Названы самые загадочные компании Украины

Четверку самых быстрых темных лошадок украинского бизнеса составил украинский журнал Forbes.

Related video

Издание указывает на тот факт, что самые загадочные предприятия отличает стремительный рост оборота (в одном из случаев в 190 раз) с выходом на "гроссмейстерский" уровень более миллиарда гривен выручки за прошлый год, однако у этих фирм есть еще одна общая черта: они не любят светиться.

Например, симферопольская оптовая компания Эльбрус указывает в своей финансовой отчетности, что зарабатывает на поставках овощей и фруктов. За год она увеличила выручку в 10 раз - до 1,5 млрд грн.

Но овощи и фрукты здесь ни при чем, пишет журнал, и отмечает, что на самом деле компания продает стартовые пакеты и карты пополнения счета (скретч‑карты) мобильного оператора Киевстар.

О своем бизнесе основатель и гендиректор Эльбруса Константин Резников говорит неохотно, закры­тость компании объясняет неже­ланием привлекать внимание "недружественных инвесторов, близких к власти".

Читайте также на Forbes.ua:

Какие отрасли больше всего экономят на налоговых льготахПочему Apple стоит купить NokiaБудут ли украинские ритейлеры вооружать своих охранниковЧерез год оборот рынка коллективных скидок может достичь $6 млн в месяц

По его словам, компания входит в пятерку крупнейших украинских продавцов скретч‑карт, работающих с мелким оптом.

При этом компания, зарегистрированная в квартире, поставляет карточки мелким торговцам и имеет с десяток офисов в регионах. "Низкорентабельный бизнес", – говорит Резников. Финансовая отчетность это подтверждает: чистый убыток Эльбруса в 2011 году - 100 млн грн.

При этом Forbes задается вопросом, как компании удалось так нарастить выручку: не вдаваясь в подробности, Резников утверждает, что за счет правильной стратегии и его менеджерских талантов.

Журнал нашел и другую версию: бизнесмен, ранее сотрудничавший с Киевстаром, рассказывает, что с помощью покровителей из силовых органов Эльбрус получил от мобильного оператора эксклюзив на поставки скретч‑карт в мелкую розницу. Резников уверяет, что это не так.

Кроме того, свой герой обнаружен и на экспедиторском рынке. Так, компания Альбион - монополист по экспедированию нефтепродуктов в портах Большой Одессы - умудрилась за год увеличить выручку в три раза, до 4,5 млрд гривен.

Советник экспедиторской компании Пласке Василий Зубков заявляет, что на этом рынке не может быть таких доходов. "Возможно, через отчетность Альбиона прошли деньги грузовладельца", - предполагает он. Директор Альбиона Александр Баев подтверждает, что успехи его компании не связаны с экспедированием, однако прояснить ситуацию отказывается, ссылаясь на коммерческую тайну.

Forbes пишет, что иногда стремительный рост выручки показывают компании, которые "кормятся" от крупных промышленных предприятий.

В пример журнал приводит компанию Промышленная комплектация из Кременчуга, выручка которой возросла за прошлый год в три раза - до 6,2 млрд грн. Она фигурирует в финансовой отчетности Кременчугского сталелитейного завода (КСЗ) как один из основных заказчиков.

"Промышленная комплектация - это торговый дом Днепровагонмаша", - добавляет руководитель вагоностроительного предприятия, просивший не упоминать его имени в печати. КСЗ и Днепровагонмаш входят в группу ТАС, принадлежащую вице‑премьеру Сергею Тигипко. В группе не нашли времени ответить на вопросы Forbes.

Согласно отчетности КСЗ, его выручка в прошлом году составила 1,3 млрд гривен. По мнению аналитика Concorde Capital Романа Дмитренко, этот показатель не отображает реальных доходов завода. "При реализации по рыночным ценам их выручка должна была бы составлять 4,5–5 млрд гривен", - подсчитал аналитик.

Forbes допускает, что в этом и кроется ответ на вопрос о динамике показателей Промышленной комплектации: часть недополученной выручки (и прибыли) оседает в торговом доме.

Примечательно, что самой преуспевающей компанией в Украине могла бы считаться фирма Танталит - если верить ее финансовой отчетности, за 2011 год выручка компании подскочила на 19 000% - с 9 млн до 1,7 млрд грн. Стоит подчеркнуть, что единственный известный проект Танталита - центр здоровья и отдыха Green Side площадью 1 млн кв. м, расположенный на территории президентской резиденции Межигорье.

Реальным хозяином Танталита называет себя бизнесмен из Казахстана Сергей Цымбалов. На вопрос Forbes, каким образом его фирме удалось так выстрелить в прошлом году, он ответил уклончиво: "У нас есть свои маленькие бизнес‑секреты".

О том, почему у этих компаний нет сайтов, почему имена их хозяев ни о чем никому не говорят, и почему не вполне ясен род их деятельности, читайте на Forbes.ua.

По материалам Forbes.ua