Блеф Путина. Погибнет ли украинская оборонка без российских заказов

Фото: кадр с YouTube
Фото: кадр с YouTube

Фокус спросил у экспертов, почему разрыв военно-технического сотрудничества с Россией может быть полезен для Украины

Выступая на заседании комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, Владимир Путин заявил, что денонсация Украиной соглашений с РФ о сотрудничестве в военно-технической сфере "поставила украинские предприятия на грань банкротства".

Можно предположить, что он имел в виду украинские гиганты "Южмаш", "Мотор Січ" и другие, продукция которых до войны поступала, в основном, в Россию. Теперь эти предприятия находятся в сложном положении: на "Южмаше" не погасили задолженность по зарплате еще за прошлый год.

Пять соглашений о военно-техническом сотрудничестве были расторгнуты на заседании Кабинета министров Украины 20 мая. О том, как это отразится на украинских оборонных предприятиях, Фокусу рассказали эксперты.

директор информационно-консалтинговой компании Defense Express


– Юридически решение Кабмина не имеет значения: денонсировать соглашения о военно-техническом сотрудничестве должен парламент. Но де-факто мы уже давно прекратили сотрудничество, о котором шла речь в договорах, разорванных правительством. С марта прошлого года Украина не поставляет в Россию продукции, которая могла бы быть использована в военно-промышленном комплексе. И, соответственно, мы не получаем такой продукции от нее.

К примеру, украинские вертолетные и корабельные двигатели создавались в расчете на проекты, которые Россия строила для третьих стран. Теперь они не востребованы. До войны Россия планировала купить у нас 60 самолетов Ан-70. Сложность в том, что какой-либо другой стране, кроме России, эти самолеты продать сложно. К тому же, без российских двигателей мы не сможем их построить.

Правда, на заводе Антонова сумели быстро перепрофилироваться, достав из-под сукна проект АН-178. Сейчас на этот самолет ставят европейские двигатели, сертифицируют согласно международных требований. Украинские предприятия давно должны были давно активно искать новых партнеров и рынки сбыта. Нам нужно быть более оперативными, пытаться выходить на китайский рынок, который гораздо более объемный, чем рынок России. Год прошел, а мы только рассуждаем на эту тему.

директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения


– Это заявление Путина сделано исключительно для информационного воздействия на непосвященных. В Украине действительно существует около полутора десятков проектов, которым необходимо импортозамещение российских комплектующих. Да, Ан-70 Украина без России не сделает. Но от этого сильнее пострадает сама Россия, поскольку она не получит необходимые ей военно-транспортные самолеты. А Украину вполне устроит маленький Ан-178. Россия может сколько угодно объявлять о начале работ по созданию нового военно-транспортного самолета. Но любому специалисту в этой сфере известно: на постсоветском пространстве это под силу только КБ Антонова. Ни КБ Ильюхина, ни КБ Туполева такой проект не потянут.

Да, в Украине производится ракетоноситель "Зенит", 70% комплектующих которого – российские. До войны Украина поставляла этот ракетоноситель исключительно в Россию. Нам самим он был не нужен. То есть потеря "Зенита" гораздо сильнее ударит по России, чем по нам. И таких проектов большинство.

Мы теряем лишь несколько проектов, а Россия целые направления. Это и авиационное двигателестроение, и газотурбиностроение для военных кораблей, часть разработок по космосу вместе с прекращением украино-российского сотрудничества будет для РФ закрыта. В том, что касается аэрокосмического сотрудничества Украина перешла на западные проекты уже давно. Украина поставляла до войны и продолжает поставлять сейчас ступени двигателей для европейской ракеты-носителя Vega. Мы поставляем комплектующие и участвуем в работе по выпуску американской ракеты-носителя Antarеs, ведем совместные работы с Бразилией по запуску ракет-носителей с бразильского экваториального космодрома.

Украина теряет лишь несколько проектов, а Россия целые направления

Отмечу, что совместных военных проектов в космической сфере у Украины и России никогда не было. Зато теперь вместе с еще одной страной, которую я бы не хотел называть, мы ведем работы по созданию оперативно-тактической ракеты.

Действительно, "Южмаш" теряет доходы, которые он до войны получал за обслуживание российских ядерных ракет. Но России теперь придется искать кого-то, кто мог бы обслуживать ядерные носители.

Таким образом, Россия оказалась в гораздо худшей ситуации, чем Украина. Если за Украиной стоит весь цивилизованный мир, готовый работать с нами, предоставлять технологии, лицензии на производство и т. д., то Россия находится в технологическом вакууме. Об этом свидетельствуют попытки получения "Мистралей", попытки производства беспилотников по западным технологиям.

Вместе с тем, в Украине есть ряд проектов, в которых импортозамещение российских комплектующих критично важно для нас самих. К примеру, это артиллерийский боеприпас "Квітник". Если бы удалось заменить комплектующие из России, мы бы получили высокоточный боеприпас, очень важный в боевых действиях, которые ведутся сейчас на востоке Украины.

Если государство позаботится о таких проектах и о предприятиях, которые их ведут, ситуацию можно будет быстро выровнять. К примеру, поддержать "Мотор-Січ" можно, развернув национальную вертолетостроительную программу. Главная проблема – найти замену российским редукторам и лопастям. Насколько я знаю, решением этой проблемы уже активно занимаются. Следующим шагом должно стать предложение выполнить государственный заказ по строительству вертолетов для украинских силовых структур.

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности центра Разумкова


- Заявление Путина лишь подтверждает его нежелание озвучивать подлинные причины и следствия ситуации, в которой оказалась Россия. Денонсация соглашений о военно-техническом сотрудничестве была формальностью, поскольку де-факто такое сотрудничество было прекращено еще весной прошлого года.

Очевидно, что любое прекращение сотрудничества не выгодно ни для одной из сторон. Но это решение было для Украины вынужденным. Несмотря на то, что оно угрожало потерей рабочих мест и части прибыли, мы должны были отказаться от сотрудничества с Россией в военной сфере.

С другой стороны, украинским предприятиям давно пора работать над диверсификацией прибыли, налаживая сотрудничество с другими партнерами. Прежде всего, мы должны ориентироваться на западные рынки, готовые покупать продукцию военно-промышленного назначения.

Благодаря таким предприятиям, как "Мотор Січ", Украина входит в десятку стран, способных не только выпускать конкурентноспособные двигатели, но и проектировать их. Если использовать потерю российского рынка как возможность, можно выйти на качественно новый уровень работы. Ведь ни для кого не секрет, что связи с Россией развивались не на основе формальных договоров, а на личных связях. И руководители предприятий, работавших на российский рынок, чаще всего входят в ту категорию, которую принято называть красными директорами.