Ре-анимация. На украинские экраны снова возвращаются отечественные мультфильмы
Отечественные мультфильмы постепенно возвращаются на украинские теле и киноэкраны, а мультипликация из дорогостоящего хобби превращается в бизнес
Можно ли использовать фризби как шляпу, а при помощи обычной юлы улететь в космос — на эти и другие неожиданные вопросы любопытным детям теперь отвечают не родители, а мультяшные персонажи. Десятилетняя девочка по прозвищу Эскимоска и два ее друга, Громила и Умник, живут где-то на далеком севере. И вместе со своими домашними животными — моржом и белым медведем — исследуют необычные предметы, которые то и дело выносит на льдины, где друзья привыкли ловить рыбу.
Сюжет сериала "Эскимоска" еще в 2007 году придумал режиссер Алексей Шапарев, однажды в тридцатиградусную жару увидевший, как человек в костюме эскимоса раздавал рекламные листовки. Персонажей и их мимику Шапарев срисовал со своих детей. В итоге за три года работы на Киностудии детских и юношеских фильмов имени Александра Ханжонкова появился мультипликационный сериал "Эскимоска". Премьера первой серии из 26 уже готовых состоялась 12 ноября в утреннем эфире на канале "1+1". Пока что "Эскимоска" — первый полностью украинский мультфильм, который появился в программе канала.
Первые пошли
"Если хотите поговорить, приходите рано утром, у нас мало свободного времени", — говорит Фокусу известный украинский мультипликатор Степан Коваль. Он руководит студией пластилиновой анимации "Новаторфильм" — здесь заканчивается работа над сериалом "Моя країна Україна" и уже начались съемки следующего проекта — "Профессионалы".
"Моя країна Україна" — это серия короткометражек о путешествии нескольких персонажей по стране и знакомстве с ее историей. Причем к реальным фактам сценаристы добавляют немного вымысла — чтобы заинтриговать зрителя. "Получается такая наполовину быль, наполовину сказка", — рассказывает Коваль. А вот "Профессионалы" — это исключительно воспитательный проект, рассчитанный на подростков. В каждой серии герои знакомятся с новой профессией и сталкиваются с тем, что для любой работы нужны не только специальные знания, но и трудолюбие и терпение.
Эти же качества важны и для создания пластилиновых мультфильмов. "Чтобы сделать пятиминутный фильм, нужна команда из десяти человек и полгода времени", — объясняет мультипликатор. У него в студии работает почти два десятка специалистов, и кроме заказанных государством и им же профинансированных проектов "Моя країна Україна" и "Профессионалы" Коваль снимает коммерческую рекламу. О бюджетах предпочитает не распространяться: "Мультфильмы снимаем дешево, рекламу — дорого, с этого и живем".
Съемки рекламы — основной источник дохода и для создателей "Эскимоски", по крайней мере пока. Сериал, бюджет которого составил 12 млн грн., на 60% профинансировало государство. Эту сумму продюсер "Эскимоски" Андрей Корниенко надеется вернуть через несколько лет. Начало уже положено: кроме отечественной группы каналов "1+1" мультфильмом, по словам продюсера, интересуются российские каналы "Карусель", "2х2" и "СТС", австралийская группа каналов ABC, а также интернет-площадки Ivi.ru, now.ru, Megogo.net и oll.tv, покупающие телевизионный контент и транслирующие его в сети.
Делать деньги
Пока для большинства отечественных мультипликаторов анимация остается чем-то вроде дорогостоящего хобби, которое в будущем может принести прибыль, а может — убытки. Для Эдуарда Ахрамовича, возглавляющего студию "Укранимафильм", ситуация выглядит по-другому. "Анимация — это бизнес, и очень большой", — говорит он. Правда, пока что студия "Укранимафильм" заканчивает работу над мультфильмом "Кто боится дядюшку Бабая?". На его производство государство еще в 2008 году выделило 10 млн грн., но когда начался кризис, проект заморозили. В прошлом году работу над "Бабаем" начала уже новая команда, и через полгода мультфильм будет завершен. "Бабай" и коммерция — это разные вещи", — говорит Ахрамович. Он решил закончить "Кто боится дядюшку Бабая?" только потому, что это госзаказ, за невыполнение которого по закону предусмотрены штрафы.
А зарабатывать директор "Укранимафильм" собирается на других проектах. Один — тринадцатисерийный телевизионный сериал "Как казаки", продолжение серии короткометражных мультфильмов, которые выходили с 1968-го по 1994 год. "Казаки Око, Грай и Тур — это национальные символы Украины, они известные и легко узнаваемые", — объясняет Ахрамович причину выбора именно этих персонажей. Второй проект — это полнометражный мультфильм "Новые приключения капитана Врунгеля". На студии готовят пробные двенадцать минут, которые и покажут, стоит ли снимать новый фильм в трехмерной графике или вернуться к классической двухмерной. А также — будет ли мультфильм снят на государственные деньги или продюсерам придется искать необходимые $2–2,5 млн самостоятельно.
Государственное агентство Украины по вопросам кино в 2013 году планирует потратить на фильмы и мультики более 130 млн грн.
Мульти-миллионеры
Анимация – это действительно бизнес. В первой сотне самых кассовых фильмов всех времен есть немало мультфильмов
"История игрушек: Большой побег", 2010
История о том, как игрушки ожили и решили сбежать из своего дома, при бюджете $200 млн
собрала в мировом прокате более
$1 млрд.
"Король-лев", 1994
Мультфильм о львенке, который преодолел множество трудностей и стал королем, давно является классикой диснеевской анимации. При бюджете $45 млн он собрал $952 млн.
"В поисках Немо", 2003
Захватывающие приключения храброй рыбки-клоуна собрали в мировом прокате
$921 млн при бюджете $94 млн.
Юлия Куприна, Фокус