Люди и другие звери. Обзор книжных новинок месяца

Пять лет поклонники Захара Прилепина ждали от него нового романа и наконец дождались

"Черную обезьяну" Прилепина уже успели расхвалить те, кто писателя обычно хвалит, и разругать, те, кто его традиционно ругает. В обзоре также роман канадца Майкла Ондатже о превратностях любви и сборники рассказов испанца Альберта Санчеса Пиньоля, россиянина Юрия Буйды и украинца Андрея Куркова. Писательские манеры последних трех так и тянет сравнить с различными видами стрельбы. Первый бьет из старинного арбалета, второй пользуется обычными палками, которые вопреки пословице стреляют не раз в год, а ежедневно, в арсенале третьего – нечто вроде игрушечного пистолетика с пистонами.

Топ-книга
Захар Прилепин
Черная обезьяна

АСТ, "Астрель", 2011

Кто: Лидер поколения 30-летних, автор культового романа "Санькя", лауреат премии "Супер НацБест".

Что: Остросюжетный социальный роман о патологиях детской жестокости, пестуемых Кремлем молодежных движениях, унылой российской повседневности, глубоком кризисе чувств и тщетных попытках героя во всем этом разобраться.

О чем: Редакционное задание приводит журналиста в секретное заведение, где изучают террористов и серийных убийц, отличающихся полным отсутствием человечности. Исследования курирует могущественный чиновник Велемир Шаров, в котором нетрудно узнать демонические черты путинского идеолога Владислава Суркова.

Пытаясь разгадать навязанные ему загадки, герой застревает в путанице противоречивых событий. На безуспешные усилия овладеть ситуацией накладываются крах семейной жизни, сокрушительное разочарование в любимой женщине и собственная неискоренимая мерзость. Есть ли способы выжить в этом сумасшедшем мире, кроме как сойти с ума?

Как: "Черная обезьяна" хитро устроена. При желании ее недостатки можно запросто объявить достоинствами, и наоборот. Расхристанная композиция, брошенные на полпути сюжетные линии? Так это же специально сделано, чтобы выразить состояние героя. Эффектные конфликты, яркое изображение российских коллизий? Но ведь все это уже было в "Саньке". Вообще, главная беда "Черной обезьяны" именно в том, что ее постоянно будут сравнивать с романом "Санькя". Понятно, в чью пользу.

Майкл Ондатже
Дивисадеро

"Азбука", 2011

Кто: Канадский гражданин с голландской фамилией родом из Шри-Ланки. Автор букероносного романа "Английский пациент", широко известного по оскароносной экранизации Энтони Мингеллы.

Что: Переплетение нескольких любовных историй, растянутых во времени на столетие и в пространстве от Калифорнии до Южной Франции.

О чем: Вдовец-фермер растит двух дочерей, родную Анну и приемную Клэр, а также сироту Купа, проживающего в доме на правах батрака. Девочки подрастают, между Анной и Купом завязываются недетские отношения. Застав дочь в объятиях работника, отец избивает его до полусмерти, после чего и Анна, и Куп уходят из дому, но каждый следует собственной дорогой.

Как: В англоязычном мире Ондатже больше известен как поэт, и это чувствуется. Несмотря на то что "Дивисадеро" написан простым и внятным языком, в нем важны не столько люди и события, сколько образы и состояния.


Альберт Санчес Пиньоль
Золотые века

"Астрель", CORPUS, 2011

Кто: Каталонский антрополог, прославившийся романом "Холодная кожа", который в первом русском издании почему-то вышел под названием "В пьянящей тишине".

Что: Сборник странноватых новелл преимущественно фантастической направленности с названиями типа "В детстве – кашель и понос, а слоновья нога – когда подрос".

О чем: Как и в "Холодной коже", в рассказах Санчеса Пиньоля более всего интересует граница между человеком и человекообразными особями. Роли последних могут исполнять уроды, манекены, пугала, марсиане, птицы, собаки и лягушкоподобные мыслящие существа из параллельных миров.

Как: Несколько старомодно, немного высокопарно и при этом с заметной претензией на то, чтобы устроить читателю сюрприз. Рассказы "Золотых веков" – своего рода фокусы: в финале каждого автор хочет сообщить нечто невероятное, но размах обычно получается более впечатляющим, чем удар.

Юрий Буйда
Все проплывающие

"Эксмо", 2011

Кто: Не слишком обласканный в массмедиа, но при этом на редкость своеобразный русский писатель. Родом из Знаменска, бывшего Велау, и это многое объясняет.

Что: Отменно мрачная и жесткая малая проза. Этакий роман в рассказах, объединенных местом действия и набором персонажей.

О чем: О пьяницах, шлюхах, дурачках, старухах, учителях, врачах, чудаках, босяках, калеках и прочих прекрасных обитателях бывшего города Восточной Пруссии, а с 1946 года вырождающегося населенного пункта в Калининградской области.

Как: Первые полторы сотни страниц – бесшабашный магический реализм, остальные 550 – просто реализм, хотя и не без вкраплений мистики. По количеству душераздирающих житейских историй Буйда может дать фору самой Петрушевской. По качеству – как минимум не уступит, хотя концовки текстов порой отдают мягкой сентиментальностью, которой от Петрушевской вовек не дождешься.

Андрей Курков
Форель a la нежность

"Фолио", 2011

Кто: Самый известный в мире украинский (даром что русскоязычный) писатель, желанный гость зарубежных книжных фестивалей и ярмарок, фигурант топ-списков европейских бестселлеров, при этом почти не замечаемый ведущими критиками и литературными премиями – как российскими, так и украинскими.

Что: Сборник из десятка рассказов, а также нескольких десятков эссе.

О чем: В рассказах, как всегда, немного фантастики, в публицистических текстах – вполне резонные рассуждения на общественно-политические темы.

Как: Предельно просто, максимально легко, без малейшего послевкусия – чистая тебе дистиллированная вода. Фирменный стиль Куркова – это нарочитое отсутствие стиля. Его проза напрочь лишена художественности, которая, не дай Бог, могла бы утомить непритязательного читателя. Сам писатель вполне искренне относит свои сочинения к массовой литературе – честь ему за это и хвала.

Юрий Володарский, Фокус