Яблоко с гнильцой. Падение акций Apple щекочет нервы инвесторам

Apple могла стать первой компанией в мире стоимостью более $1 трлн, но инвесторы вдруг охладели к ее акциям. Звезда, которую зажег Стив Джобс, закатилась?

Related video

Сногсшибательная популярность акций Apple долго не давала спокойно спать конкурентам. С начала этого года стоимость ценных бумаг ставшего культовым производителя электроники выросла почти на 50%. В марте цена одной акции перевалила за отметку в $600, а стоимость всей компании достигла $550 млрд. Apple стала самой дорогой компанией в мире — нефтяной гигант Exxon Mobil, много лет подряд занимавший первую строчку в рейтинге крупнейших бизнес-империй, остался позади.

Казалось, что веру инвесторов в Apple уже не пошатнуть. Но в апреле вместо новых рекордов компанию ждал холодный душ. Достигнув высшей капитализации 10 апреля, за 5 дней Apple подешевела почти на 10% — на $50 млрд. То есть практически на суммарное состояние сотни самых богатых украинцев.

Массовое бегство акционеров Apple еще не началось — многие инвесторы надеются, что компания стала жертвой спекулянтов и рост скоро возобновится. Но для падения капитализации есть и объективные причины. Устройства компании постепенно теряют свою уникальность, и конкуренты подбираются все ближе. Аналитики прогнозируют спад продаж iPad третьего поколения. А правительство США обвинило Apple в нарушениях антимонопольного законодательства, и на компанию могут наложить крупные штрафы. Значит ли все это, что здание, построенное Стивом Джобсом, дало трещину?

Чтобы перестать терять долю рынка, Apple нужно снова представить продукт, который заставит конкурентов несколько лет догонять лидера. Третий iPad таким продуктом не стал. Аналитики из Wedge Partners считают, что спрос на него начинает снижаться. Хотя за первые три дня продаж Apple установила рекорд, реализовав более трех миллионов новых планшетов, эксперты полагают, что последующие продажи, о которых Apple расскажет 24 апреля во время оглашения финотчета, могут оказаться ниже ожиданий рынка. Apple обещает поправить свои дела, расширив географию сбыта гаджета еще на 21 страну, после чего общее число рынков, на которых доступно устройство, перевалит за полсотни. Но это пока только планы.

Озабоченность инвесторов по поводу Apple связана с опасениями относительно роста выручки компании. "Позиции Apple очень сильны в США и Европе, но их продукция недостаточно доступна на развивающихся рынках, —отмечает эксперт аналитической компании Gartner Анетта Джамп. — А именно они сегодня растут быстрее всего, и успех компаний — производителей электроники зависит от способности покорения бедных рынков Азии и Африки".

Аналитики опасаются, что намерение компании вывести на рынок мини-iPad стоимостью $200 может привести к "каннибализации" продуктов Apple. Также ходят слухи, что мобильные операторы — партнеры Apple перестанут субсидировать iPhone в своих розничных сетях. Торговля мобильными телефонами для Apple уже не будет такой выгодной, а спрос на них может упасть.

Кроме того, у компании Джобса начались проблемы с американскими властями. Минюст США обвинил Apple и пять крупнейших компаний — издателей электронных книг в сговоре с целью повышения цен на цифровую литературу, и это может обернуться для компании многомиллионными или даже миллиардными выплатами.

В 2010 году издатели, увидев угрозу своим прибылям в ценовой политике со стороны тогдашнего монополиста на рынке электронных книг — Amazon, договорились продавать книги дороже в iBookstore, принадлежащем Apple, и этим заставили Amazon поднять минимальные цены на книги с $9,99 до $12,99. "Мы считаем, что в результате этого сговора покупатели переплатили десятки миллионов долларов за наиболее популярные книги", — говорится в заявлении генерального прокурора США Эрика Холдера.

Кроме того, на Apple регулярно жалуются экологи и борцы за права трудящихся в Китае: подрядчики Apple, в особенности Foxconn, известны своим жестким отношением к рабочим, собирающим гаджеты для компании.

Хороший фундамент
Стив Джобс, вернувшийся к рулю в Apple, когда ее акции стоили $4, оставил компанию в отличном состоянии. Гаджеты продавались рекордными тиражами и после его смерти. iPhone 4S разошелся тиражом в 4 млн экземпляров всего за три первых дня продаж. Для сравнения: iPhone 4 за такое же время был продан в количестве 1,7 млн штук. Как свидетельствует опрос All-America Economic Survey, проведенный медиакомпанией CNBC, у 51% американцев дома есть хотя бы один гаджет Apple. Больше 75% жителей страны с годовым доходом от $75 000 имеют опыт использования продукции компании. По данным IDC, устройства Apple занимают более 90% рынка компьютеров дороже $1000.

Тим Кук, которого сам Джобс назвал своим преемником, пока не совершил серьезных ошибок. Недавно сайт Glassdoor.com провел анонимный опрос среди служащих Apple с целью выяснить, как они воспринимают своего нового руководителя. Положительные отзывы Кук получил от 97% сотрудников. Джобса в последний год его правления положительно оценивали 95% персонала.

Но Джобс все же установил слишком высокую планку, и рано или поздно инерционное движение, налаженное в годы его руководства, сойдет на нет. "Джобса заменить некем, — подчеркивает Носик. — По сути, с начала июня 2011 года (последняя презентация Джобса) мы не слышали от компании ни одного интересного или инновационного заявления".

Искусство удивлять
Именно меняющих рынок инноваций привыкли ждать от Apple при Джобсе. Сейчас самые ожидаемые новые гаджеты компании — iPhone 5 и революционный телевизор. От первого ждут увеличенного экрана, еще большей мощности процессора и исключительно тонкого корпуса, выполненного из цельного куска алюминия. Телевизорами "яблочной" компании, как ожидается, можно будет управлять голосом при помощи небезызвестного интерфейса Siri. Устройства, разумеется, будут тесно интегрированы с iTunes и другими онлайн-сервисами. Дмитрий Рябинин, главный аналитик [email protected], уверен, что Apple "взорвет рынок телевизоров".

Известный французский промышленный дизайнер Филипп Старк на днях заявил, что работает совместно с Apple над неким новым "революционным" продуктом. О чем идет речь, он не пояснил, сославшись на "религиозный культ секретности", принятый в компании.

Но изменят ли новые продукты жизнь пользователей так же радикально, как это сделали iPhone и iPad? Или главным инноватором в ближайшие годы окажется кто-то другой? Например, Google или Samsung? Именно эти две компании, считает Носик, создадут в ближайшие годы массу проблем для "яблочников".

Корейский Galaxy SII стал вторым по популярности смартфоном в мире после iPhone. Звания планшета №2 добился и Samsung Galaxy TAB. И хотя продажи этого устройства пока в три раза меньше, чем у iPad, с каждым кварталом Samsung откусывает у лидера все большую долю.

Не дремлет и Microsoft. Эксперт MForum Analytics Алексей Бойко говорит, что в перспективе нельзя исключить сокращение доли рынка Apple в пользу продуктов, сделанных под Windows Phone, который сейчас занимает около 9% рынка.

Google же не так давно рассказала о работе над новым захватывающим проектом — Project Glass. Речь идет о специальных очках, открывающих для пользователей мир "дополненной реальности". Они должны вывести взаимодействие пользователя с компьютером на совершенно другой уровень: если все будет работать так, как обещает компания, классические смартфоны и планшеты людям могут и не понадобиться. В результате впервые за долгие годы новой революции в IT-индустрии ждут не от Apple.

Лидером быть трудно. Огромная популярность гаджетов Apple лишает их ауры уникальности. Светлана Завьялова, эксперт аналитической группы SmartMarketing, считает: главная проблема Apple в том, что "ее продукция многим уже приелась". Ей вторит аналитик инвесткомпании "Финам" Владимир Исаев, по его мнению, главная угроза для Apple — смена поколений пользователей. "Если мама и папа пользуются гаджетами компании A, то ребенок-тинэйджер предпочтет гаджеты какой-нибудь другой фирмы, — говорит Исаев. — Пока смартфоном пользуется успешный, активный сорокалетний президент компании или страны, он служит хорошей ролевой моделью для молодежи. Но когда ему перевалит за пятьдесят, он автоматически перейдет в разряд скучных взрослых".

Избаловав потребителей, Apple оказалась на перепутье. Войти в моду проще, чем остаться на ее острие. И на фондовом рынке это знают не хуже, чем в IT-индустрии.

Великолепная пятерка
Apple готовит к выходу следующие поколения уже полюбившихся гаджетов и принципиально новые устройства на базе mac-технологий

Ноутбук MacBook Pro
Апрель-май 2012 года
$1500–2000
*
Ультратонкий корпус, отсутствие DVD-привода, SSD-накопитель вместо жесткого диска

Планшет Mini-iPad
III квартал 2012 года
$200–299

7,85-дюймовый экран с разрешением 1024х768 точек

Телевизор iPanel
IV квартал 2012 года
$1250

55-дюймовый экран, тесная интеграция с iTunes, Wi-Fi, голосовой интерфейс Siri

Смартфон iPhone 5
Август-сентябрь 2012 года
$200 (в США)

4-дюймовый дисплей, тонкий корпус из цельного листа алюминия

Электромобиль iMove
2020 год
Цена неизвестна

Рассчитан на трех пассажиров, оснащен электромоторами, большой сенсорной панелью внутри

*Цена — мнение аналитика компании Jefferies&Co Питера Мизека

Олег Лабудько, Фокус