва от своих планов не отказалась. "Российская сторона во взаимодействии с представителями Международного Комитета Красного Креста направляет на Украину гуманитарный конвой", - говорится в заявлении пресс-службы Кремля. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что все детали операции якобы согласованы с украинской властью. Но Киев сразу же это опроверг: договоренность с Красным крестом об оказании гуманитарной помощи жителям зоны АТО действительно есть, но только Россия не имеет к ней никакого отношения. Фокус поинтересовался у координатора группы "Информационное сопротивление" Юрия Карина, как можно расценивать заявления российской стороны.

Сегодняшнее заявления о "конвое" - знак того, что Путин наконец-то решился на вторжение, или это снова игра на нервах и попытка прощупать реакцию мира и Украины?

Это не более, чем очередная провокация. Реакция мира и Украины ему известна по событиям 8-9 августа (тогда РФ уже предлагала ввести "гуманитарный конвой", но не получила поддержки мирового сообщества - Фокус). Вполне возможно, что это очередная информационная операция для российской "ваты". Сразу два спикера - Путин и Лавров - озвучили лживые сообщения. Первый о якобы существующей договоренности с Красным Крестом, второй - о договоренности с Киевом.

Идет укрепление образа повелителя-"миротворца" для внутрироссийского потребления на фоне "мирных" переговоров по Нагорному Карабаху. К тому же Путину необходимо изображать какие-нибудь потуги в оказании помощи борцам с "хунтой", иначе 85% его электората не поймут.

Насколько прямое вторжение все-таки вероятно в ближайшие дни или недели?

Какие-либо прогнозы в данной ситуации - дело неблагодарное. В данном случае все зависит от амбиций одного человека. Как видим, предостережения и санкции на Путина не действуют. После уничтожения Боинга-777, все его действия рассчитаны исключительно на российского потребителя. И как Путин будет выпутываться из инициированной и поддерживаемой им же ситуации с дестабилизацией в Украине - нам остается только догадываться. В любом случае, как минимум до окончания АТО, нам следует находиться в готовности к подобным провокациям.

Если "гуманитарный конвой" все-таки состоится, по международным принципам и нормам это будет считаться актом агрессии?

Под каким бы "миротворческим" или гуманитарным соусом не подавался ввод войск в Украину - это будет вторжение. Украинская армия вправе разбомбить этот конвой. Другой вопрос, что "конвой" будет входить в Украину в традиционном русском стиле - за спинами безоружного гуманитарного персонала, женщинами в т.ч.

Миротворческими же российские войска могут считаться при наличии соответствующего мандата ООН на проведение миротворческой операции в Украине.

Теоретически Россия может проводить миротворческую операцию под эгидой своего карманного блока ОДКБ. Однако уставные документы самого ОДКБ гласят о том, что без мандата СБ ООН этот военный блок может проводить миротворческие операции исключительно на территории стран-членов ОДКБ, к коим Украина не принадлежит. Потому это будет однозначное вторжение.

Россия может как-то "договориться" с Красным Крестом (МККК) об организации "конвоя"?

МККК уже должно бы насторожить использование россиянами их имени вслепую. МККК мог бы, например, предоставить защиту детям-инвалидам, которых насильно вывозят в РФ российские же наемники, и этот процесс прикрывают российские официальные лица. По факту - мы не имеем подтверждения согласия МККК на совместное проведение гуманитарной акции. А ввод миротворческих войск - исключительно прерогатива ООН.

Скажу так - даже участие МККК в совместной гуманитарной операции с РФ не может служить основанием для ввода миротворческих войск в Украину, то есть российской вооруженной агрессии.

Теоретически Красный Крест мог бы настаивать на предоставлении помощи с территории России. Но лишь в том случае, если бы конфликт в Украине был признан гражданской войной, к которому Кремль не имеет отношения.

Однако Красный Крест (а именно эта организация имеет право классифицировать конфликты) не сделал подобного официального публичного определения. Да, еще 22 июля Красный Крест признал, что в Украине идет война. Однако публично не было четко указано, речь идет о гражданской войне или о внешней агрессии России против Украины. А именно подобная четкая формулировка и определяла бы дальнейшие действия международных организаций относительно Украины.

Ведь понятно, что если Красный Крест признает конфликт в Донбассе агрессией России, то ни о какой "помощи с территории РФ" не может быть и речи.

Если РФ решится на интервенцию, это полностью изменит успешное в целом течение антитеррористической операции, или Украина сможет уже дать полновесный отпор любым "конвоям"?

Российская поддержка российских же террористов в Донбассе значительно усложняет ход АТО. История с "миротворческим конвоем" - чистейшая провокация российской стороны. Какую она преследует конечную цель, тоже нет однозначного ответа. Либо это превращение части Луганской области в территорию с законсервированным конфликтом на долгие годы, либо провокация по грузинскому сценарию.

Украина готова в меру возможностей к отражению российского вторжения в любом формате. Для российских войск эта авантюра не станет легкой прогулкой.

С другой стороны, заметьте, с какой легкостью Путин отправляет на "убой" своих военнослужащих. Сотнями они воюют на стороне террористических группировок. Ежедневно потенциальные смертники в лице авиаторов осуществляют провокации с нарушением воздушных границ Украины. Их могут сбить как украинские войска, так и террористы, заинтересованные в провоцировании ввода войск. Та же история и с артиллеристами РФ, ведущими огонь с России по нашей территории - они делают это, не боясь ответного огня.