Дисней-арт. Венецианская биеннале превратилась в парк развлечений
На 54-й Венецианской биеннале художники из 89 стран показали, что современное искусство все больше напоминает парк развлечений для взрослых
"К черту искусство!" – призывала надпись на футболке одной из посетительниц 54-й Венецианской биеннале, проходящей в этом году с 31 мая по 27 ноября. "Сегодня любое дерьмо может быть искусством", – было написано на крышке от унитаза, которую целый день носил на шее другой посетитель выставки. Такие заявления сегодня выглядят скорее забавными шутками, чем радикальными провокациями. Длинные очереди в некоторые национальные павильоны доказывали, что даже желающие послать современное искусство к черту предпочитают сначала его увидеть.
Интерес к самому авторитетному арт-событию в мире растет так же стабильно, как и усиливается его критика. Главная претензия к директору Венецианской биеннале – 2011 Биче Каригер звучала так: слишком много политики, слишком мало экспериментов. Для центрального проекта биеннале – огромной выставки под названием ILLUMInation ("Освещение") – были собраны экспонаты, в которых действительно нет ничего новаторского. Большая часть работ напоминает хендмейд-поделки, иногда интерактивные, как в зале, где зрителям предлагалось слепить что-нибудь из красного пластилина и приклеить свое творение на стену.
Искусство плюс политика
На лежащий гусеницами вверх танк взбирается атлетичного вида мужчина в спортивных трусах, нажимает на кнопку, гусеницы начинают с грохотом вращаться, а мужчина – бежать. К танку прилажена беговая дорожка, а все это вместе называется "Трасса и поле" и является частью экспозиции американского павильона. Публика здесь собиралась самая звездная – посмотреть на новое в актуальном искусстве приезжали Наоми Кэмпбелл, Леонардо ДиКаприо, Элтон Джон, Кортни Лав.
"Сегодня искусство непременно должно быть политизированным", – объяснили Фокусу посетители-американцы, зашедшие в павильон США из патриотизма. Правда, работы американо-кубинского дуэта Дженнифер Аллора и Гильермо Касадильи им не пришлись по душе. Деревянные копии самолетных кресел и упражняющиеся на них гимнасты вызывали у зрителей недоумение.
Зато международное жюри в этом году решило от политики отойти. Главным претендентом на "Золотого льва" до последнего считалась Япония. Ходили слухи, что японский павильон на этот раз останется пустым – в связи с недавними событиями в стране. Однако художница Табаимо все же представила сюрреалистический проект "Телеко-суп". Работа совмещает стилистику мультфильмов манга и традиционной японской пейзажной живописи.
Жюри же предпочло немецкий павильон. Тут в стилизованном под церковь помещении разместилась ретроспективная выставка Кристофа Шлингенсифа. Экспозиция называется "Церковь страха против Чужого внутри": художник увековечил в арт-проекте (видео, скульптура, живопись, фото и музыка) свою борьбу с раком легких, от которого умер в августе прошлого года.
Всюду арт
Центром биеннале традиционно становятся сады Джардини – там разместились почти три десятка национальных павильонов. Впрочем, искусства хватает и на улицах города. По дороге из Джардини к Арсеналу, где расположена часть выставки ILLUMInation, человек в черной одежде изображает дерево. Еще один арт-энтузиаст, обернутый в мусорные пакеты, неторопливо перемещается с одной скамьи на другую. В выходящих на Гранд-канал окнах старинных палаццо висят рекламные баннеры выставок из параллельной программы. Российский "Эрмитаж" привез работы Дмитрия Пригова, американский музей Гуггенхайма традиционно представил коллекцию Пегги Гуггенхайм, итальянка Миуччиа Прада с супругом также показывает в Венеции часть своего собрания.
Украинских вечеринок в этом году было две: в официальном украинском павильоне, расположенном в церкви Сан-Фантин, и в палаццо Паподополи. Его каждый раз арендует PinchukArtCentre, и в этом году там представлены работы финалистов международной премии для молодых художников Future Generation Art Prize. Главной звездой выставки от PinchukArtCentre стал американец Рубен Очоа. Одну из его работ – огромную каменную глыбу – прямо во время официальной презентации купил Элтон Джон.
"Церковь на церкви стоит и церковью погоняет", – иронизировали зрители, собравшиеся возле украинского павильона. В нем одесситка Оксана Мась создала из разноцветных писанок копию Гентского алтаря – католической святыни, созданной в XV веке. На деревянных яйцах люди со всего мира изобразили свои грехи, желания, зависимости и комплексы – все, от чего хотелось бы избавиться, объяснила художница.
Кстати, очередей из водных такси, которые обычно сопровождают самые интересные вечеринки, наши художники не собрали. Зато ходили слухи, что в конце вечера в украинском павильоне музыканты устроили драку. А главным отечественным арт-аттракционом стали три панно все из тех же деревянных яиц, которые не поместились в павильон и стояли особняком на площади Сан Стае.
Нужно видеть
Фокус посетил несколько десятков национальных павильонов и выбрал самые интересные
«Я, самозванец», Майк Нельсон (Великобритания) Художник Майк Нельсон построил лабиринт из маленьких комнат с низкими потолками и многочисленными лесенками. На входе посетителям объясняют, что «нужно искать середину», но на самом деле нужно было не поддаваться приступам клаустрофобии и искать выход. |
|
«6000 кубических метров ароматизированного воздуха», Юань Гун (Китай) «Нет ничего красивее простоты», – уверен художник Юань Гун. Поэтому его проект выполнен в духе буддийского минимализма – из белых горшочков, наполненных маслом сандалового дерева, и искусственного тумана. |
|
«Любовь прошла, но шрам вылечит», Ли Юнбаэк (Корея) Четыре видеоработы «Разбивающиеся зеркала» и серия фотографий, на которых солдаты спрятаны среди ярко-розовых цветов – самые, пожалуй, запоминающиеся в длинном списке антивоенных произведений на биеннале. |
|
«Шанс», Кристиан Болтански (Франция) В одной комнате установлен счётчик, показывающий количество родившихся в мире в эту минуту, счётчик в другой показывает число умерших. В третьей зритель нажатием кнопки выбирает случайную фотографию здорового или больного новорождённого. |
|
«Раненная вода» (Ирак) Шестеро иракских художников представили работы на тему войны и революций на Ближнем Востоке. К примеру, в серии фотографий «Потребление войны» офисные сотрудники дерутся на заимствованных из фильма «Звёздные войны» световых мечах. |
Юлия Куприна, Фокус