Постпред Украины в ООН Сергеев: миру нужна превентивная дипломатия
Что могут сделать страны-члены ООН, чтобы остановить российскую агрессию? Постоянный представитель Украины в ООН Юрий Сергеев имеет по этому поводу четкий рецепт
Большинству украинцев имя Юрия Сергеева стало известно весной прошлого года, когда Россия начала оккупацию Крыма. Тогда украинский дипломат участвовал в работе Совета безопасности ООН, заседания которого в прямом эфире транслировали ведущие телеканалы нашей страны. Жесткие аргументы посла, а также смелые словесные перепалки с постпредом России в ООН Виталием Чуркиным сделали Сергеева едва ли не самым известным из всех украинских дипломатов.
Одной из его главных заслуг является то, что, несмотря на манипулирование фактами представителями РФ, мировое сообщество не признало крымский "референдум". Теперь перед послом стоит куда более сложная задача — добиться признания России стороной конфликта в войне в Донбассе.
Россия — изгой по собственной воле
В течение последнего полугодия стало очевидно, что мировое сообщество всячески пытается изолировать Россию. На ваш взгляд, как далеко оно готово зайти в этом вопросе?
— Важно понимать, что не мир хочет изолировать Россию. Она сама себя изолирует. И дело не только в Украине. Это видно по политическим и экономическим потерям, которые РФ несет в странах Латинской Америки, Азии, Африки из-за своей агрессивной позиции по различным вопросам.
В разрешении конфликта, связанного с аннексией Крыма и поддержкой российскими властями террористов Донбасса, ООН оказалась малоэффективной. С тем, что сейчас происходит в Украине, могут столкнуться и другие страны, в частности прибалтийские. Государства — члены ООН сделали хоть какие-то выводы?
— Российская агрессия в отношении Украины остается предметом сочувствий, переживаний и дискуссий. Выводы, которые следуют из обсуждения этой темы, я бы условно поделил на две части.
С одной стороны, однозначно осуждается блокирование любых решений Совета безопасности, связанных с противодействием агрессии или массовым нарушениям прав человека, как это несколько раз происходило в Сирии и сейчас происходит в Украине. В связи с этим консолидировались позиции государств-членов о немедленной реформе Совета безопасности.
В то же время все понимают, что противостоять кризису в одиночку невозможно, поэтому ООН важна для формирования солидарной позиции стран. Эта солидарность была продемонстрирована при голосовании резолюции Генассамблеи ООН по Украине. Тогда государства-члены увидели, что при правильной организации механизмы ООН могут действовать слаженно и в кризисных условиях.
Я имею в виду работу в Украине мониторинговой группы Верховного комиссара по правам человека, поддержку офиса по вопросам беженцев (UNDP), предоставившего колоссальную помощь в адаптации переселенцев. Кроме этого, ООН стала одним из организаторов фонда помощи по реабилитации пострадавших от агрессии регионов, особенно Донбасса.
Не стоит забывать и о добрых услугах генерального секретаря, плотно работавшего с мировыми лидерами по украинскому вопросу. С другой стороны, все соглашаются, что эти действия реактивные, а не проактивные.
Благодаря тому, что постоянные члены Совбеза ООН могут блокировать его решения, РФ ветировала резолюцию по Украине. Спровоцируют ли такие действия России реформирование полномочий этого органа?
— Быстрых и тем более радикальных реформ в ближайшем будущем ждать не стоит. Проблема в средневековом индивидуализме некоторых стран. В свое время это привело к краху Лиги Наций.
Увы, национальные интересы мировых и региональных лидеров, а вместе с этим и корпоративные интересы транснациональных компаний никак не способствуют предотвращению кризисных явлений.
Шанс изменить ООН
Как можно пресечь агрессивные действия со стороны России?
— Остановить ее может только коллективная позиция мирового сообщества, которая базировалась бы на универсальных ценностях. И все они закреплены в уставе ООН.
Первое, что нужно делать, — защищать устав, требовать равенства перед его принципами для всех и повышать эффективность Международного суда ООН в оценке происходящего. И, кстати, Украина приобрела достаточный опыт, чтобы в этом процессе играть не последнюю роль. Это то, что сейчас витает в атмосфере ООН, и то, над чем придется работать в ближайшее время.
Устав организации писался через кровь и пот, в нем закреплено то, на что согласились все государства — члены ООН. Это универсальный документ, под которым все подписались. А сейчас его начинают ломать, вылезает эгоизм отдельных стран. Их нужно ставить на место.
В уставе написано, что страна, которая регулярно его нарушает, должна быть исключена из ООН. В этом же уставе написано, что такое решение необходимо согласовать с Совбезом. А что если страна-нарушитель является членом Совбеза? Кризис в Украине показал, что в этом вопросе устав требует уточнения.
Юрий Сергеев рассказывает всему миру о российской агрессии против Украины. Заседание Совета безопасности ООН, Нью-Йорк, 13 апреля 2014 года
То есть исключить Россию из Совбеза ООН невозможно?
— Механизмы построены таким образом, чтобы постоянные члены ООН, обладающие правом вето, были защищены. Если встанет вопрос об исключении России из Совбеза, она на это решение наложит вето. Этот принцип нужно пересмотреть, и об этом уже говорят в стенах организации.
Украина продвигает свою кандидатуру в Совбез на 2016–2017 годы. Что это нам даст?
— Украина подала заявку на членство от нашей региональной группы в ООН (Восточная Европа. — Фокус) больше 10 лет назад. В Совбезе ООН мы не новички. У нас есть институциональный опыт (в 1948–1949 гг., 2001–2002 гг. — Фокус) и, к сожалению, новоприобретенный в связи с агрессией России.
И тем и другим мы готовы делиться для принципиальной модернизации Совбеза, особенно в том, что касается превентивной дипломатии для упреждения военных конфликтов.
Некоторые думают, что если Украина станет членом Совбеза, все успокоится, агрессия прекратится. Надо понимать, что Совбез — это структура, членство в которой предполагает больше отдавать в пользу универсальных интересов организации. В итоге это должно принести и индивидуальные дивиденды.
Поэтому до избрания в октябре следующего года мы будем посвящать много времени работе с коллегами из разных региональных групп для того, чтобы консолидировать поддержку в пользу реформ в Совбезе, о которых я уже говорил. Сделать это будет очень сложно. Но Украина не должна в этом вопросе отставать.